У детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

 

В настоящее время недостаточность развития двигательного анализатора в детском возрасте становится все более обычным явлением. Количество детей с дизартрией, как отмечают ведущие исследователи, значительно возросло (Е.М. Винарская (2005), Л.В.Лопатина (2003), Е.М. Мастюкова (1987) и др.).

Развитие двигательных функций— сложный процесс, определяемый успешностью реализации генетической программы в конкретных условиях окружающей среды.

В настоящее время нейропсихологическими исследованиями М.М.Кольцовой (1979) и других ученых доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования

двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии.

Определенные звенья сложной функциональной системы регулируют каждое движение человека. Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности внутри каждой функциональной системы лежит в основе патогенетически общих расстройств речи и руки, которые возникают вследствие нарушения целостности и морфологической зрелости мозговых структур. Развитие мелкой моторики непосредственно влияет на формирование речи ребенка, ускоряя процесс функционального созревания мозга, следовательно, является мощным

тонизирующим фактором для коры больших полушарий.

При всех видах дизартрии, несмотря на неоднородность детей с точки зрения двигательных, речевых и психических функций, у них отмечаются мимические, артикуляционные нарушения в сочетании с нарушением общей и мелкой моторики. В силу этого проблема недоразвития двигательных функций остается одной из важнейших проблем специальной педагогики.

В экспериментальном исследовании по выявлению особенностей артикуляционной и тонкой моторики принимали участие 28 детей. Экспериментальную группу составили 14 детей старшего дошкольного возраста с клиническим диагнозом дизартрия из отделения патологии речи и других высших нервных функций ГУ «Детская областная больница», контрольную — 14 детей без речевой патологии.

В исследовании были использованы пробы А.Р. Лурия, ЭГ. Симерницкой и

А.В. Семенович.

Двигательные функции оценивались на основе изучения кинестетического и кинетического (динамического) праксиса.

 

1. Кинестетический праксис.

1. Праксис поз (по зрительному образцу и по словесной инструкции). Ребенку последовательно демонстрировался ряд мануальных поз:

1.1. 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;

1.2. Указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;

1.3. 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы У;

1.4. 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;

1.5. 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;

1.6. 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы У, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в щепоть («зайчик»);

1.7. 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные — выпрямлены.

 

 

2. Оральный праксис (по подражанию перед зеркалом и по словесной инструкции, без зрительного контроля).

2.1. Исследование объема и качества движений мышц губ: вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу; растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу; поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы); опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы); одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю губу.

2.2. Исследование объема и качества движений мышц щек: надуть левую/правую щеку; надуть обе щеки одновременно; втягивание щек.

2.3. Исследование объема и качества движений мышц языка: показать и удержать на три счета язык вперед «жалом»; широкий язык «лопаточкой», показать язык,

поднять его на верхнюю губу («достать кончик носа»); положить язык на нижнюю губу, опустить вниз к подбородку; упор кончика языка в нижние зубы

с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: