Вопрос 55. Правосознание и его культура

Правосознание — это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории, правовая идеология. -Правосознание является идейным выражением объективных общественных отношений, которые имеют характер правовых отношений, отражающих в свою очередь господствующие в обществе экономические и социальные отношения.

-Правосознание есть умение уважать право и закон, добровольно исполнять свои государственные обязанности и частные обязательства, строить свою жизнь, не совершая преступлений. Основу правосознания составляют чувство собственного достоинства, совесть и внутренняя дисциплина воли, взаимное уважение и доверие граждан друг к другу, к власти, а власти — к гражданам.

-Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием.

-В отличие от нравственных норм, в правосознании понятия должного и справедливого мыслятся как то, что должно стать и государственным законом, за нарушение которого должны последовать материально-действенные санкции.

-Если в праве отсутствует элемент принуждения, то это скорее моральные пожелания, а не право в собственном смысле слова. Право нуждается в поддержке нравственности: без постоянного взаимодействия с нравственностью правосознание имеет шаткую основу. Недаром говорится: хорошие нравы лучше и надежнее даже отличных законов.

-Правосознание во многом ориентируется на рационально-нравственные оценки. Между нравственностью и правом существует теснейшая связь: право в самом себе имеет и нравственный смысл. Как нравственное, так и правовое сознание — это различные грани едино-цельной духовной жизни человека и общества, что нашло отражение и в языке (ср.: право, правый — правда, справедливость, т.е. ведать и соблюдать правовое, право). Будучи связанными, нравственность и право — это вместе с тем сущностно различные формы личного и.общественного сознания. Различие между ними состоит, в частности, в неограниченности чисто нравственных состояний и норм и ограниченности правовых требований. Можно определить право как “минимум нравственности”, который юридически закреплен в соответствующих.законах. Право требует от своих граждан главным образом объективной реализации этого “минимума добра” или реального устранения “известной доли зла”, и в этой реализации право с неизбежностью допускает принуждение. Истоки нравственного начала — в совести человека, в его доброй воле. Иначе говоря, право есть принудительное требование реализации определенного минимума добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла. Это обеспечивает достижение двух целей: личной свободы и общего блага. Если поднять культуру правосознания до самого чистого добродетельного образа мыслей, то закон также станет мотивом сообразных с долгом поступков. И в самом деле, лишь те, кто опирается только на разум и совесть, живут на основе права и закона.

1. Уровень правосознания играет важную роль в жизни общества. Сознавая свои права, человек должен сознавать и свои обязанности, что ем у разрешено и что запрещено, а также то, что и у всех других есть, права, которые нужно признавать. Правопорядок связывает людей друг с другом; Он представляет собой систему взаимно признаваемых прав и обязанностей. Правосознание в целом – своеобразная духовная дисциплинированность, чувство ответственности и чувство меры во всех социальных проявлениях деятельности человека. Человек, имеющий правосознание, чувствует границы своих возможных поступков, внутреннее побуждение к исполнению своих обязанностей, отклонению от запрещенных действий. Разрабатывая концепцию философии права, И. А. Ильин (русский философ конца XIX – нач. XX вв.) указывает на следующие признаки правосознания:

· Правосознание – воля человека по соблюдению права и закона, воля к законопослушанию.

· В правосознании человеку присущи чувство правоты, справедливости, ответственности, свободы, чувство уважения к законности, чувство долга и чувство связующей дисциплины.

· Правосознание включает любовь к своему народу, своей стране, отечеству.

И. А. Ильин подчеркивает, что правосознание имеет чувственно эмоциональную сторону. Правосознание без чувств, любви, жалости и т. п. будет формально-педантичным, будет только угнетать людей. Правосознание не одинаково во всех обществах и государствах. Оно формируется под воздействием многих факторов – семьи, этноса, характера экономики, уровня религиозности и т. д. Ильин выделил два основных вида правосознания – монархическое и республиканское. Монархическое правосознание смотрит на государство как на большую семью, отец которой – монарх. Монархическое правосознание утверждает неравенство людей в правах. В отличие от него республиканское правосознание тяготеет к идее равенства людей, выступает против всякого неравенства. Монархическое правосознание обычно связано с религиозным чувством, когда считается, что в монархе живет божественное начало, единство народа олицетворяется в живом носителе (монархе, президенте и т. п.). Ильин в разных соотношениях монархическое и республиканское правосознание. Во-первых, религиозно-ориентированное правосознание будет тяготеть к монархической форме, а безрелигиозное к республиканской. Во-вторых, монархическое правосознание склонно к «иррационально-интуитивному» восприятию жизни, а республиканское – к социально-рассудочному пониманию мира и государства. В-третьих, монархическое правосознание считает, что люди разнокачественны, разноценны и должны быть не равны в своих правах, а республиканское правосознание тяготеет к равенству. Наконец, в-четвертых, монархическому правосознанию характерен уклон к консерватизму, а республиканскому – к новаторству. 2. Правосознание – это совокупность убеждений людей относительно правомерности или неправомерности обязанностей, прав и поступков людей в обществе. Правосознание специфично. Каждая социальная группа, национальное сообщество и другие объединения имеют свои правовые воззрения на социальные процессы, свое правосознание. Несмотря на это, все вынуждены считаться с существующими в обществе законами, правом.

3. Правовая культура - это общее состояние "юридических дел" в обществе, т.е. состояние законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права. Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т.е. надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации. "Правовая культура" - явление более широкое и емкое, чем просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре - высокое развитие всей правовой системы, достойное место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем "юридическом хозяйстве" страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: