Охота у волков - это культура и традиция

 

И первое, что исследователь хотел понять, это как волки обучают волчат охоте.
Все крупные хищники учат детей охотиться, от рождения малыши этого делать не умеют. Куницы, например, охотятся на грызунов, там у них один прием, он генетически детерминирован. Как только молодая куница ушла из гнезда, она может охотиться, родители ее не обучают. А волчонок может в игре убить крысу, тут же потеряет к ней всякий интерес и может рядом с этой крысой умереть с голоду.
Это происходит потому, что у крупных хищников видовое разнообразие жертв очень большое. Какие-то врожденные инстинктивные элементы у них есть: положительная реакция на запах крови, преследование движущихся объектов, но до умения охотиться это далеко. Если необученный волк попадет в стадо овец, он просто будет в панике. Он понятия не имеет, что это пища.

Охота у волков - это культура, традиция. Причем, у каждой семьи она своя. В одной и той же местности могут жить семьи, которые умеют охотиться только на лося или только на оленя. С одной стороны это шикарное разделение, чтобы не конкурировать, но с другой, это - классический пример традиции. Если волчонка не учить охотиться на лося, он сам не научится, он даже запаха его не знает.
Там, где Ясон жил со своими волками, в николаевские времена находилось императорское охотничье хозяйство. И в то время у волков был описан один необычный прием охоты. Вообще в норме они пытаются пустить оленя под уклон, а он пытается наверх уйти. У оленей это инстинктивная реакция: наверху им легче спастись, а пойти под уклон - это стопроцентная смерть. А тут волки специально его загоняли на подъем - который кончался пропастью. Олень туда срывался, а они спокойно обходили эту гору и там его добывали. Тот же самый прием на этом же конкретном месте был и при Ясоне, т.е. он передавался из поколения в поколение.

 

Умеют ли звери мыслить?


Но, по мнению исследователя, абсолютно стандартных ситуаций не бывает. Чтобы старый опыт применить в новой ситуации, надо подумать. Натуралиста всегда интересовало: способны звери к мышлению или нет.

Ясон ставил эксперименты на применение старого опыта в новых условиях. В разных экспериментах все выглядело по-разному - и визуально и физически. Но животные вполне были способны было поймать логику самой задачи. По мнению Бадридзе, на охоте без способности думать зверь вообще ничего сделать не может. Этому мышлению надо учиться, волк из зоопарка не научится, а дикие волки способны даже прогнозировать результат своих действий, они умеют действовать целенаправленно. У исследователя были эксперименты, которые это доказывают.
Потом Ясон выяснил, что волки умеют считать - до семи и кратно семи. Им часто приходилось решать задачи, состоящие из большого числа множеств, и они это делали.. Найти, скажем, третью миску в пятом ряду они могли легко, но, если число было больше семи, сбивались.
Ученый пришел к выводу, что волки все время думают. Например, если что-то на охоте получилось, достаточно одного раза, чтобы они и потом начали применять этот прием. Как-то косуля залезла в кустарник, и уже двинуться там не могла. Волки моментально ее задавили. В следующую охоту они целенаправленно пытались загнать косулю в кустарник.

 

За школьной партой


Волчат они учат так. Сначала приносят куски мяса, потом куски мяса со шкурой - приучают щенков к запаху добычи. Причем, делают они это строго в соответствии с возрастом. В четыре месяца взрослые начинают подзывать волчат к добыче. Добудут оленя и воем подзывают, показывают, как он выглядит. Потом учат брать след и тропить. Первое время щенки не понимают, в какую сторону по следу бежать, но через несколько дней уже тропят правильно. Однако, если догонят оленя, убегают. В возрасте до девяти месяцев они испытывают непреодолимый страх перед оленем. Потом начинают ходить на охоту вместе со взрослыми. Сначала просто рядом бегают, боятся еще, дальше начинают загонять, потом прикусывать. И постепенно, примерно, к полутора годам, осваивают приемы. Приемы у каждого свои, они зависят от силы и характера. Кто-то на круп бросается, кто-то на бок. Если волк слабее, он будет выбирать тактику, где меньше усилий, если трусливый - будет действовать, как безопаснее. И роли в стае складываются: один гонит, другой направляет, третий сидит в засаде...
И, кроме того, волчата все время играют друг с другом. Если сравнить, как волчонок атакует во время игры и потом на охоте, выясняется, что одинаково. Заодно они учатся чувствовать, понимать друг друга. А потом эти навыки оттачиваются на реальных объектах. Волчата начинают охотиться с маленького зверя, с зайца. Учатся тому, как его проще схватить. Причем обучение идет с одного раза: один раз ошибся - второй раз не повторит.

 

Ген агрессивности


Пока Ясон жил в стае, он изучал изменение волчьей семьи. Был случай, когда волки одного переярка выгнали, потому что у того был очень тяжелый характер. Все время возникали какие-то конфликты, и стая этого волка выгнала.

- Казалось бы, агрессивный индивидуум должен был стать доминантом, - объясняет такое поведение волков исследователь.- Но если эта агрессивность переходит какую-то грань, то вся социальная система, со всеми низкоранговыми индивидами объединяется и изгоняет его. Это такой механизм, он купирует чрезмерную агрессию, и этот изгнанный зверь уже никогда не сможет найти полового партнера. Таким образом, если это - ген агрессивности, он иссекается.

Агрессивного волка стая выгнала за пределы территории. У волков территории не соприкасаются, система не замкнутая. Граница от границы в двух-трех километрах, есть нейтральные зоны, чтобы особи могли выходить. Семья не может расти бесконечно. Размножается только одна пара, доминирующая, матерые волк и волчица, а у переярков даже течка не наступает. Чтобы размножаться, им надо или уйти, или дожидаться, когда родители состарятся. Но все равно пометы большие, и примерно раз в четыре года семья достигает критической численности, им становится тесно.

У всех млекопитающих существует потребность в реализации определенного количества социальных контактов. И как только это количество выходит за пределы нормы, в группе начинается шумок, возникают конфликты. Увеличивается дистанция во время сна - это первый показатель (в норме они близко спят). Увеличивается количество агрессивных взаимодействий, социальная дистанция - и образуются группировки. Одна группа мало контактирует с другой, и, в конце концов, кто-то должен уйти. Остается доминирующая группа.
Те, кто уходят, могут зайти на чужую территорию, и их убьют. Но бывает, что присоединяются к другим, малочисленным группам, которым не хватает социальных контактов. Третий вариант: выходят к человеку, начинают резать овец.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: