При выборе и назначении физкультурных мероприятий

 

Физическое воспитание включает в себя правильно организованную внешнюю среду. Сюда относятся соответствующий возрасту и физическому состоянию режим дня, рациональное питание, правильная организация сна и бодрствования, а также всех процессов (кормления, укладывания и пр.), использование естественных факторов природы (воздуха, солнца, воды).

При выборе средств физической культуры для ребенка надо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности его развития.

На каждом возрастном этапе у ребенка обнаруживаются реакции двоякого рода: одни – более сильные, преобладающие, но постепенно угасающие, другие – возникающие, еще очень слабые (попытки), имеющие тенденцию к нарастанию. Весь комплекс воспитательных мероприятий должен быть направлен навстречу этим вновь возникающим и развивающимся реакциям. Необходимо поддерживать и укреплять их. Следует доводить их до полного развития и совершенствования, что и является физиологической основой воспитательного процесса вообще и воспитания нервно-мышечного аппарата в частности.

Первое полугодие жизни. В первые три месяца жизни преобладающей реакцией со стороны нервно-мышечного аппарата является резкая гипертония сгибателей верхних и нижних конечностей, на фоне которой возникает и постепенно нарастает уравновешивание мышц-антагонистов. Для этого необходимо следующее:

частое общение и ласковый разговор взрослых с ребенком, которые стимулируют «комплекс оживления», связанный с развитием эксцентрических движений конечностей в противовес преобладающим концентрическим;

ежедневные теплые ванны, содействующие расслаблению мышц;

легкий поглаживающий массаж, вызывающий расслабление мышц;

стимулирование активных движений ребенка, связанных с работой разгибателей, для чего используется основной двигательный фонд этого возрастного периода – врожденные рефлексы. По данным физиологии, у человека с первых дней жизни имеется ряд рефлексов, которые И. П. Павлов назвал безусловными. К числу безусловных рефлексов относятся пищевые (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительные (поворот или поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни); рефлексыположения (позы) и расположения частей тела (в первом полугодии жизни в горизонтальном положении на весу ребенок закономерно отклоняет голову в корригирующую сторону, т. е. в положении на животе – назад, на спине – вперед, на правом боку – влево, на левом – вправо; пассивный поворот таза в сторону закономерно вызывает у ребенка движение головы и плечевого пояса в ту же сторону).

Один из таких рефлексов (расположение частей тела) может быть применен для воспитания у детей свободной позы во время сна, что имеет большое значение для полноценного отдыха и развития детей. Как часто дети спят что называется «свернувшись калачиком», лежа на боку с прижатыми к груди руками и с притянутыми к животу ногами. Такая поза во время сна, который у детей занимает половину суток, ведет к сближению точек прикрепления мышц-сгибателей с последующим их укорачиванием, наклоном таза вперед и к усилению поясничного искривления (лордоз).

Наблюдения показали, что свободное расположение ног зависит от положения рук: если ребенок лежа на спине кладет руки за голову, то ноги свободно выпрямляются; если же он прижимает руки к груди, то ноги при этом, как правило, притягиваются к животу. Поэтому следует перед сном предлагать детям класть руки за голову. Таким образом воспитывается навык свободной развернутой позы во время сна.

У ребенка с момента рождения имеется ряд кожных рефлексов: ножной рефлекс «феномен ползания», сохраняющийся до 2,5-3 месяцев жизни; спинной рефлекс, сохраняющийся на всю жизнь. Для этих рефлексов раздражителем является прикосновение к коже, а ответная реакция выражается сокращением соответствующей мускулатуры: в «феномене ползания» – разгибателей ног, в спинном рефлексе – разгибателей позвоночника.

В первые месяцы жизни необходимо использовать в упражнениях только те рефлексы, которые связаны с разгибанием, чтобы избежать усиления сгибателей.

Своевременное уравновешивание сгибателей и разгибателей верхних конечностей является необходимой предпосылкой для развития ручной умелости. Это дает ребенку возможность тянуться к предмету, брать и удерживать его, а держась – подтягиваться, приподнимая туловище. Таким образом, своевременное развитие мелкой мускулатуры и ручной умелости является залогом развития крупной мускулатуры и обеспечивает ребенку способность изменять положение тела. В свою очередь, хорошее развитие крупной мускулатуры является необходимым условием для правильной работы верхних конечностей. Например, при вялости меж лопаточных мышц и плохой осанке верхние конечности в вертикальном положении человека свисают не по бокам, а спереди, что нарушает нормальную их функцию.

Нормальное развитие не является чем-то интуитивным, совершающимся вне влияния целого комплекса внешних воздействий. Поэтому ошибочно утверждение, что ребенок хорошо развивается сам без постороннего вмешательства. Между тем даже самый полноценный новорожденный, лишенный ежедневной теплой ванны, постоянного индивидуального ласкового общения со взрослым, тактильного воздействия в виде поглаживания живота и ног при каждом пеленании, не мог бы хорошо развиваться.

Воспитание как система воздействий, направленных на полноценное всестороннее развитие ребенка, заключается не только в том, чтобы приходить ребенку на помощь, когда его развитие отстает от нормы, а и планомерно стимулировать все то, что должно у него появиться в ходе нормального развития. Надо ставить определенные воспитательные задачи для каждого возрастного периода и соответствующими мероприятиями обеспечить нормальное развитие.

У детей, задерживающихся на стадии гипертонии сгибателей, часто моторика развивается неполноценно. Такая задержка после пяти месяцев может быть следствием гипотрофии или недостаточного воспитательного воздействия, что ведет к дисфункции двигательного аппарата.

В связи с этим на обязанности врача лежит правильная оценка морфологических и функциональных расстройств, определение основных причин их происхождения.

Во всяком случае, гимнастика должна применяться в комплексе со всеми другими воспитательными воздействиями: режим питания, сна, использование воздуха, организация бодрствования и пр.

В первые три месяца жизни, кроме поглаживающего массажа, назначаются рефлекторные движения, связанные с разгибанием.

Что касается пассивных движений конечностей, то в этом возрасте они не могут иметь места, так как при наличии гипертонии сгибателей применение этих движений связано с резким сопротивлением ребенка и опасностью насилия над ним.

К концу третьего месяца некоторые двигательные реакции угасают. Так, исчезает «феномен ползания». Поэтому упражнение в рефлекторном ползании отпадает, сыграв, однако, определенную роль в развитии движений нижних конечностей.

Только к 6-7 месяцам ребенок вновь возвращается к ползанию (при условии соответствующего воспитательного воздействия), которое по форме представляет собой тот же акт, но в связи с другими нервными механизмами, управляющими им, находится на более высоком уровне. В связи с этим стимулирование ползания в 5-7 месяцев основано не на врожденном рефлексе, а на воспитании условного рефлекса, когда после нескольких пассивных сгибаний и разгибаний ноги ребенка фиксируются в положении сгибания и ребенок отталкивается, разгибая их и продвигаясь вперед.

После 3 месяцев жизни возникают новые физиологические предпосылки для других гимнастических приемов. На основании достигнутого к этому времени полного уравновешивания сгибателей и разгибателей верхних конечностей можно постепенно вводить пассивные упражнения для рук, начиная с самых несложных и переходя в дальнейшем к более сложным.

С 3 месяцев появляются первые попытки ребенка к перемене положения тела (со спины на живот), которые надо поддерживать упражнениями в этих поворотах, основанных на безусловном вестибулярном рефлексе: пассивный поворот таза в сторону вызывает закономерно активное движение головы и плечевого пояса ребенка в ту же сторону.

В возрасте 3-4 месяцев в связи с укреплением задних шейных мышц проявляются врожденные рефлексы положения. Сначала в положении на весу на животе ребенок отклоняет голову назад, а к 4 месяцам в этом же положении все тело его изгибается, образуя дугу, открытую кверху, что является энергичным упражнением для мускулатуры всей задней поверхности тела и одновременно упражнением в равновесии, так как органом, воспринимающим раздражение (положение на весу), является вестибулярный аппарат – орган равновесия.

С 4 месяцев в связи с укреплением (упражнениями в поворотах) передних шейных мышц ребенок в горизонтальном положении на весу на спине отклоняет голову вперед, напрягая мускулатуру передней поверхности тела – передние шейные мышцы, брюшной пресс.

Во всех перечисленных положениях голова ребенка отклоняется закономерно в корригирующую сторону. Использованием этих рефлексов укрепляются мышцы шеи и туловища.

После 3 месяцев, кроме поглаживания, постепенно и последовательно присоединяются более резкие приемы массажа: растирание, разминание, похлопывание.

Общий массаж продолжается до 6 месяцев жизни, а в дальнейшем он необходим главным образом при нарушениях тургора, мышечного тонуса, а также как отдых между упражнениями. У здоровых детей массаж спины и брюшного пресса сохраняется до 1 года 2 месяцев.

Между 4 и 5 месяцами достигается уравновешивание сгибателей и разгибателей нижних конечностей, что дает возможность ввести пассивные упражнения для ног.

В периоде от 4 до 6 месяцев, в связи с укреплением передних шейных мышц и возникающими в этом возрасте попытками ребенка поднимать туловище из положения на спине, можно ввести, кроме рефлекторных движений, несложные активные упражнения, носящие характер «произвольных». Одним из таких упражнений может быть приподнимание верхней части тела из положения на спине при поддержке за руки, отведенные в стороны.

Особое внимание в этом возрасте надо уделить дальнейшему развитию ручной умелости, приучая ребенка не только хватать, но и удерживать предметы в руках. Для этой цели детям даются предметы, удобные для захватывания, а на занятии гимнастикой в упражнениях для рук надо добиваться, чтобы ребенок сам держался за пальцы воспитателя.

Нередки случаи, когда по той или другой причине развитие некоторых навыков детей запаздывает или совершенно выпадает (как это бывает с ползанием), что неблагоприятно отражается на последующем развитии ребенка.

Для того чтобы к началу второго полугодия жизни ребенку была обеспечена возможность передвижения в горизонтальном положении, надо уже с четвертого месяца жизни укреплять мышцы спины и плечевого пояса не только путем применения гимнастических упражнений, но и более частым и продолжительным выкладыванием ребенка на живот в периоды бодрствования и стимулированием элементов ползания.

Если к 6-7 месяцам ребенок ползает, то это является хорошим показателем его нормального развития.

Было бы большой ошибкой рассматривать ползание как потерявшую смысл стадию развития, так как и в антогенезе оно является необходимейшим этапом, благодаря которому укрепляется вся та мускулатура, на которую ребенок будет опираться при сидении, стоянии и ходьбе. Качество этих актов в большой степени зависит от упражнений, предшествующих переходу в вертикальное положение.

Поэтому желательно, чтобы дети научились ползать раньше, чем садиться и вставать на ноги, так как это способствует правильному формированию тела ребенка. Порядок возникновения двух актов (сидения и ползания) всецело зависит от системы воспитания и может быть сознательно направлен.

Важно не только то, чтобы ребенок к 7 месяцам сидел, а к году ходил, но еще более важно то, как он сидит и как ходит, так как неправильное сидение уродует грудную клетку, а неправильная ходьба обезображивает нижние конечности.
Большое значение имеет и качество ползания: в положении на четвереньках оно более совершенно и является как бы «пред ходьбой».

Важно помнить, что мышцы, кости укрепляются упражнениями. В вертикальном положении подвижность позвоночника обеспечена только в шейном и поясничном отделах, т. е. в местах его лордозирования (небольшое искривление позвоночника выпуклостью вперед). В грудном же отделе, где имеется кифоз (небольшое искривление позвоночника выпуклостью назад), позвоночник в вертикальном положении мало подвижен, а в положении на четвереньках он лордозируется, подвижность его восстанавливается, и упражнения в таком случае возможны.

Таким образом, занимаясь гимнастикой с детьми первого полугодия жизни, надо отметить следующие особенности:

1. Большое место уделяется массажу, который охватывает все тело.

2. В активных упражнениях главным образом используются рефлексы оборонительный, защитный, кожный и по мере укрепления шейной мускулатуры – вестибулярный.

3. Упражнения пассивные вводятся только после исчезновения гипертонии мышц сгибателей сначала для рук и несколько позднее – для ног.

 

Второе полугодие жизни. Это период массового возникновения условных связей, вырабатывающихся на базе безусловных и условных рефлексов. Поэтому активные упражнения осуществляются в ответ не на чувственный – безусловный раздражитель (тактильный, вестибулярный), как в первом полугодии, а на условные сигналы, которые вначале должны совпадать во времени с безусловным раздражителем. Такими сигналами могут быть легкое потягивание за руки, за ноги, зрительные сигналы (кольца, палочка) и, наконец, краткая речевая инструкция.

Появляется способность к длительному сокращению крупной мускулатуры и удержанию тела в вертикальном положении, в связи с чем развиваются статические функции: сидение, стояние. Следовательно, первая задача – с 5-6 месяцев укрепить всю ту мускулатуру, которая осуществляет сидение и стояние, т. е. мышцы спины и ног; с этой целью вводится упражнение в ползании.

Не надо учить ребенка сидеть и стоять, но участвующие в этих актах мышцы надо укреплять в горизонтальном положении, т. е. научить ползать. Срок – к 7 месяцам.

В этом периоде способность к длительному сокращению характерна не только для крупной мускулатуры, но и для мелких мышц кисти и пальцев, в связи с чем ребенок может удерживать предметы в руках. Это дает возможность изменить методику выполнения упражнений для рук, т. е. перейти от непосредственной связи рук воспитателя с руками ребенка к опосредованной связи с помощью колец.

Особенностью развитие ребенка второго полугодия жизни является и способность согласовывать, правильно распределять работу мышц-антагонистов (полное уравновешивание сгибателей и разгибателей верхних и нижних конечностей). До этого (в первом полугодии) движения ребенка носят спастический характер (концентрический – к телу), и на раздражители (зрительный, слуховой) он отвечал общей двигательной реакцией всего тела; для каждого действия ребенок напрягал большее количество мышц, чем это необходимо для данного действия. Например, в 5 месяцев ребенок, вполне овладевший хватанием, предложенную ему игрушку берет двумя руками, а в 6 месяцев он берет ее одной рукой, и таким образом действие становится более экономным.

Функция мышцы двояка – сокращение и расслабление; вторая труднее первой, и совершенствование ее требует длительной и систематической тренировки.

Только после 6 месяцев жизни ребенок способен, напрягая одну мышечную группу, например мышцы спины, одновременно расслаблять антагонисты, т. е. брюшной пресс. В связи с этим возможны уже более сложные упражнения на координацию, и вводится так называемое «напряженное выгибание». Таким образом, ребенок научается хорошо координировать работу различных мышечных групп.

Особенность этого возрастного периода -развитие пассивной речи, т. е. понимание речи: к 10 месяцам ребенок не говорит еще ни слова, но уже многое понимает. На этом основании вводится речевая инструкция к каждому упражнению. Она должна быть всегда одинаковой, краткой, отчетливо произносимой и точно соответствовать требуемому действию (например, «сядь», «повернись на живот», «держи кольца» и т. д.).

Так, к условным сигналам, зрительному (кольца, игрушка) и двигательному (пассивные движения), которые относятся к первой сигнальной системе (общей у человека с животными), присоединяется новый условный сигнал – слово, относящийся ко второй сигнальной системе (свойственной человеку).

В начале этого периода слово является самым слабым компонентом комплексного раздражителя, более сильным – зрительный (игрушка) и самым мощным – двигательный раздражитель (пассивные движения, потягивание за руки, за ноги, поворот таза).

Начинать надо с самого слабого раздражителя, вслед за ним более сильный и подкреплять самым сильным – двигательным.

Таким образом, название действия сочетается с действием, и после многократных повторений к 10 месяцам ребенок должен знать название всех предметов и действий, относящихся к занятию гимнастикой.

К концу второго полугодия благодаря образованию условной связи между названием действия и действием некоторые упражнения, носившие до этого характер пассивный, становятся активными, так как выполняются ребенком самостоятельно по слову.

После 6-7 месяцев пределы манежа уже не обеспечивают нормальное развитие ребенка. В этом периоде он нуждается в большей площади на полу. Необходимо использовать горки со скатом и лесенкой, низкие, широкие диваны, большие корзины и другие пособия, стимулирующие ползание, лазанье, влезание, вставание и ходьбу с опорой.

На протяжении всего первого года жизни ребенкаруки того, кто проводит занятия, служат тем естественным нежным и чутким аппаратом, который обусловливает правильность и точность движений. В дальнейшем ребенок постепенно переводится сначала на колени сестры-воспитательницы, а затем на простейшее гимнастическое оборудование.

Второй и третий год жизни. Занятия гимнастикой на втором и третьем году невозможны без гимнастического инвентаря (палки, лесенки, обручи, гимнастические скамьи и пр.), который содействует развитию ходьбы, перешагивания, влезания, перепрыгивания и др.

Особое значение после года имеет правильная ходьба. При правильной ходьбе линия опоры проходит через пятку и второй палец ноги, что обеспечивается при условии, если стопы во время ходьбы двигаются параллельно и не широко расставлены.

Такая позиция достигается путем постепенного уменьшения ширины дорожки – доски (по которой ходит тренирующийся ребенок) от 30 до 15 см – на втором году жизни и от 15 до 10 см – на третьем году жизни.

От правильной ходьбы отчасти зависит и правильная осанка, т. е. привычная для человека естественная постановка тела, обеспечивающая правильную конфигурацию позвоночника (отведенные назад плечи, несколько выступающую вперед грудную клетку и втянутый живот). Она зависит также от состояния межлопаточных мышц, которые в этом возрасте в занятиях гимнастикой укрепляются целым рядом упражнений, как-то: «подлезание под скамью», «напряженное прогибание позвоночника» и др.

В центре внимания после года должна быть профилактика плоскостопия путем использования каждого гимнастического аппарата для упражнения стоп («ходьба по ребристой доске», «влезание по лесенке», «поднимание выпрямленной ноги до палки», «приседание с последующим выпрямлением на носках» и на третьем году жизни – «подпрыгивание»).

На третьем году жизни следует ввестикорригирующие упражнения для детей с плоскостопием путем хождения на наружных краях стоп, что обеспечивается ребристой доской, согнутой под углом.

Хорошим упражнением в равновесии является ходьба вдоль скамьи с постепенно увеличиваемой высотой от 12 до 24 см.

На третьем году жизни доступны уже более напряженные упражнения для рук и плечевого пояса (например, подтягивание вдоль скамьи, лежа на животе, ухватившись руками за края скамьи).

Начиная со второго года жизни занятие гимнастикой из индивидуального постепенно переходит в групповое, объединяя вначале двух детей, а со второй половины второго года жизни и на третьем году от четырех до шести детей. Ребенок таким образом постепенно приучается выполнять упражнения одновременно с другими детьми, что способствует воспитанию умения согласовывать свои движения с движениями товарищей.

С большой осторожностью на протяжении всего раннего возраста надо относиться к прыжкам: В системе гимнастики и в организованных играх не должны иметь места спрыгивания с высоты, которые при недостаточности пружинящего свода стопы могут повести к дальнейшему распластыванию стопы и толчкам в суставы.

В этом возрасте вполне безопасны и допустимы упражнения в подпрыгивании и перепрыгивании, так как в случае слабого развития пружинящего аппарата стопы ребенок не сможет отделиться от пола и привести тело в состояние полета.

Таким образом, основные положения в занятиях с детьми второго и третьего года жизни остаются теми же, что и для детей первого года жизни.

Проведение работы с детьми этого возраста доступно в любом детском учреждении при условии хорошо организованного обучения и наличия гимнастического инвентаря.

Назначение тех или иных комплексов гимнастических упражнений, контроль за правильностью выполнения и соблюдением методических указаний по проведению этой работы лежат на враче.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: