Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее обозначения и способами выражения

Восклицательные высказывания — особый коммуникативный тип. Его основная задача состоит в передаче, как эмоционального значения, так и отношения к объекту разговора. Однако детям данной категории достаточно трудно объяснить особенности восклицательных предложений, разъяснить термин «восклицательность» («восклицаю»). Поэтому знакомство с восклицательной интонацией происходит в процессе сравнения с уже изученными интонационными типами высказываний.

Для этого в процессе беседы происходит обобщение знаний о

повествовательных и вопросительных предложениях. Затем детям предлагается

прослушать стихотворение о восклицательном знаке, содержащее восклицательные высказывания, прочитанное радостным, гордым тоном.

 

Восклицательный знак

Друзья мои, приятели!

Живу я много лет!

Примите восклицательный

Мой пламенный привет!

Обычно в предложениях стою

Я для того,

Чтоб выражать волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения

Противник тишины!

Где я, то предложение

С особым выражение

Произносить должны!

(А. Тетивкин)

После прочтения логопед опрашивает детей, заметили ли они особенности произнесения стихотворения: «Как я читала: спокойно или громко, восклицая?» Затем уточняются произносительные особенности восклицательной интонации: значительное повышение голоса или резкое повышение с последующим небольшим понижением к концу. Изменение мелодики при произнесении предложений сопровождается соответствующим движением руки, демонстрируются графические опорные модели:

а) б)

В качестве речевого образца могут выступать следующие предложения:

а) «Светит солнце!» б) «Какой прекрасный день!»

Умение опознавать и выделять восклицательные высказывания закрепляется на материале текстов и предложений. Дети поднимают карточки с изображением восклицательного знака.

Для закрепления навыков опознания в импрессивной речи восклицательных высказываний используются следующие виды заданий:

— записать столько восклицательных знаков, сколько восклицательных высказываний было в тексте;

— прослушать пары высказываний с одинаковым составом словоформ, но отличающихся мелодическим оформлением, определить восклицательные (поднять карточки с соответствующим знаком).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: