Северная интеллигенция

Очень важную роль в формировании личностных качеств северной интеллигенции сыграли происходившие в крае социально-экономические и культурные изменения. Процесс буржуазной модернизации затронул окраинную северную провинцию. Шло интенсивное взаимодействие севернорусской и общероссийской город­ской культур, в край приезжали новые люди, разнообразные специалисты, по­вышались требования к профессиональному и культурному уровню интеллигенции. Наиболее яркими представителями провинциальной интеллигенции, вобравшей в себя многие черты северного характера с его морально-нравствен­ными установками, стали народные учителя и священнослужители. Из их се­мей выходили выдающиеся деятели русской науки и культуры. Так, например, Степан Борисович Пругавин (1824 - 1910) родился в среде архангельского мещанства. С 1845 г. он работал учителем Пинежского приходского училища, затем, с 1858 г., преподавал в Мезенском, Холмогорском, Шенкурском учили­щах. Талантливый организатор народного образования, С.Б. Пругавин руко­водил съездами сельских учителей Архангельской губернии. С 1875 г. он за­ведовал приходскими городскими и сельскими училищами и частными шко­лами Архангельского, Онежского и Кемского уездов. В дружной семье Пругавиных выросли талантливые дети, один из сыновей - Виктор Степа­нович Пругавин (1858 - 1896) - стал известным российским экономистом, земским статистиком. В семье Н.М. Пругавина вырос видный общественный деятель, экономист Сергей Николаевич Пругавин (1893 - 1938). Значитель­ный вклад в исторюо старообрядчества внес революционер-народник Алек­сандр Степанович Пругавин (1850 - 1920), автор работ по вопросам народ­ного просвещения, в том числе: «Программа для собирания сведений о том, что читает народ» (1881 г.), «Запросы народа и обязанности интеллигенции в области умственного развития и просвещения» (1890 г.), «Законы и справоч­ные сведения о начальном народном образовании» (1898 г.).

Значительный след в истории отечественного просвещения, науки и куль­туры оставила архангельская семья Си6ирцевых. Ее глава, Михаил Иванович Си6ирцев (1824 - 1912), бьш педагогом-естествоведом и богословом, прото­иереем, настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора в Архангельске. Он учился в Архангельской духовной семинарии и в Горы-Горецком земле­дельческом институте. Вернувшись в 1846 г. в Архангельск, он преподавал в духовной семинарии. В семье Сибирцева и его супруги Юлии Григорьевны (урожденная Анциферова) было девять детей: Иустин (1853 - 1932) - исто­рик, палеограф, член-корреспондент АН СССР; Николай (1860 - 1900) ­известнейший российский ученый-почвовед; Константин (1862 - 1897) ­богослов, преподаватель Архангельской духовной семинарии; Александр (1872 _ 1910) - филолог, преподаватель словесности; Евгений (1873 - 1900)­ботаник, почвовед; Александра (1856 - 1913) - в замужестве за В.А. Смир­новым, учительница; Августа (1866 - 1938) и Мария (1874 - 1917) - жены священников; Вера (1877 - 1958) - сестра милосердия. Удивительно друж­ная семья Сибирцевых выделялась образованностью и разнообразием жиз­ненных интересов. Василий Александрович Смирнов (1858 - 1917), зять М.И. Сибирцева, был первым председателем (1887 -1895) и почетным чле­ном Архангельского церковно-археологического комитета, протоиереем кафедрального Свято-Троицкого собора (1908 - 1917); он стал составителем и ре­дактором трехтомного «Краткого исторического описания приходов и церквей Архангельской епархии» (Архангельск, 1894 - 1896).

На Севере родилась Александра Яковлевна Ефименко, урожденная Став­ровская (1848 -1918), выдающаяся исследовательница истории Севера Рос­сии и Украины. По мнению Ефименко, на Русском Севере сложилась «печищ­ная» форма крестьянской общины, основанная на «долевом владении» зем­лей; в условиях капитализма община была обречена на гибель, как считала ученая. В 191 О r. А.Я. Ефименко стала первой женщиной, удостоенной звания почетного доктора русской истории. Ее супруг, Петр Савич Ефименко (1835 - 1908), был сослан в Холмогоры (1863 r.), где написал немало трудов по этнографии Русского Севера. Его книга «Заволоцкая чудь» (1869 г.) не потеря­ла своего научного значения до сих пор. П.с. Ефименко познакомился со сво­ей будущей женой в Холмогорах, где она работала народной учительницей.

Значительную исследовательскую работу в губернии проводил в 1835 _ 1917 гг. Архангельский губернский статистический комитет, занимавшийся сбором, обработкой и анализом информации о населении, промышленности, сельском хозяйстве, просвещении и религии. С 1850 г. стали выходить Спра­вочные и Памятные книжки, Адрес-календари Архангельской губернии. Вид­ными действительными и почетными членами губернского статистического комитета являлись П.С. Ефименко, П.Ф. Кузмищев, Г.И. Минейко, И.А. Ни­кольский, С.Ф. Огородников, С.Б. Пругавин, И.М. Сибирцев, ПЛ. Чубинский и др. В 1860-х гг. секретарем комитета был Павел ПЛатонович Чубинский (1839 - 1884), право вед, этнограф, статистик, общественный деятель России и Ук­раины. Он редактировал неофициальную часть «Архангельский губернских ведомостей». В 1862 г. ПЛ. Чубинский руководил переписью населения Ар­хангельской губернии.

В конце XIX - начале ХХ в. были возобновлены археографические иссле­дования, начатые П.М. Строевым в 1828 г. Огромный рукописный и книжный фонд был собран в Древлехранилище Архангельской епархии членом церков­но-археологического комитета И.М. Сибирцевым. Он не только собирал, но и описывал и издавал документы по истории Архангельского Севера ХУ _ ХVШ вв. Совместно с академиком А.А. Шахматовым Сибирцев опубликовал двинские грамоты ХУ в., подготовил к археографическому изданию акты Ло­демской церкви под Архангельском. В течение продолжительного времени, в 1894 - 1899 и 1909 - 1912 гг., он редактировал «Архангельские епархиаль­ные ведомости», на страницах которых было опубликовано немало докумен­тов по истории право славной церкви на" Русском Севере.

Почетное место в североведении по праву занял Степан Федорович Ого­родников (1835 - 1909), видный исследователь отечественной и военно-мор­ской истории. Уроженец архангельской Соломбалы, Степан Федорович стал аВТОРОМ книг, посвященных Архангельску. Он ввел в научный оборот большое количество новых архивных материалов как по истории российского флота, так и по истории Архангельска. Книги с.Ф. Огородникова «История Архан­гельского порта» (СПб., 1875) и «Очерк истории Архангельского порта в тор­гово-промышленном отношении» (СПб., 1890) пользуются до сих пор боль­шим спросом у северных читателей.

Для истории России ХIХ - начала ХХ в. было характерно набиравшее силу общественное пробуждение, выразившееся не столько в революционном дви­жении, сколько в культурно-просветительной и научной работе «грамотной» части русского общества. Во многих губерниях страны после революционной бури 1905 - 1907 гг. стали возникать общества по изучению «местного края». Одним из этих общественно-научных объединений было Архангельское обще­ство изучения Русского Севера (АОИРС).

Идея создания АОИРС принадлежала небольшой группе архангельской интеллигенции во главе с губернатором Иваном Васильевичем Сосновским (1868 - после 1917). В Архангельск он был приглашен на службу летом 1893 г. губернатором Александром Платоновичем Энгельгардтом (1845 - 1903), воз­главившим в 1890-х гг. широкое экспедиционное изучение уездов Архангель­ской губернии.

Свое первое, учредительное, собрание члены общества провели 14(27) де­кабря 1908 г. С мая 1909 г. начал регулярно выходить печатный орган обще­ства - «Известия АОИРС», бессменным редактором которых был инженер­технолог Владимир Андреевич Ленгауэр. В мае 1909 г. председателем правле­ния АОИРС стал вице-губернатор Александр Федорович Шидловский (1863­1942). В это время в обществе насчитываЛось свыше 400 человек, в том числе исследователь морей Северного Ледовитого океана Аидрей Ипполитович Виль­кицкий (1858 - 1913), лесопромышленники Я.А. Беляевский, А.И. Вальнев, к.к. Стампе, М.А. Ульсен, З.А. дес Фонтейнес; историк-архивист Николай Александрович Голубцов (1874 - 1920), фотограф и городской голова Я.И. Лейцингер, инженер путей сообщения П..г. Минейко, директор Народно­го училища А.А. Острогский, директор Технического училища В.Н. Понома­рев, управляющий Архангельским реальным училищем И.Д. Яковлев, началь­ник Торгово-морского училища П.Г. Степанов и др. Видными деятелями АОИРС были историк-краевед И.М. Сибирцев, ученый-естествоиспытатель А. В. Журавский, полярный исследователь В.А. Русанов, художник и писатель с.Г. Писахов и др. Во всех уездах Архангельской губернии были созданы от­деления АОИРс. На регулярных собраниях общества заслушивались докла­ды, а на страницах «Известий АОИРС» печатались работы, посвященные гео­графическому, экономическому, статистическому, историческому, этнографическому и другим направлениям изучения Русского Севера, отчеты об экспе­дициях, путевые заметки, записки и дневники, сообщения о развитии различ­ных промыслов и т.д. В 1912 г. в редакционную комиссию «Известий АОИРС» вошел Виктор Викторович Бартенев (1864 - 1920), экономист, историк-кра­евед и общественный деятель. Тогда в обществе состояло уже около 700 чело­век. Разнообразные публикации общества содержали сведения о различных сторонах хозяйственной и культурной жизни не только северян, но и других народов Севера - коми, карелов, ненцев и саамов. Среди наиболее значимых публикаций на страницах «Известий АОИРС» можно выделить труд Михаила Михайловича Богословского (1867 - 1929) «Из истории поземельной общины на Русском Севере», работы экономиста Бориса Ивановича Николаевского (1887 - 1966), в частности: «Лесопильные заводы Архангельской губернии», «Су­довладение Архангельского уездю>, «Судовладение Онежского уездю>, «Судо­владение Мезенского уездю> и др. Истории и культуре коми были посвящены ранние исследования Питирима Александровича Сорокина (1889 - 1968), например, статьи «Современные зыряне», «Пережитки анимизма у зырян» и Т.д. Актуальными и интересными были этнографические очерки о ненцах Ан­дрея Владимировича Журавского (1882 - 1914) и статьи о саамах Владимира Юльевича Визе (1886 - 1954).

Полярный мореход Иван Петрович Ануфриев (1865 - 1937) напечатал в «Известиях АОИРС» интересные статистические данные о поморских дерев­нях Зимнего берега Белого моря. Значительный статистический материал о ненцах поместил в серии статей НА. Голубцов. Большое теоретическое значе­ние имели статьи А.А. Чарушина о семейном праве крестьян Русского Севера. Среди других авторов «Известий АОИРС» нужно назвать исследовательницу крестьянской общины на Севере Марию Андреевну Островскую (1884 -?); полярного исследователя Леонида Львовича Брейтфуса (1864 - 1950), гид­рографа-полярника ГеоргuяЯковлевичаСедова (1877 -1914) и многих других

 

Особое место в культуре Севера занимал путешественник, талантливый художник Александр Алексеевич Борисов (1866 - 1934). Он родился в деревне Глубокий Ручей, около Красноборска. В 1884 - 1886 гг. молодой крестьянин учился в иконописной мастерской Соловецкого монастыря. Затем Борисов уехал в Петербург, где серьезно учился художественному ремеслу, был учеником И.И. Шишкина и А.И. Куинджи. Начиная с 1894 г. художник Борисов стал вы­езжать в экспедиции на Архангельский Север. В 1896 г. он впервые побывал на Новой Земле, в 1897 г. - в Пустозерске. В течение 1899 - 1901 гг. ОН трижды ходил к Новой Земле на собственной яхте «Мечта». Живописные работы А.А. Бо­рисова экспонировались на художественных выставках в России и за рубе­жом. А.А. Борисов проявлял живой интерес к насущным вопросам родного Севера, писал на эту тему статьи и книги. На свои средства он провел изыска­ния до реки Оби и предложил правительству проект северной железной доро­ги, которая в перспективе должна была соединить три океана.

Интересным художником-пейзажистом был и другой наш земляк - Сте­пан Григорьевич Писахов (1879 - 1960). Уроженец Архангельска, он посту­пил в 1901 г. в частное художественное училище в Петербурге. После оконча­ния его он уехал на Север, жил среди ненцев на Новой Земле, плавал с про­мышленниками по Карскому морю. Художник запечатлел величественную природу Крайнего Севера в более чем двухстах картинах. Одно из его полотен _ «Сосна, пережившая бурю» - получило хороший отзыв И.Е. Репина, а «Се­ребристый день», выставленный в Риме, вызвал всеобщее восхищение. На выставке 1912 г. в Петербурге С.г. Писахову была присуждена серебряная

медаль.

Ненецкий художник Илья Константинович Вылка (Тыко Вылка, 1886-

1960) был проводником трех экспедиций В.А. Русанова на Новой Земле. На­чальник экспедиции заметил склонность-юноши к рисованию и отправил его учиться рисунку и живописи в мастерской В.В. Переплетчикова в Москве. Выл­ка создал целую серию пейзажных полотен, в которых изобразил суровую пре­красную природу ненецкого Заполярья.

Архангельский Север стал источником вдохновения для многих россий­ских литераторов и писателей, среди них новоземельский исследователь Кон­стантин Дмитриевич Носилов (1858 - 1923), ссыльный писатель Александр Серафимович Попов-Серафимович (1863 - 1949), ссыльный поэт-демократ Максим Леонович Леонов (Максим Горемыка, 1872 - 1929), ссыльный писа­тель Александр Степанович Гриневский (Александр Грин, 1880 - 1932) и др. На Севере родился Алексей Павлович Чаплыгин (1870 - 1937), один из созда­телей советского исторического романа. Из среды архангельских рабочих вы­шел поэт Петр Иванович Калашников (1877 - 1942).

Февральская и Октябрьская революции 1917 г. определили уже совершен­но новые пути культурного развития Архангельского Севера.

Вопросы

 

1. Какое влияние оказали буржуазные реформы 1860 - 1870-х гг. на куль-

туру Русского Севера?

2. Что характеризовало северную дореволюционную интеллигенцию?

3. Чем занимался Архангельский губернский статистический комитет?

4. Какие археографические исследования проводились на Севере?

5. Чем занималось Архангельское общество изучения Русского Севера?

6. Каких северных художников и литераторов вы знаете?

Задания

1. Напишите биографию М.И. Сибирцева.

2.На семинарском занятии обсудите жизнь и деятельность АЯ. Ефименко. 3. Прочитайте (на выбор) любой из выпусков «Известий Архангельского

общества изучения Русского Север!ш и составьте реферат прочитанного.

4. Посетите Архангельский областной музей изобразительных искусств и познакомьтесь с творчеством А.А. Борисова, с.г. Писахова и Тыко Вылки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бернштам ТА. Русская народная культура Поморья в XIX - начале ХХ в.:

Этнографические очерки. - Л., 1983.

Борисов нп. Художник вечных льдов: Жизнь и творчество А.А. Борисова, 1866-1934.-Л.,1983.

Варфоломеев ПА. Сибирцевы - семья Архангельская. - Архангельск, 1996.

Гуркина нк. Интеллигенция Европейского Севера России в конце XIX ­начале ХХ веков. - СПб.: «Нестор», 1998.

Пономарев Б.С Литературный Архангельск. 2-е изд., доп., испр. - Архан­гельск, 1989. - С. 74 -76.

История северного крестьянства. т'2: Крестьянство в период капитализма. - Архангельск, 1985. - С. 313 - 376.

Катречка Т Почетный доктор истории // Правда Севера. - 1974. ­26 дек.

Куратов А.А. Архангельское общество изучения Русского Севера // Евро­пейский Север России: прошлое, настоящее, будущее. - Архангельск, 1999. - С. 191 - 203.

Марков С Летопись. - М., 1978. - С. 227 - 228 (о С.г. Писахове). 168

Попов А.Н Степан Федорович Огородников: К 80-летию по дня ро:кдения / /ИАОИРс. -1915. -Х212. - С.431-438.

Попов А.Н Павел Платонович Чубинский: К 30-летию по дня смерти //

ИЛОИРС. - 1914. - С.73 - 84.

Попов А.Н ПЛ. Чубинский на Севере. - Архангельск, 1914.

Попов гл. Сумский мореходный класс: К истории мореходного образова-

ния на Севере. - Архангельск, 2000.

Попов гл., Давыдов Р.А. Мурман: Очерки истории края XlX - начала ХХ в.

- Екатеринбург, 1999.

Синицына Л. Т Развитие народного образования на Европейском Севере

(досоветский период): Учеб. пособие. - Архангельск, 1996.

 

СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА

После 1917 г. культура Архангельского Севера крайне политизировалась.

В рамках «культурной революции» началось «строительство» нового, совет­ского человека, ориентированного на идеологию «государства-коммуньш. В северных деревнях появились коммуны, но в 1920-х п. они лишь скопировали большую патриархальную семью с замкнутым потребительским хозяйством. Таким образом, коммуны не изменили социального положения основной мас­сы северного крестьянства и почти не повлияли на традиционную крестьян­скую культуру. Наоборот, в годы нэпа эта культура еще дальше ушла от комму­нистических идеалов. Положение изменилось, когда после сплошной коллек­тивизации и фактической отмены нэпа коммуны уступили место колхозам с их социалистическим, а в действительно~ти крепостническим закабалением сельских тружеников.

Во многом менялась сущность рабочего класса. В годы первых пятилеток сталинским руководством был предпринят «штурм» на индустриальном, аг­рарном и культурном «фронтах». В городской среде выросла целая социальная категория индустриальных новобранцев - людей, оторванных от земли, в основном молодежи, рекрутированной из деревни на стройки «гигантов» со­циалистической промышленности. Именно в молодом поколении насаждалась идея диктатуры пролетариата и коммунистической морали. Создавалась и но­вая массовая культура, скрепленная, с одной стороны, трудовым энтузиазмом строителей социализ ма и репрессиями в отношении «врагов народа» - с другой.

Пролеткульт

Яркой страницей в истории советской культуры была деятельность Пролеткульта (1917 - 1932 гг.). Одним из организаторов движения пролетарской культуры был Александр Александрович Богданов (1873 - 1928), известный деятель российского революционного движения, философ, экономист. Пролеткультовцы полностью отрицали использование культурного наследия прошлого.

Дпя со­здания Пролеткульта в Архангельске из Москвы был направлен Федор Степа­нович Чумбаров-Лучинский (1899 - 1921). 25 апреля 1920 г. в Архангельске состоялась общегородская конференция культурно-просветительских органи­заций, избравшая президиум городского Совета Архангельского Пролеткуль­та в составе Чумбарова-Лучинского и журналистов Дмитрия Ершова, Степана Горбунова, ЛеонидаЦиновского и др. Были созданы студии Пролеткульта: литературно-издательская, музыкально-вокальная, театральная, изобразитель­ных искусств, клубная, физической культуры, лекционно-инструкторская и хозяйственная. Архангельский Совет Пролеткульта обосновался в доме Сур­кова в Немецкой слободе. В просторных и богато обставленных комнатах особ­няка занимались красноармейцы, рабочие и служащие заводов и фабрик гу­бернского города. Здесь разместилась библиотека - свыше пяти тысяч книг Каждую субботу в каминном зале особняка собирались начинающие по­эты и прозаики. Читали свои стихи и рассказы бывшие фронтовики Д. Ершов, И. Молчанов, И. Марков, С. Горбунов, Г. Шубин, И. Пейсин (Илья Бражнин), П. Калашников и др. В мае 1920 г. Ф.С. Чумбаров-Лучинский начал выпус­кать «Красное Поморье» - первый литературно-художественный журнал после освобождения Архангельска от белых. На страницах журнала было опублико­вано одно из лучших стихотворений самого Чумбарова-Лучинского «Наша куз­ница»

Словом пламенным, железом и огнем

Наши здания светозарные скуем.

Из напевов, из созвучий и из слов Будут камни, будут крепи для основ. Будет воля, будет сила из огня, Ярость нашего стремительного дня.

В 1920-х гг. выходили и другие сборники пролеткультовских авторов ­«Ленинцы», «Молодой коммунист», «Цветы труда» и др.

Однако руководители Пролеткульта выступили за «независимость» своей организации от Наркомата просвещения (Наркомпроса), и в 1932 г. Пролет­культ прекратил свое существование.

Летом 1923 г. архангельские писатели создали литературную организацию «Октябрь», в которую вошли многие пролеткультовцы. Группа «Октябрь» про­существовала лишь полтора года, а позднее на ее месте возник литературный кружок при губернской газете «Волна». В 1927 г. в Архангельске была создана ассоциация пролетарских писателей, поставленная под жесткий контроль губкома ВКП(б). С октября 1928 г. ассоциация наладила выпуск литературных стра­ниц в газетах «Волна» и «Комсомолец», С октября 1928 г. приложением к «Вол­не» стал выходить «Литературный Север». Памятным событием в литературной жизни Архангельска 1920-х гг. стал выход в Москве повести Аркадия Гайдара «Школа», созданнойим в городе на Северной Двине.

Общеобразователь­ная культура

Большевистское руководство Архангельской губернии считало, что первостепенное значение в условиях соци­алистического строительства имела общеобразователь­ная культура. Неграмотный человек стоит вне политики, - говорил Ленин.

Наступление на неграмотность началось на Севере в 1920-х гг. В Шенкур­ском, Холмогорском, Пинежском и других уездах Архангельской губернии были проведены дни внешкольной пропаганды. Огромными тиражами выпускались плакаты и листовки о задачах борьбы с неграмотностью. Северное отделение общества «Долой неграмотность» проводило большую разъяснительную ра­'боту среди населения. В фонд ликбеза было собрано свыше 50 тысяч рублей. Общество находило помещения для учебы, карандаши, бумагу, мел и керосин. В самые трудные годы учащиеся ликбеза получали продовольственные пайки. В школах грамоты не только учили читать и писать, в учебную программу включались занятия по литературе, географии, истории и обществоведению. К 1939 г. Архангельская область завершила основную работу по ликвидации неграмотности, и большинство северян смогло приобщиться к знаниям и куль­туре советского образца.

Одновременно с кампанией разрушения храмов и монастырей разверну­лась широкая антирелигиозная пропаганда. Повсеместно на Севере организо­вывались ячейки «воинствующих безбож){иков», а их активисты приняли уча­стие во всесоюзном съезде безбожников в Москве (июль 1929 г.). Застрельщи­ками атеистической агитации в Северном крае выступили комсомольцы. Так, например, «комсомолятю> Цимольской ячейки Пинежского уезда в сентябре 1920 г. решили бороться с засильем духовенства в деревне путем скупки в храме всех свечей. Этот наивный опыт борьбы с религией получил завершение в массовом разрушении православных приходов, в беззастенчивой конфиска­ции имущества северных храмов и монастырей. Коммунистическая партия использовала все средства идейной борьбы для «разоблачения» религиозных предрассудков. На антирелигиозные темы публиковались статьи в централь­ных и местных газетах, массовыми тиражами издавались книги, брошюры, листовки, плакаты. Конечно, с религией не было покончено, но Русская пра­вославная церковь понесла в этом угаре «антипоповской» истерии невоспол­нимые жертвы в лице тысяч новомучеников - священнослужителей и мона­шествующих, расстрелянных или погибших в тюрьмах и лагерях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: