Есть еще одно, третье, важное условие для того, чтобы организация училась на ошибках: нужно совершать их стратегически — в нужное время и в нужном месте, то есть по ходу подготовленных экспериментов. Ученые знают, что 70% опытов, а в некоторых фундаментальных науках и того больше, оканчиваются неудачей, хотя в конце концов их исследования увенчиваются успехом. Как они с этим живут? Прежде всего, ученые знают, что в науке ошибки — не случайность, а неотъемлемая часть работы. Во-вторых, они лучше всех понимают, что неудача может многому научить, а потому и тут надо обогнать конкурентов.
В противоположность им руководители, отвечающие за испытание нового товара или услуги (это — классический пример экспериментирования в бизнесе), как правило, с самого начала всеми силами стараются доказать, что все идет идеально. Но жажда успеха играет с ними злую шутку: сбои начинаются при запуске серийного производства. Очень часто пилотные проекты проводятся в искусственных условиях, далеких от действительности. И получается, что эксперимент не выявляет недоработок.
|
|
Подводя итоги, замечу, что компании особой породы не просто выявляют и анализируют сбои, но еще планируют умные ошибки с одной очевидной целью: попробовать что-то новое и чему-то научиться. Это не значит, что руководителям таких организаций нравятся неудачи. Но они понимают, что опытов без ошибок не бывает. И еще они знают, что незачем проводить масштабные дорогие эксперименты, ведь обычно можно обойтись небольшим пилотным проектом, пробной обкаткой технологии или имитационной модели.
ЕСЛИ ВЫ не хотите, чтобы в вашей организации скрывали проблемы и чтобы в ней создавалась «питательная среда» для разного рода провалов, нужно научиться признавать свои и чужие недостатки, а это потребует от вас мужества. Надо сделать все, чтобы подчиненные не боялись говорить о проблемах, а вы не осуждали бы их за неудачи, огульно обвиняя людей в непрофессионализме. Гораздо чаще, чем мы думаем, ошибки возникают из-за сбоев в сложных системах, а если в организации не принято вести диалог, то она лишает себя возможности делать выводы и совершенствоваться.
Опытные руководители знают, что нельзя жестко реагировать на ошибки. Ведь понять истинные причины сбоя и устранить их может только тот, кто умеет их анализировать. Но менеджеры, с которыми я имела дело в ходе своей исследовательской, преподавательской и консультативной работы, очень боятся, что терпимость к ошибкам может привести к халатности в работе и тогда неудач будет еще больше.
Надо выкинуть из головы эту идею, что ошибки — это всегда плохо, и признать их неизбежность в работе современных сложных организаций. Успех ждет тех, кто обнаружит проблему, устранит ее и раньше всех сделает выводы. Тем же, кто только ищет козлов отпущения, рассчитывать не на что. С
|
|
Причины неудач:
НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ
Человек не соблюдает технологию или методику.
НЕВНИМАНИЕ Человек неумышленно нарушает технологию.
НЕСПОСОБНОСТЬ РАБОТАТЬ
У человека нет способностей и подготовки для того, чтобы выполнить задание, или он поставлен в такие условия, что не может хорошо сделать работу.
ДЕФЕКТ ТЕХНОЛОГИИ
Компетентный специалист соблюдает все правила, но ошибка кроется в самой технологии.
СЛИШКОМ ТРУДНАЯ ЗАДАЧА
У человека слишком трудная работа, и он не может всегда выполнять ее одинаково качественно.
СЛОЖНОСТЬ ПРОЦЕССА
Многоступенчатый процесс дает сбой, когда в него встраивают новые звенья.
НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ
Когда люди не могут предугадать дальнейший ход событий, они действуют так, как считают правильно, но их действия часто приводят к незапланированным результатам.
ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ
Эксперимент, проведенный ради того, чтобы доказать неудачность идеи или конструкции.
ИССЛЕДОВАНИЕ
Эксперименты, цель которых — получить новое знание и изучить возможности новой технологии, часто приводят к непредвиденному результату.