Очень важную роль в формировании личностных качеств северной интеллигенции сыграли происходившие в крае социально-экономические и культурные изменения. Процесс буржуазной модернизации затронул окраинную северную провинцию. Шло интенсивное взаимодействие севернорусской и общероссийской городской культур, в край приезжали новые люди, разнообразные специалисты, повышались требования к профессиональному и культурному уровню интеллигенции. Наиболее яркими представителями провинциальной интеллигенции, вобравшей в себя многие черты северного характера с его морально-нравственными установками, стали народные учителя и священнослужители. Из их семей выходили выдающиеся деятели русской науки и культуры. Так, например, Степан Борисович Пругавин (1824 - 1910) родился в среде архангельского мещанства. С 1845 г. он работал учителем Пинежского приходского училища, затем, с 1858 г., преподавал в Мезенском, Холмогорском, Шенкурском училищах. Талантливый организатор народного образования, С.Б. Пругавин руководил съездами сельских учителей Архангельской губернии. С 1875 г. он заведовал приходскими городскими и сельскими училищами и частными школами Архангельского, Онежского и Кемского уездов. В дружной семье Пругавиных выросли талантливые дети, один из сыновей - Виктор Степанович Пругавин (1858 - 1896) - стал известным российским экономистом, земским статистиком. В семье Н.М. Пругавина вырос видный общественный деятель, экономист Сергей Николаевич Пругавин (1893 - 1938). Значительный вклад в исторюо старообрядчества внес революционер-народник Александр Степанович Пругавин (1850 - 1920), автор работ по вопросам народного просвещения, в том числе: «Программа для собирания сведений о том, что читает народ» (1881 г.), «Запросы народа и обязанности интеллигенции в области умственного развития и просвещения» (1890 г.), «Законы и справочные сведения о начальном народном образовании» (1898 г.).
Значительный след в истории отечественного просвещения, науки и культуры оставила архангельская семья Си6ирцевых. Ее глава, Михаил Иванович Си6ирцев (1824 - 1912), бьш педагогом-естествоведом и богословом, протоиереем, настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора в Архангельске. Он учился в Архангельской духовной семинарии и в Горы-Горецком земледельческом институте. Вернувшись в 1846 г. в Архангельск, он преподавал в духовной семинарии. В семье Сибирцева и его супруги Юлии Григорьевны (урожденная Анциферова) было девять детей: Иустин (1853 - 1932) - историк, палеограф, член-корреспондент АН СССР; Николай (1860 - 1900) известнейший российский ученый-почвовед; Константин (1862 - 1897) богослов, преподаватель Архангельской духовной семинарии; Александр (1872 _ 1910) - филолог, преподаватель словесности; Евгений (1873 - 1900)ботаник, почвовед; Александра (1856 - 1913) - в замужестве за В.А. Смирновым, учительница; Августа (1866 - 1938) и Мария (1874 - 1917) - жены священников; Вера (1877 - 1958) - сестра милосердия. Удивительно дружная семья Сибирцевых выделялась образованностью и разнообразием жизненных интересов. Василий Александрович Смирнов (1858 - 1917), зять М.И. Сибирцева, был первым председателем (1887 -1895) и почетным членом Архангельского церковно-археологического комитета, протоиереем кафедрального Свято-Троицкого собора (1908 - 1917); он стал составителем и редактором трехтомного «Краткого исторического описания приходов и церквей Архангельской епархии» (Архангельск, 1894 - 1896).
На Севере родилась Александра Яковлевна Ефименко, урожденная Ставровская (1848 -1918), выдающаяся исследовательница истории Севера России и Украины. По мнению Ефименко, на Русском Севере сложилась «печищная» форма крестьянской общины, основанная на «долевом владении» землей; в условиях капитализма община была обречена на гибель, как считала ученая. В 191 О r. А.Я. Ефименко стала первой женщиной, удостоенной звания почетного доктора русской истории. Ее супруг, Петр Савич Ефименко (1835 - 1908), был сослан в Холмогоры (1863 r.), где написал немало трудов по этнографии Русского Севера. Его книга «Заволоцкая чудь» (1869 г.) не потеряла своего научного значения до сих пор. П.с. Ефименко познакомился со своей будущей женой в Холмогорах, где она работала народной учительницей.
Значительную исследовательскую работу в губернии проводил в 1835 _ 1917 гг. Архангельский губернский статистический комитет, занимавшийся сбором, обработкой и анализом информации о населении, промышленности, сельском хозяйстве, просвещении и религии. С 1850 г. стали выходить Справочные и Памятные книжки, Адрес-календари Архангельской губернии. Видными действительными и почетными членами губернского статистического комитета являлись П.С. Ефименко, П.Ф. Кузмищев, Г.И. Минейко, И.А. Никольский, С.Ф. Огородников, С.Б. Пругавин, И.М. Сибирцев, ПЛ. Чубинский и др. В 1860-х гг. секретарем комитета был Павел ПЛатонович Чубинский (1839 - 1884), право вед, этнограф, статистик, общественный деятель России и Украины. Он редактировал неофициальную часть «Архангельский губернских ведомостей». В 1862 г. ПЛ. Чубинский руководил переписью населения Архангельской губернии.
В конце XIX - начале ХХ в. были возобновлены археографические исследования, начатые П.М. Строевым в 1828 г. Огромный рукописный и книжный фонд был собран в Древлехранилище Архангельской епархии членом церковно-археологического комитета И.М. Сибирцевым. Он не только собирал, но и описывал и издавал документы по истории Архангельского Севера ХУ _ ХVШ вв. Совместно с академиком А.А. Шахматовым Сибирцев опубликовал двинские грамоты ХУ в., подготовил к археографическому изданию акты Лодемской церкви под Архангельском. В течение продолжительного времени, в 1894 - 1899 и 1909 - 1912 гг., он редактировал «Архангельские епархиальные ведомости», на страницах которых было опубликовано немало документов по истории право славной церкви на" Русском Севере.
Почетное место в североведении по праву занял Степан Федорович Огородников (1835 - 1909), видный исследователь отечественной и военно-морской истории. Уроженец архангельской Соломбалы, Степан Федорович стал аВТОРОМ книг, посвященных Архангельску. Он ввел в научный оборот большое количество новых архивных материалов как по истории российского флота, так и по истории Архангельска. Книги с.Ф. Огородникова «История Архангельского порта» (СПб., 1875) и «Очерк истории Архангельского порта в торгово-промышленном отношении» (СПб., 1890) пользуются до сих пор большим спросом у северных читателей.
Для истории России ХIХ - начала ХХ в. было характерно набиравшее силу общественное пробуждение, выразившееся не столько в революционном движении, сколько в культурно-просветительной и научной работе «грамотной» части русского общества. Во многих губерниях страны после революционной бури 1905 - 1907 гг. стали возникать общества по изучению «местного края». Одним из этих общественно-научных объединений было Архангельское общество изучения Русского Севера (АОИРС).
Идея создания АОИРС принадлежала небольшой группе архангельской интеллигенции во главе с губернатором Иваном Васильевичем Сосновским (1868 - после 1917). В Архангельск он был приглашен на службу летом 1893 г. губернатором Александром Платоновичем Энгельгардтом (1845 - 1903), возглавившим в 1890-х гг. широкое экспедиционное изучение уездов Архангельской губернии.
Свое первое, учредительное, собрание члены общества провели 14(27) декабря 1908 г. С мая 1909 г. начал регулярно выходить печатный орган общества - «Известия АОИРС», бессменным редактором которых был инженертехнолог Владимир Андреевич Ленгауэр. В мае 1909 г. председателем правления АОИРС стал вице-губернатор Александр Федорович Шидловский (18631942). В это время в обществе насчитываЛось свыше 400 человек, в том числе исследователь морей Северного Ледовитого океана Аидрей Ипполитович Вилькицкий (1858 - 1913), лесопромышленники Я.А. Беляевский, А.И. Вальнев, к.к. Стампе, М.А. Ульсен, З.А. дес Фонтейнес; историк-архивист Николай Александрович Голубцов (1874 - 1920), фотограф и городской голова Я.И. Лейцингер, инженер путей сообщения П..г. Минейко, директор Народного училища А.А. Острогский, директор Технического училища В.Н. Пономарев, управляющий Архангельским реальным училищем И.Д. Яковлев, начальник Торгово-морского училища П.Г. Степанов и др. Видными деятелями АОИРС были историк-краевед И.М. Сибирцев, ученый-естествоиспытатель А. В. Журавский, полярный исследователь В.А. Русанов, художник и писатель с.Г. Писахов и др. Во всех уездах Архангельской губернии были созданы отделения АОИРс. На регулярных собраниях общества заслушивались доклады, а на страницах «Известий АОИРС» печатались работы, посвященные географическому, экономическому, статистическому, историческому, этнографическому и другим направлениям изучения Русского Севера, отчеты об экспедициях, путевые заметки, записки и дневники, сообщения о развитии различных промыслов и т.д. В 1912 г. в редакционную комиссию «Известий АОИРС» вошел Виктор Викторович Бартенев (1864 - 1920), экономист, историк-краевед и общественный деятель. Тогда в обществе состояло уже около 700 человек. Разнообразные публикации общества содержали сведения о различных сторонах хозяйственной и культурной жизни не только северян, но и других народов Севера - коми, карелов, ненцев и саамов. Среди наиболее значимых публикаций на страницах «Известий АОИРС» можно выделить труд Михаила Михайловича Богословского (1867 - 1929) «Из истории поземельной общины на Русском Севере», работы экономиста Бориса Ивановича Николаевского (1887 - 1966), в частности: «Лесопильные заводы Архангельской губернии», «Судовладение Архангельского уездю>, «Судовладение Онежского уездю>, «Судовладение Мезенского уездю> и др. Истории и культуре коми были посвящены ранние исследования Питирима Александровича Сорокина (1889 - 1968), например, статьи «Современные зыряне», «Пережитки анимизма у зырян» и Т.д. Актуальными и интересными были этнографические очерки о ненцах Андрея Владимировича Журавского (1882 - 1914) и статьи о саамах Владимира Юльевича Визе (1886 - 1954).
Полярный мореход Иван Петрович Ануфриев (1865 - 1937) напечатал в «Известиях АОИРС» интересные статистические данные о поморских деревнях Зимнего берега Белого моря. Значительный статистический материал о ненцах поместил в серии статей НА. Голубцов. Большое теоретическое значение имели статьи А.А. Чарушина о семейном праве крестьян Русского Севера. Среди других авторов «Известий АОИРС» нужно назвать исследовательницу крестьянской общины на Севере Марию Андреевну Островскую (1884 -?); полярного исследователя Леонида Львовича Брейтфуса (1864 - 1950), гидрографа-полярника ГеоргuяЯковлевичаСедова (1877 -1914) и многих других
Особое место в культуре Севера занимал путешественник, талантливый художник Александр Алексеевич Борисов (1866 - 1934). Он родился в деревне Глубокий Ручей, около Красноборска. В 1884 - 1886 гг. молодой крестьянин учился в иконописной мастерской Соловецкого монастыря. Затем Борисов уехал в Петербург, где серьезно учился художественному ремеслу, был учеником И.И. Шишкина и А.И. Куинджи. Начиная с 1894 г. художник Борисов стал выезжать в экспедиции на Архангельский Север. В 1896 г. он впервые побывал на Новой Земле, в 1897 г. - в Пустозерске. В течение 1899 - 1901 гг. ОН трижды ходил к Новой Земле на собственной яхте «Мечта». Живописные работы А.А. Борисова экспонировались на художественных выставках в России и за рубежом. А.А. Борисов проявлял живой интерес к насущным вопросам родного Севера, писал на эту тему статьи и книги. На свои средства он провел изыскания до реки Оби и предложил правительству проект северной железной дороги, которая в перспективе должна была соединить три океана.
Интересным художником-пейзажистом был и другой наш земляк - Степан Григорьевич Писахов (1879 - 1960). Уроженец Архангельска, он поступил в 1901 г. в частное художественное училище в Петербурге. После окончания его он уехал на Север, жил среди ненцев на Новой Земле, плавал с промышленниками по Карскому морю. Художник запечатлел величественную природу Крайнего Севера в более чем двухстах картинах. Одно из его полотен _ «Сосна, пережившая бурю» - получило хороший отзыв И.Е. Репина, а «Серебристый день», выставленный в Риме, вызвал всеобщее восхищение. На выставке 1912 г. в Петербурге С.г. Писахову была присуждена серебряная
медаль.
Ненецкий художник Илья Константинович Вылка (Тыко Вылка, 1886-
1960) был проводником трех экспедиций В.А. Русанова на Новой Земле. Начальник экспедиции заметил склонность-юноши к рисованию и отправил его учиться рисунку и живописи в мастерской В.В. Переплетчикова в Москве. Вылка создал целую серию пейзажных полотен, в которых изобразил суровую прекрасную природу ненецкого Заполярья.
Архангельский Север стал источником вдохновения для многих российских литераторов и писателей, среди них новоземельский исследователь Константин Дмитриевич Носилов (1858 - 1923), ссыльный писатель Александр Серафимович Попов-Серафимович (1863 - 1949), ссыльный поэт-демократ Максим Леонович Леонов (Максим Горемыка, 1872 - 1929), ссыльный писатель Александр Степанович Гриневский (Александр Грин, 1880 - 1932) и др. На Севере родился Алексей Павлович Чаплыгин (1870 - 1937), один из создателей советского исторического романа. Из среды архангельских рабочих вышел поэт Петр Иванович Калашников (1877 - 1942).
Февральская и Октябрьская революции 1917 г. определили уже совершенно новые пути культурного развития Архангельского Севера.
Вопросы
1. Какое влияние оказали буржуазные реформы 1860 - 1870-х гг. на куль-
туру Русского Севера?
2. Что характеризовало северную дореволюционную интеллигенцию?
3. Чем занимался Архангельский губернский статистический комитет?
4. Какие археографические исследования проводились на Севере?
5. Чем занималось Архангельское общество изучения Русского Севера?
6. Каких северных художников и литераторов вы знаете?
Задания
1. Напишите биографию М.И. Сибирцева.
2.На семинарском занятии обсудите жизнь и деятельность АЯ. Ефименко. 3. Прочитайте (на выбор) любой из выпусков «Известий Архангельского
общества изучения Русского Север!ш и составьте реферат прочитанного.
4. Посетите Архангельский областной музей изобразительных искусств и познакомьтесь с творчеством А.А. Борисова, с.г. Писахова и Тыко Вылки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бернштам ТА. Русская народная культура Поморья в XIX - начале ХХ в.:
Этнографические очерки. - Л., 1983.
Борисов нп. Художник вечных льдов: Жизнь и творчество А.А. Борисова, 1866-1934.-Л.,1983.
Варфоломеев ПА. Сибирцевы - семья Архангельская. - Архангельск, 1996.
Гуркина нк. Интеллигенция Европейского Севера России в конце XIX начале ХХ веков. - СПб.: «Нестор», 1998.
Пономарев Б.С Литературный Архангельск. 2-е изд., доп., испр. - Архангельск, 1989. - С. 74 -76.
История северного крестьянства. т'2: Крестьянство в период капитализма. - Архангельск, 1985. - С. 313 - 376.
Катречка Т Почетный доктор истории // Правда Севера. - 1974. 26 дек.
Куратов А.А. Архангельское общество изучения Русского Севера // Европейский Север России: прошлое, настоящее, будущее. - Архангельск, 1999. - С. 191 - 203.
Марков С Летопись. - М., 1978. - С. 227 - 228 (о С.г. Писахове). 168
Попов А.Н Степан Федорович Огородников: К 80-летию по дня ро:кдения / /ИАОИРс. -1915. -Х212. - С.431-438.
Попов А.Н Павел Платонович Чубинский: К 30-летию по дня смерти //
ИЛОИРС. - 1914. - С.73 - 84.
Попов А.Н ПЛ. Чубинский на Севере. - Архангельск, 1914.
Попов гл. Сумский мореходный класс: К истории мореходного образова-
ния на Севере. - Архангельск, 2000.
Попов гл., Давыдов Р.А. Мурман: Очерки истории края XlX - начала ХХ в.
- Екатеринбург, 1999.
Синицына Л. Т Развитие народного образования на Европейском Севере
(досоветский период): Учеб. пособие. - Архангельск, 1996.
СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА
После 1917 г. культура Архангельского Севера крайне политизировалась.
В рамках «культурной революции» началось «строительство» нового, советского человека, ориентированного на идеологию «государства-коммуньш. В северных деревнях появились коммуны, но в 1920-х п. они лишь скопировали большую патриархальную семью с замкнутым потребительским хозяйством. Таким образом, коммуны не изменили социального положения основной массы северного крестьянства и почти не повлияли на традиционную крестьянскую культуру. Наоборот, в годы нэпа эта культура еще дальше ушла от коммунистических идеалов. Положение изменилось, когда после сплошной коллективизации и фактической отмены нэпа коммуны уступили место колхозам с их социалистическим, а в действительно~ти крепостническим закабалением сельских тружеников.
Во многом менялась сущность рабочего класса. В годы первых пятилеток сталинским руководством был предпринят «штурм» на индустриальном, аграрном и культурном «фронтах». В городской среде выросла целая социальная категория индустриальных новобранцев - людей, оторванных от земли, в основном молодежи, рекрутированной из деревни на стройки «гигантов» социалистической промышленности. Именно в молодом поколении насаждалась идея диктатуры пролетариата и коммунистической морали. Создавалась и новая массовая культура, скрепленная, с одной стороны, трудовым энтузиазмом строителей социализ ма и репрессиями в отношении «врагов народа» - с другой.
Пролеткульт
Яркой страницей в истории советской культуры была деятельность Пролеткульта (1917 - 1932 гг.). Одним из организаторов движения пролетарской культуры был Александр Александрович Богданов (1873 - 1928), известный деятель российского революционного движения, философ, экономист. Пролеткультовцы полностью отрицали использование культурного наследия прошлого.
Дпя создания Пролеткульта в Архангельске из Москвы был направлен Федор Степанович Чумбаров-Лучинский (1899 - 1921). 25 апреля 1920 г. в Архангельске состоялась общегородская конференция культурно-просветительских организаций, избравшая президиум городского Совета Архангельского Пролеткульта в составе Чумбарова-Лучинского и журналистов Дмитрия Ершова, Степана Горбунова, ЛеонидаЦиновского и др. Были созданы студии Пролеткульта: литературно-издательская, музыкально-вокальная, театральная, изобразительных искусств, клубная, физической культуры, лекционно-инструкторская и хозяйственная. Архангельский Совет Пролеткульта обосновался в доме Суркова в Немецкой слободе. В просторных и богато обставленных комнатах особняка занимались красноармейцы, рабочие и служащие заводов и фабрик губернского города. Здесь разместилась библиотека - свыше пяти тысяч книг Каждую субботу в каминном зале особняка собирались начинающие поэты и прозаики. Читали свои стихи и рассказы бывшие фронтовики Д. Ершов, И. Молчанов, И. Марков, С. Горбунов, Г. Шубин, И. Пейсин (Илья Бражнин), П. Калашников и др. В мае 1920 г. Ф.С. Чумбаров-Лучинский начал выпускать «Красное Поморье» - первый литературно-художественный журнал после освобождения Архангельска от белых. На страницах журнала было опубликовано одно из лучших стихотворений самого Чумбарова-Лучинского «Наша кузница»
Словом пламенным, железом и огнем
Наши здания светозарные скуем.
Из напевов, из созвучий и из слов Будут камни, будут крепи для основ. Будет воля, будет сила из огня, Ярость нашего стремительного дня.
В 1920-х гг. выходили и другие сборники пролеткультовских авторов «Ленинцы», «Молодой коммунист», «Цветы труда» и др.
Однако руководители Пролеткульта выступили за «независимость» своей организации от Наркомата просвещения (Наркомпроса), и в 1932 г. Пролеткульт прекратил свое существование.
Летом 1923 г. архангельские писатели создали литературную организацию «Октябрь», в которую вошли многие пролеткультовцы. Группа «Октябрь» просуществовала лишь полтора года, а позднее на ее месте возник литературный кружок при губернской газете «Волна». В 1927 г. в Архангельске была создана ассоциация пролетарских писателей, поставленная под жесткий контроль губкома ВКП(б). С октября 1928 г. ассоциация наладила выпуск литературных страниц в газетах «Волна» и «Комсомолец», С октября 1928 г. приложением к «Волне» стал выходить «Литературный Север». Памятным событием в литературной жизни Архангельска 1920-х гг. стал выход в Москве повести Аркадия Гайдара «Школа», созданнойим в городе на Северной Двине.
Общеобразовательная культура
Большевистское руководство Архангельской губернии считало, что первостепенное значение в условиях социалистического строительства имела общеобразовательная культура. Неграмотный человек стоит вне политики, - говорил Ленин.
Наступление на неграмотность началось на Севере в 1920-х гг. В Шенкурском, Холмогорском, Пинежском и других уездах Архангельской губернии были проведены дни внешкольной пропаганды. Огромными тиражами выпускались плакаты и листовки о задачах борьбы с неграмотностью. Северное отделение общества «Долой неграмотность» проводило большую разъяснительную ра'боту среди населения. В фонд ликбеза было собрано свыше 50 тысяч рублей. Общество находило помещения для учебы, карандаши, бумагу, мел и керосин. В самые трудные годы учащиеся ликбеза получали продовольственные пайки. В школах грамоты не только учили читать и писать, в учебную программу включались занятия по литературе, географии, истории и обществоведению. К 1939 г. Архангельская область завершила основную работу по ликвидации неграмотности, и большинство северян смогло приобщиться к знаниям и культуре советского образца.
Одновременно с кампанией разрушения храмов и монастырей развернулась широкая антирелигиозная пропаганда. Повсеместно на Севере организовывались ячейки «воинствующих безбож){иков», а их активисты приняли участие во всесоюзном съезде безбожников в Москве (июль 1929 г.). Застрельщиками атеистической агитации в Северном крае выступили комсомольцы. Так, например, «комсомолятю> Цимольской ячейки Пинежского уезда в сентябре 1920 г. решили бороться с засильем духовенства в деревне путем скупки в храме всех свечей. Этот наивный опыт борьбы с религией получил завершение в массовом разрушении православных приходов, в беззастенчивой конфискации имущества северных храмов и монастырей. Коммунистическая партия использовала все средства идейной борьбы для «разоблачения» религиозных предрассудков. На антирелигиозные темы публиковались статьи в центральных и местных газетах, массовыми тиражами издавались книги, брошюры, листовки, плакаты. Конечно, с религией не было покончено, но Русская православная церковь понесла в этом угаре «антипоповской» истерии невосполнимые жертвы в лице тысяч новомучеников - священнослужителей и монашествующих, расстрелянных или погибших в тюрьмах и лагерях.