Задача аналитической психологии – толкование архетипических образов, возникающих у пациентов, которые не только символически выражают соответствующую конфликтную ситуацию, но и содержат подсказку относительно того, как надо изменить жизненное поведение, миропонимание, чтобы этот конфликт оказался разрешенным.
Значение учения
Учение укрепило основные положения психоаналитической философии, позволили создать новое, продуктивное направление не только в философии культуры и развить аналитическую психологию. Бессознательное стало равноправным объектом научного исследования; сознание стало пониматься как природное и культурное, как чувственное и рациональное, как сознательное и бессознательное, как личностное и коллективное. Учение значительно глубже анализирует бессознательное. Учение имело большое значение для аргументации в теологических построениях, для обоснования абстрактного искусства, архаизации искусства, доказательства демонического. Бессознательного характера художественного творчества.
|
|
Работы
«Метаморфозы и символы либидо» 1912 («Символы превращения» 1952), «Психологические типы» 1921, «Отношения между Я и бессознательным» 1928, «О психологии бессознательного» 1943, «Ответ Иову» 1952, «Психология и алхимия» 1952.
Эрих Фромм
Школа Эриха Фромма – фрейдомарксизм, франкфуртская школа, неомарксизм, неофрейдизм.
Соотношение сознания и бессознательного
Сознательное и бессознательное - это состояния осознанности и неосознанности.
Возникновение сознания и бессознательного
Под влиянием социальных факторов.
Формирование психики
При формировании психики действуют троичные фильтры через язык, логику и социальные табу.
Пути человека и деление на садистов и мазохистов
Человек рождается, выпадая из природы и может пойти двумя путями: - власть над другими людьми (садизм) - подчинение воли других людей (мазохизм).
Возникновение агрессии
На подсознательном уровне из-за ущербности социальной системы. Факторы: врожденные инстинкты и социальные факторы. Специфика социальной жизни порождает в человеке оборонительную агрессию.
Уничтожение агрессии
Агрессия может исчезнуть только с изменением социальных условий, устранением возможности господства одной группы над другой.
Смысл жизни
Смысл жизни в том, чтобы каждый день заново рождаться, а не становится жертвой столь распространенного заблуждения нашего века, когда человек умирает, так и не успев начать жить.
Происхождение бессознательного
Бессознательное дано человеку от общества.
Соотношение бессознательного, индивидуальной психики, массового сознания и идеологии
|
|
Механизмы бессознательного определяют функционирование индивидуальной психики, массового сознания. Коллективное бессознательное, идеология, массовое сознание тесно переплетены, во многом даже тождественны.
Процесс вытеснения в область бессознательного
Источник вытеснения в бессознательное - угроза изоляции, которая висит над всяким инакомыслящим. Люди не просто подчиняются силе и авторитету, но и мыслят так, как того требует общество. Мыслить свободно могут лишь те, кто способен терпеть социальный остракизм.
Цензура
Механизмы цензуры:
1. Язык
2. Логика
3. Социальные табу.
Язык
Языковые структуры глубоко укоренены в бессознательном и отражают многотысячелетнюю практику. Языковая социализация происходит в семье, школе, через СМИ, поэтому возможно насытить повседневный язык словами, из которых строится сегодняшняя официальная модель общества и убрать из употребления слова, которые в нее не укладываются. Язык позволяет контролировать мышление.
Логика
Правила логики универсальны, но их нетрудно обойти с помощью софизмов - внешне убедительных, но, по существу, ложных умозаключений. Софизмами насыщена любая идеология. Двоемыслие приводит к интеллектуальной импотенции, делает людей нечувствительными к абсурду, самому наглому обману; отучает думать, ибо оказывается, что с помощью разума и логики вообще ничего нельзя доказать, так как истинность суждения зависит не от логики, а от того, кто, где и при каких обстоятельствах его высказал.
Социальные табу
Социальные табу - запреты, накладываемые на некоторые идеи, чувства, высказывания.