Юридический позитивизм Джона Остина

Правовой позитивизм, юридический позитивизм состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном обществе, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет.

Английский правовед Джон Остин (1790-1859 гг., «Лекции о юриспруденции, или философия позитивного права») является одним из основоположников юридического позитивизма, основателем школы аналитической юриспруденции. Остин возглавил в 20-е гг. XIX в. первую кафедру юриспруденции в Лондонском университете. Остин стремился освободить право от элементов психологии, этики, религии, морали, которые появились в связи с существованием многообразия подходов к определению права. По мнению Остина, юриспруденция «имеет дело с законами, или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши». Право должно освободиться от ценностного содержания, описывающего реальность в терминах добра и зла, т.к. это область этики, а не юриспруденции. Остин акцентирует внимание на юридической форме права, придающей праву характер общеобязательности, и призывает изучать «логику правовых конструкций».

Право интерпретируется Остином как волевое отношение: «Всякое право — есть команда, приказ». Правом являются лишь правила, формально закрепленные в официальных актах государства, придающих им общеобязательную силу. Право соблюдается под страхом применения санкции в случае невыполнения приказа. Остин подчеркивает жесткую взаимосвязь между государством и правом: право — «агрегат правил, установленных руководителем или сувереном», «веление суверена». Суверен может быть представлен не только в виде отдельного лица, но и учреждения, которое действительно, а не формально является сувереном для подвластных в данном политическом сообществе. Важнейшей гарантией соблюдения права является привычка большинства к повиновению, поэтому не следует, например, относить к позитивным законам распоряжения оккупационных армейских властей, даже если они придают им наименование законов. Субъектом суверенных властных полномочий, способным придать норме юридическую силу, т.е. общеобязательный характер под угрозой причинения правонарушителю негативных последствий, может выступать не только человек, но и Бог. Поэтому, по Остину, правом в строгом смысле слова являются законы, установленные богом, и законы, установленные людьми или учреждениями, являющимися суверенами. Правила, устанавливаемые общественным мнением (в том числе и нормы международного права), правила моды, этикета, законы чести не являются правом в строгом смысле этого слова и обозначаются Остином как «позитивная мораль».

Наилучшей формой выражения правовых норм, по мнению Остина, являются кодексы. В отличие от И. Бентама, Остин признает и существование такой формы права, как судебный прецедент, поскольку решения британских судей получают нормативно-правовой характер с молчаливого согласия короля (суверена). Существование естественных прав Остин не признает. Все права человек получает по воле суверена.

Остин - приверженец классического либерализма. Целью деятельности государства является достижение общего блага. В достижении общего блага суверен ничем не связан. Естественными ограничениями суверенной власти государя выступают религия, нормы морали и согласие подданных повиноваться данной власти.

Остин является одним из основоположников юридического позитивизма и аналитической юриспруденции. Идеи Джона Остина получили развитие в работах А. Эсмена, К. Бергбома и др.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: