Педагогические инновации классифицируются

- по видам деятельности – педагогические, управленческие и др,

- по характеру вносимых изменений – радикальные, основанные на принципиально новых идеях и подходах комбинаторные (новое сочетание изветвных элементов), модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы0

- по масштабу вносимых изменений (локальные 9независимые друк от друга изменения отдельных участников или компонентов, модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных) системные (полная реконструкция системы как целого,

- по источнику возникновения внутренние и внешние (за пределами образовательной системы)

.

 

Рассматривая микроструктуру инновационного процесса ученые (А.И. Пригожин, Н.И. Лапин, Б.В. Салонов и др.) выделяют концепцию «жизненного цикла» — нововведения, который исходит из того, что нововведение есть процесс, протекаемый во времени.

В этом процессе выделяются этапы, различающиеся по видам деятельности, обеспечивающим создание и исполнение новшества.

В настоящее время в научной литературе сложилась следующая схема конкретизация инновационного процесса на этапы:

1 Этап - рождения новой идеи и возникновения концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое является —результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).

2 Этап — изобретения т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт — образец.

3. Этап — нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшество, его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества.

После этого начинается самостоятельное существование новшества.

В фазе использования новшества выделяются дальнейшие этапы:

4 Этап — распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространения) новшества в новые сферы.

5 Этап — господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается это этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.

6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.

 

Приведенная выше линейная структура последовательно сменяющих друг друга этапов инновационного процесса представляет собой упрощенную схему реального его развертывания. Конкретный инновационный процесс не обязательно должен включать все рассмотренные этапы в их строгой последовательности н неразрывности. Указанные этапы могут иметь различную продолжительность.

Все многообразие инновационных процессов исследователи относят к двум наиболее значимым формам:

1) Простое воспроизводство нововведения характеризующееся тем, что новшество создается лишь в той организации, в которой его производство было впервые освоено; этот цикл включает следующие стадии: формирование предпосылок нововведения — потребности в нем, научное открытие, создание новшества, включая первое его освоение, распространение новшества среди пользователей, использование или потребление новшества.

2) Расширенное воспроизводство новшества характеризующееся тем, что процесс изготовления новшества распространяется на многие организации, в этом цикле между созданием новшества и его распре делением между пользователями добавляется стадия распространения методов производства новшества и форм его использования; широкое производство новшества, обеспечивающее насыщение потребности в данном новшестве. Полный жизненный цикл нововведений включает пять стадий: старт, быстрый рост, зрелость, насыщение, финиш или кризис.

 

В педагогической литературе выделяются два типа инновационных процессов в области образования:

Первый тип — инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса. Инновации этого рода не всегда связаны с полнотой научного обоснования, чаще они происходят на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований. К инновациям этого типа можно отнести деятельность учителей новаторов, воспитателей, родителей и т.д.

Второй тип нововведений — инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной деятельности.

 

Анализ практического опыта инновационной и практической деятельности позволяет выделить ряд факторов и условий, при которых инновационная деятельность будет успешной:

-инновационные идеи должны быть убедительными, четкими, отвечать реальным практическим потребностям;
- инновационные идеи должны иметь ясные цели, принципы, содержание, доведены до уровня программ, учебных пособий, конкретных технологий обучения;
- инновационная деятельность должна начинаться с локальных экспериментов, которые должны идти параллельно с обучением и переподготовкой кадров;
- необходимо правовое и экономическое обеспечение инновационной деятельности на всех этапах и уровнях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: