Именно тут было «Сердце России»

Основным же форпостом искренней Веры в Бога в нашем Отечестве испокон веков считалась русская деревня. Здесь сохранялась особая глубина Православия, его чистота, сила и непоколебимое упование на волю Божию. «Где просто, там ангелов со сто…» - любил говорить оптинский старец преподобный Амвросий (Гренков). Как раз, вот такая святая простота души человеческой, всегда сохранялась в наших селах и весях, в глубинках нашей Родины, не повреждённая прогрессом, комфортом, грехом и страстями изнеженного мира сего. Именно тут было «Сердце России». Св. преп. Сергий Радонежский, св. прав. Иоанн Кронштадтский, св. блаж. Матрона Московская, св. преп. Силуан Афонский, и неисчислимое множество других прославленных ныне святых угодников Божиих были выходцами из простых деревень, на плодородную землю (сердца) которых падало божественное семя Сеятеля – Слово Господне, что и принесло многократные плоды - одни в тридцать, другие в шестьдесят, третьи во сто крат. Благодать Святаго Духа, преображала эти детские, девственные души, наполняя их не книжными знаниями и премудростью, а небесными плодами любви ко Христу, где священные слова и заповеди были незримо начертаны на скрижалях смиренного сердца самого человека. И как говорил священноисповедник Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): «конечно, всё то чистое, всё светлое, доброе и правдивое, что видим в детях, мы должны ставить примером для самих себя, должны больше всего и всегда следовать примеру великого смирения малых детей. Именно смирение, детское смирение открывает нам путь в Царство Небесное…».

 

 

Одним из таких кладезей чистоты веры Христовой была и деревня Андреевское расположенная в Можайском районе

 

Об ее истории сведений имеется не так много. Известно, что поселок здесь уже существовал до 16 века. В 1596 г. в вотчине московского Новодевичьего монастыря с. Львово-Андреевское была построена деревянная церковь во имя мч. Андрея Стратилата. В 1629 г. ее разорили. По ходатайству прихожан в 1678 г. построили новый деревянный храм.В XVIII в. его причт состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря.

В 1760-1763 и 1765-1769 гг. в ней служил священник Григорий Яковлев (умер в 48 лет).

В 1770 г. из Тропарево сюда был определен священник Исаакий Иванов.

С 1771 по 1776 г. там служил священник Пафнутий Петров.

В 1778 г. в селе 120 дворов, в 1798 г. -170 дворов, 669 крестьян и 703 крестьянки.

В 1810 г. священником в храм был назначен Григорий Александрович Бардов, дьяческий сын, обучался в Московской академии. Был определен депутатом и имел за участие в Отечественной войне 1812 г. бронзовый крест.

По рассказам старожилов, накануне празднования дня Святой Троицы мужское население ходило чистить реку Протву от травы и тростника, заодно саками и корзинами ловили рыбу. В деревне всегда сохранялись благочестивые и добрые традиции. Все жили дружно и богобоязненно.

 

Невозможно ни оставить без особого внимания события, произошедшие в этой небольшом селе в середине 19 века

 

 

«Радуйся, Главизно нашего спасения…»

 

Во время царствования благочестивейшего Императора Николая I (Павловича) Романова из Европы в Россию перекинулась эпидемия холеры.

Как писал известный подвижник и угодник Божий игумен Никон (Воробьев): «многими скорбями, болезнями, борьбой с грехом, покаянием и смирением входят в Царство Божье… Нет другого пути в Царство Божье, кроме крестного… Скорби и болезни помогают человеку оторваться от суеты земной и больше прилепляться к Богу.. В скорбях скрыта радость и любовь к Богу, если скорби принимаем и терпим без ропота, с благодарностью… Без скорбей человек не смирится, не покается глубоко, не стяжет любви к Богу.Закон Духа говорит, что «многими скорбями подобает войти в царство Божье»… Знаешь, через какое страдание перешли в будущую жизнь апостолы, мученики, подвижники. Как же нам грешным войти в Царство Божье без скорбей? Невозможно это. Поэтому и сказано, что, кого любит Господь, тех наказывает скорбями и болезнями, чтобы принять в Свою славу по смерти очищенными через покаяние и болезни». (Игумен Никон (Воробьев). « о скорбях: страданиях и болезнях»).

Только за один 1848 год насчитывалось 1 742 000 холерных больных, из них 690 тысяч умерли. Болезнь стремительными темпами пожирала многочисленные губернии и области нашей страны. Везде ощущалась отчаянье, паника и смятение. Ни одно чудодейственное снадобье и лечение, известные в то время медицине, не помогали. Вот свидетельство А.В. Головнина – русского государственного деятеля, статс-секретаря, действительного тайного советника и министра народного просвещения, лично наблюдавшего ужасы холерного лета в тот год в Рязанской губернии. В его письме от 25 июля к Погодину, мы читаем: «Путешествие моё со времени выезда из Москвы ограничилось разными уездами Рязанской губернии и походило на прогулку по кладбищам более, чем на поездку по деревням. Видел целые фабрики гробов. Ряды изб, в которых остались в живых одни ребятишки, поля с хлебом, которого некому убирать, потому что те, которые посеяли его, сами рассеяны по ниве Божией. Народ в большом унынии и местами толковали об отравлении». Эпидемия «черной смерти» захлестнула также и Московскую губернию. Все мыслимые и немыслимые человеческие средства в борьбе с коварным недугом были использованы, оставалось лишь надеяться на помощь небесную и заступничество Пресвятой Богородицы.

 

В середине 19 века, когда свирепствовавшая в то время чума, уносила жизни тысячи людей, духовенством и местными жителями из Колоцкого Успенского монастыря был организован крестный ход с иконой Божией Матери «КОЛОЧСКАЯ» - особо почитаемой на можайской земле.

События ее явления и основание по этому случаю монастыря, подробно описаны в «Повести о Луке Колочском», вошедшей в состав Никоновской и многих других общерусских летописей XV-XVII. Известно, что эта святыня была обретена в 1413 году местным поселянином Лукой в самый критический для Святой Православной Руси момент, когда католичество столь близко подступило к Москве. И, Сама Царица Небесная встала на защиту православной веры, даровав свой чудотворный образ в местечке Колочи на границе Московских и Смоленских земель. Этому событию откликнулась радостью вся земля Русская, описав его в 22-х летописях, видя в этом «знамение великое». По молитвам пред ним стали происходить многочисленные чудеса. Первое чудо состояло в том, что расслабленный человек, уже много лет пролежавший на одре болезни «приложился челом, глазами и устами к святой иконе Божией Матери и тут же стал здравым, как будто никогда не болел». «И услышали эту вестьи от всех, там живущих, стекались многие люди, приносили больных и недужных, и все выздоравливали». А когда святыню стали носить по разным городам и селениям, «то было чудес бесчисленное множество: слепые прозревали, хромые начинали ходить, расслабленные вставали, немые говорили, глухие слышали, и все, бывшие больными, здоровыми становились». «И что много говорить», - как описывается в древней повести, - «если не может человеческий разум постичь тьмы тем бывших тогда непостижимых чудес». Велика была всегда вера на Руси во всемогущую помощь Пречистой Девы Марии, потому и были от иконы «везде бесчисленные и непостижимые чудеса», простирающиеся и поныне.

В середине 16 века в годы войны с ливонско – литовскими захватчиками царь Иоанн Грозный взял святой образ с собой на брань и освободил от врага город Полоцк. Во время Отечественной войны 1812 года Колоцкий монастырь оказался серьезной преградой на пути французской армии к Москве накануне Бородинского сражения.Совсем немного времени оставалось до решающей, величайшей в истории битвы, в которой за Веру, Царя и Отечество клали свои головы русские воины. И Владычица Небесная, опустила свой Покров на защитников отечества, даровав победу в Бородинском сражении и вынудив отступить коварного врага.

В описи Гжатского 3-классного Колочского мужского монастыря за 1860 г. читаем: «В центральном Успенском приделе за правым клиросом в большом вызолоченном киоте с вызолоченными колоннами, резными фигурами и украшениями лучшей работы хранится Чудотворный Образ Божией Матери. На сей иконе в середине Божия Матерь с Предвечным Младенцем и предстоящими при Ней святителем Николаем и святым пророком Илиею. Вверху Святая Троица в виде ангелов, по правую сторону — Иоанн Предтеча, по левую – Симеон Богоприимец. Под ликом Божией Матери три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, по сторонам их — преподобные Авраамий Смоленский и Пафнутий Боровский чудотворцы». По благочестивому обычаю жители городов Можайска, Вереи, Гжатска, а также близ лежащих деревень, всегда прибегали с усердною молитвою к Преблагословеннной Деве Марии, особенно во время тяжелых попущений Божиих, смертоносных болезней, моров и бедствий. И не раз Заступница христиан являла Свое Милостивое Предстательство.

И в 1848 году, когда свирепствовавшая чума, уносила жизни тысячи людей, с покаянными слезами, молитвами и пением образ пронесли по всем весям и селам

С трепетным чувством был встречен крестный ход и в деревне Андреевское. Икона была поставлена на поклонение в храме св. муч. Андрея Стратилата. Усердные и непрестанные молитвы возносились к Царице Небесной о спасении людей от неминуемой гибели от тяжелой заразной болезни. Покаяние, надежда, любовь и искренняя вера в Бога изливались из сердец людей в теплых молитвах. И они были услышаны. Эпидемия чумы, смерть и страдания отступили от можайской земли. После этого чудесного спасения здесь установили список с первообраза, а в 1874 году при строительстве ныне существующей каменной церкви устроили в честь него (на данный момент - единственный в мире) придел. С того времени, жизнь этого прихода и по сей день неразрывно связана с Успенским Колоцким монастырем – островом спасения и умиротворения в нашем бушующем море житейских страстей и суеты.

«Радуйся, благодати Божия Присвоение»

 

Храм св. муч. Андрея Стратилата был всегда особо любим местными поселянами.

В 1877 г. в семье пономаря Александра Соколова родился будущий митрофорный протоиерей, благочинный церквей Можайского и Верейского районов, а впоследствии, священномученик - Николай Соколов. В советское время он был дважды арестован, а после последнего своего ареста 11 октября 1937 г. расстрелян 31 октября того же года на Бутовском полигоне под Москвой. В 2002 г. протоиерей Николай был канонизирован Русской Православной Церковью как новомученик.

Как это случилось со многими храмами и святыми обителями в 20 веке, и эта церковь, также была осквернена в годы существования советского государства. В нем в разное время располагались - столовая, пивной бар, склад, котельная. Здание храма находилось в аварийном состоянии, отсырело, своды разрушились. В 2000-х годах он был передан церкви. Начались реставрационные работы.

По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в 2011 году сюда был назначен настоятелем протоиерей Вячеслав Иголкин, в этот некогда удивительный, а теперь частично разрушенный и требующий восстановления Дом Божий.

 

Батюшка Вячеслав – первый священник (с 1997 года) вновь возрожденного Успенского Колоцкого монастыря, именно он в 1998 году встречал вместе с сестрами этой обители, переданный туда список иконы Божией Матери «Колочская». Оригинал ее был, к сожалению, утерян в 70-е годы прошлого века. Летом того же года, один из списков образа находящихся в монастыре замироточил, а вернувшаяся в 1998 году икона впоследствии, также как и первоообраз, прославилась многочисленными чудесами и исцелениями.

В 2011 году- 19 августа в день празднования Преображения Господня в церкви св. муч. Андрея Стратилата совершилась первая Божественная Литургия.

Первоочередным деланием вновь возрожденной общины - стало налаживание здесь богослужебной жизни. С любовью и усердием батюшка собирал прихожан под святые своды церкви. Сюда стали приезжать верующие изблиз лежащих деревень и сел, а также из Москвы и Можайска, ибо «не может укрыться город, стоящий на верху горы». (Мф. 5:13-16). Сердца людей нашли под сводами этого храма – извечный небесный град, – основное сокровище, единственную драгоценную горнюю жемчужину, обретя которую, человек подобно евангельскому купцу «пошел и продал всё, что имел, и купил ее». (Мф. 13:44). Искренняя вера во Христа – стала его основой, крепким фундаментом и опорой.

 

 

 

Образовался новый приход, одна дружная крепкая семья, находящаяся под Святым Покровом Пречистой Богородицы, а также, заступничеством св. муч. Андрея Стратилата, который «в молитвах Господеви предстоя, якоже звезда солнцу предтекий» предстательствует и молится «Безсмертному Царю в безконечныя веки» об этой общине.

 

 

«Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование»

 

Особо запомнилась всем Божественная Литургия состоявшаяся 22 июля 2015 года в день празднования чудотворного образа Божией Матери «КОЛОЧСКАЯ» в этом храме.

Радостью и теплом искрились тогда сердца людей, которые пришли поклониться Царице Небесной. Как и много лет назад вновь возносились слова благодарности Заступнице рода человеческого за Ее бескрайние щедроты к нам, грешным. Пение праздничного тропаря разливалось под возрождающимися сводами храма: «Днесь возсия неизреченно месту Колочу икона Богоматере и яко светозарным солнцем пришествием Тоя озарися место то».

В этих молитвах таинственно скреплялись тогда воедино души всех православных христиан, стирались времена между прошлым, настоящем и будущим, исчезали границы между областями и городами нашей необъятной страны, все многочисленные обители и храмы нашей Родины, как бы сливались в общем гласе к «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения серафим».

С умиротворением и трепетом было исполнено песнопение евхаристического канона, а слова «милость мира, жертву хваления» приоткрывали, ту великую милость Божию, которую даровал нам всем Спаситель Иисус Христос в Таинстве Святой Евхаристии (Причащения).

После Литургии богослужение было продолжено молебном пред Образом.

Нельзя ни отметить и то, что частыми и особо любимыми гостями здесь являются, настоятельница Колоцкого Успенского монастыря игуменья Амвросия (Гавринева) с его сестрами, значительно укрепляющие, проходящую через столетия, неразрывную духовную связь древней обители и церкви в деревне Андреевское.

 

Немаловажно и то, что в этом храме стараются привлечь всех своих прихожан к посильному деятельному участию в церковной жизни. Кто-то помогает на клиросе в пении супруге настоятеля храма - матушке Елене, являющейся регентом хора, состоящего из активных христиан, а кто– то в чтении - часов и шестопсалмия, также привлекаются и дети, которые органично и проникновенно вливаются в песнопения такого любительского хора.

 

Всегда, особенно приятно, слушать его старательное, простое, но неповторимое и искреннее пение. Значимым для нового прихода стала также и работа с молодежью и подрастающим поколением, привлечение его к церковной жизни - этому деланию придается существенное значение.

Батюшка Вячеслав всегда старается зажечь в сердцах детишек - чистую любовь к Богу, особенно своим простым, но искренним словом к детям о церковной жизни. Он несет также и послушание духовно-пастырского окормления детей-инвалидов Уваровского детского дома-интерната, где в 2000 году усилиями батюшки и сестёр Колоцкого монастыря был создан домовый храм в честь св. великомуч. и целителя Пателеимона, в котором проводятся богослужения и регулярно совершается Божественная Литургия.

 

По окончании службы и молебна, все присутствующие были приглашены на трапезу, которая уже за несколько лет, стала благочестивой традицией для этой гостеприимной общины. После нее, все желающие вместе с настоятелем храма смогли посетить и Колоцкую обитель, а также и святой источник, забивший на месте обретения иконы в 1413 году, вода которого имеет чудесное свойство движения в момент вознесения молитв и песнопений милостивой Ходатаице рода человеческого.

 

«С лики ангельскими в невечернем свете Незаходимаго Солнца Христа обрел еси..."

4 июня 2016 года состоялась торжественная встреча, специально написанной для храма, насельниками Святой Горы Афон иконы св. муч. Андрея Стратилата. Это стало, воистину, основным и важнейшим событием для духовной жизни всего прихода. Милостью Божией, мысль о ее написании, пришла руководителям компании ООО агропредприятие «Птицефабрика Можайская» - учредителю Хмелевцову Владиславу и ген. директору - Жигареву Вячеславу, когда они находились в паломнической поездке по Афону. Бедственное положение храма в поселке и искреннее желание делами веры помочь этому многострадальному дому Божьему, побудило их заказать у монахов святогорцев такую икону, которая стала бы основной его святыней. Написание ее длилось около двух лет. Каждый штрих, движение руки иконописца, производились на нем с трепетом, внутренней молитвой и любовью к Богу и святому мученику. Святость жития монашеского государства во всей своей полноте отразилась на этой неповторимой иконе. Когда протоиерей Вячеслав Иголкин и прихожане впервые увидели ее, то у всех появилось ощущение особой близости святого мученика Христова ко всем нам. Удивительным является и то, что от новописанного образа были уже зафиксированы случаи чудесной помощи и исцеления.

В воскресенье, 5 июня была совершена Божественная Литургия с Крестным Ходом и молебном святому, в честь такого знаменательного посещения Божьего. На Службе присутствовали, как сами благодетели, доставившие икону со Святой Горы Афон, насельницы Колоцкой обители с игуменьей Амвросией (Гавриневой), иеромонахом Евфимием (Гончаровым) - священником монастыря, так и жители близ лежащих сел, города Можайска и даже Москвы, так как весть о прибытии святыни в деревню достигла и столицы. Промыслительным стало присутствие в храме казаков Можайской станицы им. Атамана М.И. Платова Московского областного казачьего округа Союза казаков России. По слову Святейшего Патриарха Кирилла: "Казаки - очень важная православная часть нашего общества". Святой муч. Андрей Стратилат всегда являлся небесным покровителем и православного воинства и казачества. Возрождение последнего, оказывает существенное значение на духовное становление нашего государства, сохранении его исторических, нравственных, духовных устоев и канонов дореволюционной России.

Атмосфера любви, пасхальной радости, веры и благодарности Богу за Его бескрайние Милости ко всем нам, ощущались во время этого праздничного богослужения. Нельзя ни отметить и то маленькое чудо, совершившееся во время Крестного Хода - затяжной дождь, шедший весь день прекратился, и именно, в тот момент, когда процессия с Образом Святого двинулась из храма на улицу. Ни одна капля не упала с неба на новоприбывшую икону. Ликовали сердца людей находящихся здесь, ликовала и природа, радовавшая всех зеленью и теплом начинающегося лета. Под сводами храма звучали Пасхальные тропари, а также тропарь мученику: «С лики ангельскими в невечернем свете Незаходимаго Солнца Христа обрел еси, Святе Андрее Стратилате, Его же моли с пострадавшими с тобою присно, да спасет души наша».

Мученичество за Христа – есть самый высокий акт выражения любви ко Господу. Оно является вершиной всех добродетелей в христианстве и проявлением крепости православной веры. В первые века существования Христовой Церкви, во времена правления беспощадных языческих императоров, именно на крови святых исповедников, происходило ее становление. Этот период, как и десятилетия богоборческого социалистического строя в нашей стране в прошлом столетии, по праву можно назвать цветом мученичества. Огромное количество христиан, претерпевших страшные и немыслимые истязания, отдавших свою земную жизнь, ради стяжания Жизни Вечной и Спасения Души, во славу и процветание церкви - является наипрочнейшим ее фундаментом, духовным стержнем и основой истинной Веры, Мужества и Любви Небесной.

К таковым доблестным Воинам Христовым, с уверенностью можно отнести и св. Андрея, кончина которого последовала в 302 году.

Он был военачальником (что и означает само слово, титул– Стратилат) при император Максимиане, злейшим гонителем христиан и отличался особой храбростью. Не приняв еще Святого Крещения, но, уже уверовав во Христа, перед сражением с персами Андрей убеждал своих воинов, что языческие боги – это бесы, проповедовав им истинного Бога. С помощью Божией его небольшой отряд обратил в бегство многочисленное войско неприятеля. Вернувшись из похода с победой, многие стали завидовать славе героя, и донесли о том, что он обратил в веру Христову всех своих воинов и проповедует Спасителя правителю Антиоху, за что был схвачен последним, и подвергнут пыткам вместе со своими верными солдатами. И никто из них не отрекся от Христа. Тогда правитель, испугавшись возмущения войска, отпустил Стратилата с его дружиной, приказав тайно их казнить. Освободившись, они прибыли в город Тарас, где приняли Таинство Крещение от епископов Петра и Нона, а затем покинув его, были схвачены правителем Киликии Селевком в горах Таврос, находящихся в пределах Армении и умерщвлены, как невинные агнцы.

Перед своей мученической кончиной св. Андрей призвал своих товарищей не размахивать мечами и оружием, а предаться молитве о врагах, о всем мире, за всех, произнося такие слова: «будем же единодушно и твердо стоять в любви Божией, как повелел наш Господь, и не станем поднимать рук наших на преследующих нас, но поднимем их к Богу с молитвою благодарения за то, что Он дал нам дожить до сего времени, когда мы получим наследие со всеми святыми, пострадавшими за Него. Итак будем молиться Ему, как молился святой первомученик Стефан, когда иудеи побивали его камнями, говоря: «Господи Иисусе Христе, приими души рабов Твоих, которые мы предаем в руки Твои».

Он просил у Всемилостивого Господа, послать после его отхода в жизнь вечную, для людей чтущих их память святой целебный источник, который и забил на месте их мученической кончины, принося исцеления от всевозможных недугов и по сей день.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: