III. Обследование действий с предметами

1. Нарисовать по образцу одним движением руки окружность З см.

2. Закрасить (заштриховать) домик.

З. Выложить на столе по образцу «солнце» из спичек.

Таким образом, дети из обеих групп выполнили по три серии тестовых заданий. Результаты всех проб оценивались по 4-х балльной системе.

Анализ результатов выполнения мануальных поз при исследовании кинестетического праксиса выявил недостаточность статической координации

движений у детей экспериментальной группы. При этом отмечались сопутствующие движения при выполнении некоторых проб, требовалось более длительное время для выполнения заданий. Успешнее выполнялись задания по показу, по сравнению с выполнением по словесной инструкции.

Анализ результатов исследования орального праксиса показал, что наиболее сложным из серии 2.1. (движения мышц губ) оказалось третье задание. По словесной инструкции задание не удалось выполнить никому из детей обеих групп. По подражанию дети контрольной группы выполняли упражнение скованно и в неполном объеме. У детей с дизартрией наблюдалось множество различных синкинезий (поднимание бровей, наморщивание носа, зажмуривание глаз и т.п.). Основные трудности заключались в невозможности дифференцированного

напряжения отдельных мышц и наличии нецелесообразных содружественных движений.

Анализ характера движений мышц щек выявил, что данная серия оказалась наиболее успешной для обеих групп. Однако особенно сложными для детей экспериментальной группы стали задания, в которых требовалось изолированное напряжение мышц одной щеки.

Пробы, направленные на исследование объема и качества движений мышц языка, были трудны для обеих групп. Так, если дети без речевой патологии выполняли упражнение достать кончик носа напряженно, то у детей с дизартрией движения языка были недостаточного объема, и при напряжении отмечалось посинение языка. При выполнении пробы «Кошка сердится» почти у всех детей экспериментальной группы наблюдались ошибки в конфигурации движения.

Исследование орального праксиса у детей экспериментальной группы показало качественно неоднородные нарушения движений мышц артикуляционного аппарата, выражающиеся в быстрой истощаемости, недостаточной точности, плавности, силе и объеме артикуляционных движений. В контрольной группе дети выполняли задания быстрее, легче, с большей силой и объемом движений.

Анализируя выполнение пробы «Кулак — ребро — ладонь» при изучении кинетического (динамического) праксиса, можно констатировать нарушение

переключаемости движений и частые замены, особенно в экспериментальной группе.

При выполнении графической пробы «3аборчик» дети экспериментальной группы допустили большое количество ошибок, например, ошибки при передаче графической структуры, в виде выхода линий за пределы клетки. У некоторых детей наблюдался тремор кисти.

Анализ чередования мануальных поз у детей экспериментальной группы показал возможность выполнения некоторых поз только по показу. Отмечалось напряжение, длительный поиск позы, неточность, медленная переключаемость и нарушение конфигурации при выполнении поз. У некоторых детей при выполнении поз отмечено множество синкинезий.

При показе 2-х и З-х, а затем 2-х и 5-ти пальцев отмечена медленная переключаемость, неточность движений и нарушение конфигурации.

Наиболее сложной оказалась проба «на обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи и наоборот, третьи — на вторые» для детей экспериментальной группы. Они показывали неловкие движения, недостаточные по объему.

Исследование орального кинетического праксиса показало, что проба по исследованию движений губ была успешно выполнена детьми контрольной группы, в экспериментальной наблюдалась замедленная переключаемость движений. При выполнении пробы «попеременное надувание щек» детям часто требовался дополнительный показ. Отмечался очень медленный темп движения и недостаточный объем. Динамические пробы с языком затруднений у детей экспериментальной группы практически не вызвали.

В обследовании действий с предметами можно отметить наибольшую сложность при закрашивании домика. В экспериментальной группе отмечена неплотная штриховка, выходы за пределы рисунка и разворачивание листа бумаги при работе. Координированность, точность, гибкость, ритмичность движений проблематична для детей с дизартрией. При выкладывании спичек у многих детей с дизартрией отмечались неточные движения, тремор.

Итак, проведенное исследование позволило констатировать следующее:

— развитие кинестетического компонента артикуляционной моторики у детей с дизартрией на 14,7% ниже, чем удетей с нормальным речевым развитием;

— развитие пальчиковой моторики на 19,6 %, а действий с предметами на 19,3 % ниже у детей сдизартрией;

— у детей с дизартрией отмечается недостаточная координация движений всех исследуемых видов моторики, трудности переключения с одного вида движений на другой, недостаточность статической координации и движений динамического праксиса, отмечаются сопутствующие движения при выполнении отдельных проб. Детям требуется более длительное время для выполнения заданий. Лучше выполняются задания по показу, чем по словесной инструкции.

Таким образом, состояние двигательных функций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, оцененное на основе изучения кинестетического и кинетического (динамического) праксиса по всем компонентам ниже, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием.

 

 

Самаль И.Н.,к. биолог. наук, доцент кафедры психологии развития коррекционной педагогики ПГПУ им. С.М. Кирова,г. Псков

Ж. «Логопед в детском саду», № 6 (21), 2007

 

 

Позднякова Л.А.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: