Проблема бытия в различных философских системах

БЫТИЕ - категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или дтя любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии (см. Онтология); в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий. Первые попытки разрешения проблемы источника существования того, что есть - в мифологиях, религиях, в натурфилософии первых философов. Философия как таковая ставит целью прежде всего нахождение подлинного (в отличие от кажимого) Б. и его осмысление (или - участие в нем). Наукообразная философия идет по пути определения понятия Б. и его места в структуре знания, а также выделяет уровни и типы Б. как объективного существования. В наибольшей мере концентрировал различные

 

свое несогласие с эстетической теорией модернизма. Уже Ницше и Фрейд наметили опр-ю стратегию мысли: ничему не поклоняться, ни с чем не обращаться как с квази-божеством, рассматривать все, что связано с человеком, — язык, человеческое сообщество, совесть и т.д., — как продукты времени и случая. Постмоде рнисты от казались от употребления всех обосновывающих эти основания понятий: Бог, душа, Я, внешни й мир и т.д. Они признают власть локальных беспорядков и случая, видят себя в одном ряду не с религ ией и нау кой, а с политикой и искусством. Одна из задач постмодернистов -— сломить многовековой диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины есть гордыня и ложь, которые разум использовал для оправдания своих тоталитарных притязаний.Философский постмодерн ориентирован, на гносеологический и эпистемологический релятивизм. Основные его пр-пы таковы: объективная сущность — иллюзия; истина неоднозначна, множественна; обретение знания есть бесконечный процесс пересмотра словаря; действительность не есть данность, она формируется под воздействием человеческих желаний и поступков, ориентацию и мотивировку которых нельзя до конца объяснить, а следовательно, невозможно предсказывать и контролировать; конструкций реальности может быть сколь угодно много и ни одна из них не является окончательно истинной; человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует, истолковывает его и ни одно истолкование не имеет преимуществ перед другими и т.д. Философы-постмодернисты отказались от понимания бытия как чего-то абсолютного и неизменного, с помощью которого объяснялось все изменяющееся и из которого оно выводилось] Нарфимер, Ж. Батай описал бытие и жизнь как становление с помощью гераклитовской метафоры огня' Жизнь есть горение, дающее ощущение боли и радости одновременно. Бытие как становление — это огонь Гфаклита, вечно творящий и вечно разрушающий, не подчиняющийся /В этом процессе никаким законам! {Постиодернисты считают, что логика и грамматика искажают мысль, диктуя ей правила и нормы оформления в порядок. Там же, где мысль находится в становлении, где еще нет диктата логики и грамматики, мысль движется в стихии случая, игры, неопределенности, анархии, и ее выражение в слове носит случайный характер. Итак, философы-постмодернисты выразили мировоззрение, свободное от веры в Бога, науку, истину, человека и его духовные способности. Особенности постмодернизма. Постмодернисты выдвинули ряд идей, важных дляисследования механизмов власти и ее институтов, коммуникативной природы знания, границобщеобязательности научных истин, способов легитимации знания, но прежде всего довели до логическогоконца (и тем самым до абсурда) идеи, которые были развиты в философии XX века. — в частности.критикуклассического разума и классической метафизики, расширение трактовки принципа рациональности, отказ откритериев общеобязательности и объективности, поворот к антропологии и к осознанию роли комму никациив жизни человека, осмысление фундаментальной роли языка в познании и в самом бытии человека. Ф. Ницше, предполагает не столько «переоценку всех ценностей», Постмодернизм решительно противопоставляет традиционным ценностям и нормам новые ценности. Среди ценностей современного общества, или модерна, с которыми постмодернисты намереваются покончить, они особо выделяют культ разума, свободы и науки. Решающая черта постмодернистской философии — разрыв с любой идеологией нового времени, с духовно-историческими основаниями его культуры, которые отождествляются с идеями прогресса, свободы и науки. Постмодернистская философия выступает с критикой науки, которая делается ответственной за обезличение и отчуждение человека. Критика науки, развернутая современными постмодернистами, заключается прежде всего в том, чтобы рассмотреть ее как идеологию и инструмент власти. Научное знание теряет статус объективного, незаинтересованного знания, свою объективную значимость и становится выражением лишь воли к власти — над природой, над другим человеком, над собой. Наука — лишь средство дисциплинаризации человека, навязывания ему внешних норм, которые превращаются во внутренние регуляторы его поведения, его мыслей и чувств. Другая отличительная черта постмодернизма — разрыв с историей. Разговоры о «конце истории», были восприняты постмодернистами как свидетельство конца традиции, ориентации на традицию и, соответственно, как свидетельство конца историчности и идеи прогресса.

3. Философия и экологические императивы современной цивилизации. Концепция устойчивого развития общества.

Термин «цив-я» означает гражданский, государственный. Французские философы-просветители называли цивилизованным такое общество, которое основано на п-пах разума и справедливости. В XIX в. в ходу было употребление этого слова для обозначения высокого уровня культуры народов Западной Европы.

Н.Я. Данилевский рассматривал цивилизацию как специфический культурно-исторический тип (еврейская - религиозная деятельность; греческая - культурная, научная, художественная, промышленная деятельность; римская - политическая деятельность; европейская - научный и промышленный характер культурности; славянская - единство всех деятельностей). В XX ст. понятие цивилизации употребляется как синоним культуры или как определенный этап вее развитиии.

Аспекты понятия Б. Парменид. Он выделяет основные характеристики Б. - целостность, истинность, благость и красоту - и манифестирует единство мысли и Б. (и - не-мысли и небытия). Разделение (точнее, удвоение) мира у Платона на мир идей (мир истины) и на действительность (мир подобий) является началом европейской метафизики и на ее закате переходит в марксизме в разделение материального (мир) и идеального (связанного с сознанием) Б. Классифицирующий анализ Б. у Аристотеля (в частности, он выделяет уровни -возможное и действительное Б.) по сию пору служит примером для всякого наукообразного подхода к Б. В период средневековья Б. рассматривается с религиозных позиций: истинное Б. - Бог, мир же несамостоятелен, сотворен из ничто и без заботы Бога исчезнет в ничто. Возрождение рассматривает Б. как природу, с одной стороны -самостоятельную (все существующее - творение природы), с другой - нуждающуюся в человеке как творце и хозяине. Новое время акцентирует внимание как раз на подвластности Б. человеку как оформляющему, собирающему из него мир (как в плане познавательном, так и в плане практическом). Это становится причиной "инфляции" понятия Б. - теперь оно воспринимается как внешнее, неуловимое человеком в его познании, а вскоре начинает восприниматься как философская иллюзия. В то же время Энгельс предлагает развернутую классификацию видов Б. с точки зрения науки: механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное. Реабилитация понятия Б. в философии 20 в. связана с именем Хайдеггера. Он говорит о новом условии усмотрения Б. (отличного от существования) - о поэтическом мышлении. Б. - вечно проясняемое раскрытие присутствия (конкретного единства вещей и человека). Современная' философия видит в абсолютизации понятия Б. одну из причин "смерти философии" в современной культу ре и акцентирует внимание на альтернативах - понятиях Ничто, Различания, Критики.

ОНТОЛОГИЯ (учение) - учение о бытии: в классической философии - учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы; в современной неклассической философии -интерпретации способов бытия с нефиксированным статусом. 0. 19- 20 вв. характеризуется интенцией ИНТЕНЦИЯ (лат. тт.епио - намерение, тенденция, стремление) - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет, трактовки в качестве онтологических таких феноменов, как психологические (традиция восходит к онтологической интерпретации "воли" в концепции

А.Шопенгауэра); логические ("быть -значит быть значением связанной переменной" в логическом анализе Куайна); языковые ("действительность производится заново при посредстве языка" в лингвистической концепции Э.Бенвениста).

Философия глобального эволюционизма и современная научная картина мира. Идеи системного и эволюционного подходов в исследовании неживой природы органического мира и социальной жизни.

Принцип глобального (универсального) эволюционизма можно характеризовать как тенденции синтеза современных научных знаний, то они могут быть выражены в стремлении построить научную картину мира. Научная картина мира - это система общих представлений о мире, получаемых в различных науках. Классическая картина мира рассматривала его как сумму элементов, считала, что есть устойчивые законы мира. Во второй половине 20 века формируется постклассическая картина мира. Она связана с развитием неравновесной термодинамики, синергетики, теории систем, глобального эволюционизма и т.д., а также с развитием концепции ноосферы, требующей синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания. Современная картина мира включает объекта как неотъемлемого элемента самой природы. Идея господства над природой, рассмотрение ее как независимого от человека объекта, сменяется идеей гармонизации человека и природы, человека и космоса. Новую дисциплину, в которой исследуется взаимодействие многих подсистем разной природы, Хакин предложил назвать синергетикой. Она занимается изучением самоорганизующихся систем. Для них характерны нелинейность, необратимость, непредсказуемость, открытость. Их развитие нельзя предсказать однозначно. Идея о взаимообусловленности человека и вселенной привела к появлению антропного принципа: «если бы законы, которые определяют процесс самоорганизации материи во вселенной были бы иными, то нас просто бы не существовало» или «в мире все происходит так потому, что мы в нем есть». Концепция глобального эволюционизма - это современная форма конкретизации философского учения о развитии мира. Развитие мира возможно как коэволюция человека и природы. Поиск гармонии сегодня выражен концепции устойчивого развития. Экономическое развитие должно быть экологически приемлемым. Большую роль играют информационные технологии.

Наиболее полную разработку принцип эволюции получил в биологии и стал ее фундаментальным положением со времен Ч. Дарвина. Однако до настоящего времени он не был доминирующим в естествознании. Во многом это связывалось с тем, что в качестве науки-лидера выступала физика, которая транслировала свои парадигмальные установки в соседние отрасли знания.

Что же касается биологии, то ее представления, касающиеся Живой природы, не рассматривались как базисные основания мироздания. Поэтому, участвуя в построении научной картины мира, биология, тем не

менее, долгое время не претендовала на то.чтобы ее идеи и принципы приобрели универсальный характер и применялись во всех других областях исследования.

Глобальный эволюционизм часто характеризуется как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей, получивших, прежде всего, обоснование в биологии, а также в геологии, астрономии, химии, на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса. Новое содержание в концепцию глобального эволюционизма было внесено в 40—50-х гг. XX в., когда были развиты идеи общей теории систем. Идея системного рассмотрения объектов оказалась весьма эвристичной прежде всего в рамках биологической науки, где она привела к разработке проблемы структурных уровней организации живой материи, анализу различного рода связей как в рамках определенной системы, таки между системами разной степени сложности. Системный подход, развиваемый в биологии, рассматривает объекты не просто как системы, но как саморазвивающиеся системы. Формирование самоорганизующихся систем можно рассматривать в качестве особой стадии развивающегося объекта, своего рода "синхронный срез" некоторого этапа его эволюции. Глобальный эволюционизм можно рассмотреть как соединение идеи эволюции с идеями системного подхода. В этом отношении универсальный эволюционизм не только распространяет идею развития на все сферы бытия (устанавливает универсальную связь между неживой, живой и социальной материей), нон преодолевает ограниченность феноменологического описания развития, связывая такое описание с идеями и методами системного анализа. Идеи глобального эволюционизма получили обоснование в современной науке и только после этого они стали рассматриваться в качестве базисного принципа современной научной картины мира.

В обоснование глобального эволюционизма внесли свой вклад многие естественнонаучные дисциплины, но определяющее значение в его утверждении сыграли теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы, теория нестационарной Вселенной и синергетика.

В 20-х гг. XX столетия в биологии начало формироваться новое направление эволюционного учения, которое было связано с именем В.И. Вернадского и которое называют учением об эволюции биосферы и ноосферы. Его, бесспорно, следует рассматривать как один из существенных факторов естественнонаучного обоснования принципа глобального эволюционизма. В концепции В.И. Вернадского жизнь представала как целостный эволюционный процесс, включенный в качестве особой составляющей в космическую эволюцию. Тем самым своим учением о биосфере и ноосфере В.И. Вернадский фактически продемонстрировал неразрывную связь планетарных и космических процессов.

От того, как человек будет строить свои взаимоотношения с окружающим миром, зависит само его существование. Не случайно проблемы коэволютщи человека и биосферы постепенно становятся доминирующими проблемами не ТОЛЬКО ДЛЯ современной науки и философии, но самой стратегии человеческой практической деятельности, Наряду с эволюционной Теорией существенную роль в обосновании глобального эволюционизма внесла концепция расширяющейся и раздувающейся Вселенной.

Согласно этой концепции полагалось, что приблизительно 15—20 млрд лет назад в результате Большого взрыва началось расширение Вселенной, которая вначале была горячей и очень плотной, но по мере расширения охлаждалась, а вещество по мере остывания конденсировалось в галактики. Последние, в свою очередь, разбивались на звезды, собирались вместе, образуя большие скопления.

В середине XX столетия идеям ЭВОЛЮЦИИ Вселенной был придан новый импульс. Это было связано с возникновением Концепции раздувающейся Вселенной, В результате развития концепции раздувающейся Вселенной претерпевал изменение взгляд на нее как на нечто однородное и изотропное, и возникало представление о Вселенной как состоящей из многих локальных мини-вселенных, в КОТОРЫХ в свойства элементарных частиц, в величина энергии вакуума, и размерность пространства и времени могут быть различными.

6. Понятие пространственно-временного континуума. П — форма существования материи, выражающая протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах: во-первых, взаимное расположение объектов (впереди, сзади, вне, внутри, близко, далеко, сверху, снизу и т.д.); во-вторых, их способность занимать определенный объем (иметь длину, ширину, высоту'); в-третьих, свойство объектов иметь определенную форму (внутреннюю — структуру и внешнюю — конфигурацию, очертания). В - форма сущест материи, выражающая длительность существования и смену состояний в изменении и развитии всех материальных систем: во-первых, продолжительность существования предметов, явлений, процессов, длительность изменения и развития их отдельных сторон, фаз, ступеней (постоянно, продолжительно, непродолжительно); во-вторых, порядок следования (последовательность) смены состояний, событий и процессов в сфере материальных объектов (до, после, одновременно); в-третьих, скорость и ритм процессов изменения и развития, интегрирующие две первые характеристики (быстро, медленно, периодически, неритмично).П и В как формы существование материи. П - это взаимное расположение материальных объектов, их способность занимать объем, иметь протяженность, их свойство иметь определенную структуру, форму. В - это длительность существование процессов, продолжит изменения, смена состояний объектов. Специфич. св-ми В являются конкретные периоды существования тел от возникновения до перехода в качественно иные формы, одновременность событий, к-рая всегда относительна, ритм процессов, скорость изменения состояний, темпы развития, временные отношения между различными циклами в структуре систем. Ритмичность - это всеобщее свойство П и В: - объективность - безграничность -бесконечность - единство прерывности и непрерывности Особенные свойства П: - трехмерность и симметричность Особенные свойства времени: -одномерность - одно направленность - необратимость В истории философии существовали две основные концепции пространства и времени: 1) Субстанционная. Пространство и время понимается как субстанции, т.е. самостоятельное существование независимо от материальных тел. П - это пустое вместилище тел, а время как вместилище событий. Естественнонаучное обоснование этой концепции - механическая картина мира. 2) Реляционная. Пространство и время понимается как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Пространство и время абсолютны как всеобщие, бесконечные вечные формы бытия материи. Они относительны, т.к. их свойства зависят от отдельных материальных систем. Пространство обладает количественной бесконечностью. Это не имеющая ни начала, ни конца связь существующих материальных предметов, процессов. Качественная бесконечность П - это бесконечное многообразие различных уровней организации материи и их пространственных свойств. Бесконечность времени связана с вечностью материи. Конечность Г1 - это прерывность, дифференцированность материи. Конечность времени - это конечность существования отдельных материальных систем. Конкретные представления о пространстве и времени меняются с развитием познания. Различают структурные уровни организации материи хар. специфическим, п- в особенностями. Простр. и время обусловлены материей как форма своим содержанием, и потому каждый уровень движения материи обладает своей пространственно-временной структурой. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях. Всеобщие свойства П. и В.: объективность и независимость от сознания человека; абсолютность как атрибутов материи: неразрывная связь друг с другом и с движением материи: зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре; количеств, и качеств, бесконечность. В мире все постоянно движется, видоизменяясь, превращаясь, колеблясь между бытием и небытием всего сущего. Материя и движение сущностно едины. Движение — это способ существования материи: быть — значит быть в движении.. Любое движение предполагает так или иначе изменение положения в пространстве, осуществляющееся в так или иначе понимаемом времени. Развитие - это движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Характеризуется направленностью и необратимостью. Развитие - это саморазвитие. Мы не можем развить человека, а можем создать условия для развития. Гегель рассматривал развитие и отразил в развитии законов диалектики. Развитие - это единство прогресса и регресса с преобладанием прогресса. Движущиеся тела не могут двигаться, существовать иначе, чем в пространстве и во времени. Движение, пространство и время - это объективные, неотъемлемые свойства материи. Принципиально различными в трактовке П. и В. в истории философии выступали подходы, постулирующие их как: а) такие формы бытия, которые полностью автономны от тех явлений и вещных систем, которые в них "помещены" и в них существуют и являются; б) такие порядки, такие внутренние "меры" природно-социальных систем, которые задаются их взаимодействием и обусловлены их природой и характером. В модели мироустройства Ньютона П. и В. трактовались как однородные, универсальные и абсолютные формы бытия. Идеи "пустого" П. и абсолютного, автономного от человека В. всего лишь как одну из координат многомерного пространственно-временного континуума. В рамках концептуальных моделей возможно многомерное пространство, не апплицируемое на трехмерный мир, и нелинейные модели течения времени. В философии 20 в. доминирует понимание В. как условия возможности, как предпосылки субъективности и объективности в любом их модусе, а следовательно, постулирование того, что В. отсутствует и в субъекте, и в объекте, и "вовне" и "внутри" (Хайдеггер).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: