Эволюция представлений о предмете философии, её структуре, содержании и функциях классической и постклассической западноевропейской философии

Ф -это учение о мире как целом, о человеке, о его месте в этом мире, о взаимосвязях м/у ч и миром, между ч и ч. о путях и способах познания и преобразования мира.

Гф (древнегреческое филс - любовь, софия -мудрость) - любовь к мудрости родилась из необходимости и потребности людей обобщить весь опыт познания мира и практической жизни. Она зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира-Индии. Китая, Египте. Первый человек пожавший себя философом - Пифагор. Ф возникла с появлением потребности рационального объяснения проблем бытия. С её возникновением начался нескончаемый спор м/у философами о том.что представляет собой ф-я. какова её ценность в культуре и в чём состоит её предмет. Платон полагал, что ф-я есть познание сущего, вечного и непреходящего. Согласно Аристотелю-иссяедование причин и принципов вещей. И. Кант задачей подлинного философствования считал обоснование абсолютных границ всякого возможного знания. По мнению Гегеля, ф. есть мыслящее рассмотрение предметов. Первые философские учения в древних цивилизациях Китая. Индии. Греции преимущественно были ориентированы поиск первоначал мироздания как источника и основания всего существующего. Именно поэтому первые философские концепции чаще всего формулировались как учения о природе или нату рфилософия (природа). Потом натурфилософия трансформируется в онтологию (слово, учение) — учение о фундаментальных принципах бытия и наиболее общих основаниях сущего. Что я могу знать и во что я могу только верить? Наряду с понятием бытие в понятийный аппарат онтологии также входит ряб других категорий: материя, движение, развитие, пространство, время и..). Необходимость определения соотношения знания и мнения, истины и заблуждения обусловила возникновение, логики (построенный на рассуждении) и эпистемологии (знание, учение). Логика стала трактоваться как наука о законах правильного мышления, об универсальных формах и средствах рационального познания. Гносеология теория познания - кто такой чел-к. каково его место, предназначение? Впоследствии ф начинает исследовать сущность и формы бытия ч-ка в мире - антропология ($ - человек, - учение), философская антропология - что такое об-во, каковы законы, источники развития чел-го об-ва, что такое культура? этика, эстетика, политика. 4. социальная ф-я + дополнительные фил-е дисциплины (ф-я религии, ф-я языка и т.д.) Метафизика (греч.—после физики) трактовалась изначально как особая наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Термин был введен в 1 веке д.н.э. Андроником Родосским, по Аристотелю метафизика — наука о бытии, которая но своему значению и ценности занимает первое место. Она исследует бытие само по себе (онтология) и божественное бытие (философская теолог ия). Но с развитием философского знания онтология принимает более широкое значение и в современном понимании представляет собой учение о предельных, фундаментальных структурах бытия, процессе стан-я и разв-я ф круг её проблем менялся. Для нач. периода др. философии характерен космоцентризм (от сл. вселенная, стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность). Далее внимание перемещается к проблемам человека, этики, общественного устройства (ф становится антропоцентричной). Религиозная философия средневековья - теоцентрична (от г реч -Бог, природа и человек рассм как творение Бога). Развитие науки в Новое время выдвигает на передний план проблемы познания, научных методов, нрбл обществен устройства. В некоторых современых философских течениях проблематика сведена клогин анализу языка, пониманию и истолкованию текстов.

Философия, наука. которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания(правильное и бесполезное определение). Предмет ф-рассматривает наиболее важные свят в системе «мир- человек» Назначение ф-поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Роль философии ориентирует на раскрытие наиболее общих устройств мира 2. Ф (её мировоззрение) достигает высокой степени упорядоченности, обобщенности и теоретичности знаний о мире и о ч-ке. З.Ф определяет хар-р и направление мировоззрения.4.Ф объединяет установку и способы решения проблемы ч-а в различных её

аспектах.5.Ф - теоретическая основа и ядро мировоззрения.

Функции философии: 1 2. Мировоззренческая. - ф-я вырабатывает самую общую систему взглядов на мир и место в нем ч-а, зафиксированную в самых общих понятиях - универсалиях к-ры: что есть природа, человек, добро и зло. бытие и небытие, необходимость и случайность. 3. Познавательная - несёт ч-у систематическое обобщенное, теоретическое знание о мире, о ч. о месте ч-а в мире, разрабатывает теорию познания. 4.Методологическая, она есть теоретическая с-ма знаний о методах, способах , формах познания, в том числе и научного, заключается в раскрытии закономерностей связей отношений «ч-мир» и оформляется в форме законов природы, общества, мышления.5. Прогност. ф стремится к предвидению прир. и соц. Пр-в.путей и результатов эволюции.Ф взаимодействует не только с наукой, но и с другими сферами духовной жизни. Она оказывает воздействие на экономику, политику, правовые и нравственные отношения, искусство и религ ию, на формы общественного сознания.6. Критическая ф-я ф-и, так как критический стиль мышления при анализе наличного бытия и наличного сознания, обобщении материала обыденного опыта, научного знания, искусства, морали и т. д., создании мировоззренческой картины мира является сущностной характеристикой ф как мировоззренческого мышления.

Клас. Ф. пыталась создать единую систему философского знания, в рамках которой рассматривались бы проблемы бытия и познания, морали и политики, искусства и человека.

Клас. Европ.ф-я начала форм-ся в др. Греции и, пройдя длительный период развития, завершила свое существование в к. 18 - н. 19 в. Завершающим этапом называют немецкую классическую философию (И. Кант, Шелленг, Гегель, Фейербах). Х-ка класс.ф.:

1. Акцентирование внимания на разумности ч-а и мира в целом. Ч-к понимается как Ното 5ар1епз. постулируется, что мир познаваем; главным орудием познания явл. мышление, превалирует тезис о тождестве бытия и мышления; Гегеля (пан = Все) - мир есть сама идея, то есть, то, что познается.

2. мир рассматривается как диалектика Субъекта и Объекта. Мир - это рассеченность на двое: те, кто познает (субъект) и что познается (объект). Задача: приблизить субъект к объекту:

3. абсолютизация диалектического взгляда на мир. Причем дело не в том, что диалектика рассматривает мир как развитие, а в том, что источник развития видится в единстве и борьбе противоположностей.

5. Идея механицизма. Мир представляется как единый механизм, созданный Богом. Механицизм-предтеча попытки подчинить себе природу. Механицизм противостоял безумию мира.

6. Вера в целесообразность (телеологичность) развития общества, в то, что

существуют законы развития общества, подчиняющиеся определенной схеме.

Рационализм-классический тип философствования, РАЦИОНАЛИЗМ (разумный, гаио - разум) - т. зр. рассудка, соответственно - разума; совокупность фил.направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок - с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей - с объективной. Постклассическая (неклассическая) ф. к. 19-20 веков (общая характеристика) Причины перехода к неклассическим типам фил-ия в 20 веке:

1. Основная причина-к началу 20 века выявились неразумные тенденции в развитии западной цивилизации (войны, революции).

2. Рационализм (особенно просветители) акцентировался на невежестве масс, но

практика показала, что сознание масс включает в себя трезвый опыт(поговорки).Даже

предрассудки обладают прочностью, их невозможно разрушить.

З. Рациональное знание исчерпало себя гносеологически (процессом познания).

Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в одну — это проблема выживания человечества. Философия XX века — вместе со всей духовной культурой современного мира, стремится помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего, а не ложного смысла жизни, в поиске своего Я и реализации своего творческого потенциала. Современная Ф. — акцент на развитии отдельных философских дисциплин (социальная философия, философия науки, философия техники, философия культуры, философия религии и др. Разнообразие фил.подходов особенно ярко проявляется в оценке возможностей и способов познания. Классическая философия ориентировалась на рациональные формы духовного опыта (разум, рассудок). В философии конца 19 в. и особенно 20 в. духовный опыт понимается более широко, при этом на передний план выходит иррациональная философия. Иррационализм утверждает нелогичный и иррациональный (непостижимый) характер бытия и отрицает разум в процессе познания. Разум способен познать лишь какой-то момент жизни, а не всю жизнь.

2. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы становления. Ценности и цели философии в эпоху постмодерна.

Постм-м ("суперструктурализм", "травсававгард") оформился на рубеже 70-х п. XX в. в широкую концепцию к-ры. Складывавшийся в литературоведении и искусствознании, архитектуре и религиоведении, социологии и культурологи, а затем заявленный как маргинальный философский дискурс, он распространилсвое влияние на все сферы к-ры и общ-ва. Пост-м это, отн-е к множеству реакций на философствованиепоследней трети XX века. Пост-м — современная общекультурная тенденция западного самосознания,оказывающая влияние на весь остальной мир. Пост-м — неопр-я, но устойчивая хар-ка стилевых иобщеметодологических изменений (в искусстве, литературе, архитектуре и т. п.). О пост-ме заговорили деятели искусства, искусствоведы, теоретики архитектуры и литературные критики в конце 60-х годов, чтобыло своеобразной реакцией на утопический проективизм модернизма. Как "постмодернистскую" оценивалиСВОЮ ПОЗИЦИЮ авангардные художники, музыканты, архитекторы, теоретики искусства, подчеркивая

Цив-я - это понятие отражающее общество определённой стадии развития в единстве всех сторон материальной и духовной деятельности. Основу цивилизации составляют совокупность мировоззренческих общих понятий о человеке его отношению к миру, познавательной деятельности, собственной деятельности. Историки насчитывают в зависимости от набора факторов множество цивилизаций Альфред Томби выделяет 21цив. Большинство представляют собой традиционные Ц. Западно-европейская Рассмотрение человека как образа и подобия Бога способного понять законы его творения и культура возрождения (понимание природы как объекта исследования, возвеличание человека как деятеля и творца. В Новое время осуществл. синтез основ мировоззрения, установок техногенной Ц

/ Цивилизация формируется в связи с переходом от «собирательного» способа жизнедеятельности человека, для которого характерно присвоение продуктов природы в чистом виде, к производящей экономике, стимулирующей активно-творческое, целенаправленно-преобразующее отношение человека к миру и к себе самому.

Отличительные признаки цивилизации: крупные оседлые поселения типа городов, монументальные общественные сооружения; наличие системы налогов или регулярного взимания дани с централизованным накоплением средств; определенное развитие экономики, включая торговый обмен; отделение ремесляников- специалистов: письменность, некоторое развитие зачатков наук (арифметики, геометрии, астрономии); развитое искусство; существование привилегированных классов: государство. ИМПЕРАТИВ (лат.) - требование, приказ, закон; с появлением кантовской "Критики практического разума" императив - это общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе). Гипотетический императив имеет силу лишь при известных условиях; категорический императив выражает безусловное, неуклонное долженствование, он устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в поведении. Категорический императив, или императив нравственности, формулируется Кантом следующим образом: "Поступай так, чтобы максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства" (см. также "Золотое правило"). Н. Гартман говорит по этому поводу ("Еипк", 1935): "Поскольку упомянуто, что действительно критерий всегдашней "максимы" поведения состоит в том, может ли она быть в то же время всеобщим законом или нет, то в ней, очевидно, заключено нечто такое, чего человек как личность принципиально не может хотеть. Он скорее должен хотеть, чтобы сверх всякой всеобщей значимости в его поступках было ещё нечто собственное, что на его месте никто другой не мог бы или не должен был бы делать. Если он отказывается от этого, то он является просто одним из множества номеров, который можно заменить любым другим; его личное существование

ненужно, бессмысленно". Прогресс в обществе всегда был связан с развитием с развитием научно- технического прогресса. Научно-техническая революция открывает широкий простор для всестороннего, целостного развития человека и соответственно возрастания роли человеческого фактора во всех сферах жизни общества.Основные установки новой программы действия для решения проблем устойчивого развития сводятся к следующему: в центре внимания экономической и социальной политики должны находиться люди, чье право на здоровую, плодотворную жизнь в гармонии с природой имеет приоритетное значение; задачи сохранения окружающей среды и экономического развития должны решаться неразрывно; все народы имеют право на развитие при сохранении качества окружающей среды как в настоящем, так и в будущем;

-государства должны нести ответственность за свою деятельность, наносящую ущерб окружающей среде других стран;-государства должны заменить модели производства и потребления, не способствующие устойчивому развитию.По признанию западных теоретиков. Наше будущее, судьбы планеты зависят от того, насколько мы поймем, что:-насыщенность мира оружием ставит человечество перед угрозой самоуничтожения, поэтому альтернативы сотрудничеству нет;-в современной войне не может быть победителей, равно как и побежденных: идеи достижения военного превосходства антицивилизационны; и космос физический и космос культуры принадлежит всему человечеству; проблемы разногласия и конфликты можно и должно решать на пути диалога, обращения к извечным гуманистическим ценностям;-во взаимосвязанном и взаимозависимом мире безопасность должна быть всеобъемлющей, взаимной и неделимой: священной ценностью должна быть признана человеческая жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: