ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Аванесов В.С. «Композиция тестовых заданий» (2002)
Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов (2002)
Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов (Киев, 1994)
По принятой классификации можно выделить тестовые задания четырех основных форм:
· задания закрытой формы, в которых испытуемый выбирает правильный ответ из данного набора ответов;
· задания открытой формы, требующие от испытуемого самостоятельного получения ответов;
· задания на установление соответствия, выполнение которых связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств;
· задания на установление правильной последовательности, в которых требуется указать правильный порядок действий или процессов.
Общие правила
§ каждое задание имеет свой порядковый номер;
§ задания одной формы сопровождаются стандартной инструкцией, предваряющей формулировку задания в тесте;
§ каждое задание имеет эталон правильного ответа;
§ все элементы в задании располагаются на четко определенных местах, фиксированных в рамках выбранной формы;
§ для каждого задания вырабатывается правило выставления оценки (дихотомической или политомической);
§ задание должно быть кратким по форме предъявления и по времени выполнения.
Задания закрытой формы
Существует три вида заданий закрытой формы:
– задания с выбором одного правильного ответа (предлагается несколько ответных альтернатив, но только один ответ – правильный);
– задания с выбором наиболее правильного ответа (предлагается несколько ответных альтернатив, в числе которых могут быть и неправильные, и правильные, но в разной степени. От испытуемого требуется выбрать наиболее правильный ответ);
- задания с выбором всех правильных ответов (предлагается несколько ответных альтернатив, в числе которых может быть несколько правильных. Испытуемый должен выбрать все правильные ответы).
Задания с выбором одного правильного ответа
Достоинства:
- полнота охвата по содержанию (во-первых, содержание практически любой дисциплины может быть отражено в этой форме заданий, во-вторых, эта форма дает возможность более полно охватить содержание проверяемой учебной дисциплины)
- полнота охвата по проверяемым уровням учебной деятельности – от простого запоминания до более сложных уровней, таких, как анализ, применение знаний в нестандартной ситуации, понимание и т.д.
- эффективность (быстрота тестирования позволяет предложить больше заданий в одно и то же время)
- технологичность (могут проверяться автоматически и легко адаптируются в компьютерную форму тестирования)
- простота подсчета первичных баллов учеников (как правило, дихотомическая оценка)
- объективность (существует эталон правильного ответа, поэтому не проверяются экспертами)
- возможность обратной связи: дистракторы, выбранные студентами, могут дать педагогу информацию о проблемах в обучении
- хорошо развита теория разработки и анализа заданий
- грамотно написанные задания этой формы валидны и надежны.
Недостатки:
- возможность угадывания. Слабо подготовленные ученики пытаются угадать правильный ответ на наиболее трудные задания теста
- ограниченность применения (непригодность для измерения уровня достижения некоторых учебных целей, например, умение приводить примеры, порождать оригинальные идеи; проверка различных стратегий решения задачи и т.д.)
- трудность разработки (разработка закрытых заданий требует больших затрат времени и сил по сравнению с другими формами тестовых заданий. Нахождение правдоподобных дистракторов требует определенных навыков)