Восклицательные высказывания — особый коммуникативный тип. Его основная задача состоит в передаче, как эмоционального значения, так и отношения к объекту разговора. Однако детям данной категории достаточно трудно объяснить особенности восклицательных предложений, разъяснить термин «восклицательность» («восклицаю»). Поэтому знакомство с восклицательной интонацией происходит в процессе сравнения с уже изученными интонационными типами высказываний.
Для этого в процессе беседы происходит обобщение знаний о
повествовательных и вопросительных предложениях. Затем детям предлагается
прослушать стихотворение о восклицательном знаке, содержащее восклицательные высказывания, прочитанное радостным, гордым тоном.
Восклицательный знак
Друзья мои, приятели!
Живу я много лет!
Примите восклицательный
Мой пламенный привет!
Обычно в предложениях стою
Я для того,
Чтоб выражать волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
|
|
Где я, то предложение
С особым выражение
Произносить должны!
(А. Тетивкин)
После прочтения логопед опрашивает детей, заметили ли они особенности произнесения стихотворения: «Как я читала: спокойно или громко, восклицая?» Затем уточняются произносительные особенности восклицательной интонации: значительное повышение голоса или резкое повышение с последующим небольшим понижением к концу. Изменение мелодики при произнесении предложений сопровождается соответствующим движением руки, демонстрируются графические опорные модели:
а) б)
В качестве речевого образца могут выступать следующие предложения:
а) «Светит солнце!» б) «Какой прекрасный день!»
Умение опознавать и выделять восклицательные высказывания закрепляется на материале текстов и предложений. Дети поднимают карточки с изображением восклицательного знака.
Для закрепления навыков опознания в импрессивной речи восклицательных высказываний используются следующие виды заданий:
— записать столько восклицательных знаков, сколько восклицательных высказываний было в тексте;
— прослушать пары высказываний с одинаковым составом словоформ, но отличающихся мелодическим оформлением, определить восклицательные (поднять карточки с соответствующим знаком).