Вопрос 56. Человек в технической реальности

Истоки понятия «техника» уводят вглубь веков. Древнегреческое слово «techne» понималось достаточно широко: от умения ремесленника до мастерства области высокого искусства. К области techne относили:

-земледелие и охоту

-мореходство и врачевание

-ткацкое и оружейное дело

-театральное искусство и прочее.

Греческие мыслители пытались определить место techne среди других видов познания и человеческой деятельности.

Аристотель рассматривал это понятие в трактате «Никомахова этика», обращая внимание на различие techne и других видов знания (опытное и теоретическое знание).

Знание в широком смысле слова означает обращение к неведомому, ранее неизвестному. Techne представляет собой область знания, непосредственно связанную с человеческой деятельностью. Знание о том, что ранее не существовало и не может существовать само по себе, что возникает в результате человеческой деятельности, рождается сознанием человека, его трудом и служит его целям, относится к области технического знания.Итак, стало ясно, что техника это многостороннее понятие. Некоторые предпочитают вкладывать в это понятие очень ограниченный смысл и понимают под техникой машины, которые создаются и используются человеком (машинная техника). Другие идут дальше и говорят, что техника – это все то, что создано человеком, т.е. "находится между человеком и природой". C точки зрения формальных правил русского языка, вполне правомерно под техникой понимать умения человека (техника танца, техника хоккеиста, техника живописи). Последняя точка зрения во многом унаследована из античности.

Однако техника – это понятие более узкое, чем техническая реальность.

Техническая реальность помимо техники включает и другие элементы:

техническая реальность – это целостность, включающая функционирующую технику, применяемую технологию, используемые материалы, изготовляемую продукцию, а также появляющиеся отходы, выбросы, брак, излучение и т.п.

Техническая реальность отражает обратное воздействие на психику и мышление человека и проявляется в возникновении образов несуществующего (например, изделия). Некоторые виды искусств не могут существовать без технической реальности, так как изображают нереализуемое (концептуальные проекты «бумажной архитектуры»).

Техническую реальность можно назвать второй природой, природой, созданной человеком. Бытие сотворенных человеком вещей соотносится в значительной мере с бытием самого человека, ибо созданная им «вторая природа» служит в первую очередь для удовлетворения его разнообразных потребностей. Отсюда бытие многих предметов «второй природы» также относительно недолговечно, как и бытие самих людей. И только фундаментальные творения, имеющие общечеловеческую значимость, предметы материальной культуры, представляющие ценность для многих поколений людей, имеют шанс продлить свое бытие несколько дольше. Но, как показывает история, разрушительные процессы, имманентно присущие «первой природе», а также стихийные и общественные бедствия, повторяющиеся с неослабеваемой частотой, уменьшают и этот небольшой шанс до минимума. Тем не менее, процесс создания человеком новых вещей идет опережающими темпами по сравнению с процессом их исчезновения.

Техническая реальность есть то, что значительно оторвало человека от природы (если понимать природу в узком смысле, как неживую и биологическую реальности). Ныне человек не существует отдельно от техники. Его предназначение видится в создании предпосылок для саморазвития технической реальности. Пока мы ее не мыслим без человека (он носитель, производитель и оценщик информации, документа). Однако в системе "человек – техника" собственно человек играет все меньшую роль. И это несмотря на то, что, отрываясь от биологической природы, человек всегда воплощал свой интеллект в технической реальности. А, учитывая опыт человечества, можно заключить, что развитие цивилизации, скорее всего, немыслимо вне развития технической реальности.

Сегодня человек находится в зависимости от технической реальности. Освободившись от жесткой природной необходимости, человек на ее место, в общем- то незаметно для себя поставил жесткую техническую необходимость.

Техника, заменяя рабочую силу человека и приводящая к повышению производительности труда, рождает проблему организации досуга и безработицу. Техника, обеспечивающая возможность вмешательства в наследственную природу, создает угрозу человеческой индивидуальности, достоинству человека и неповторимости личности.

Таким образом, сегодня очень сложно представить человека вне технической реальности, вне «второй природы». Человек оторван от естественной природы и уже не может существовать без технических достижений, которые делают его жизнь удобной для него, упрощают ее, в то же время, подчиняя себе человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: