Увеличение длительности речевого выдоха

Для достижения продолжительности речевого выдоха применяются упражнения с постепенным удлинением речевых отрезков, произносимых ребенком на одном выдохе. Сначала используется прямой и обратный счет до трех, затем до шести. На протяжении тренировок ребенка обучают доводить счет до десяти. Важным условием правильного выполнения упражнений является соблюдение умеренного темпа речи, проговаривание слов в полном объеме, не допуская дрожания голоса, снижения его силы до шепота.

Постепенно счет дополняется произнесением на выдохе слов, словосочетаний, предложений. Детей обучают равномерному распределению выдоха на три — четыре слова, что в целом соответствует средней длине синтагм в русской

разговорной речи. С этой целью используются скороговорки, долгоговорки и пословицы.

4. Воспитание умения пользоваться добором воздуха на паузах.

«Главное условие добора воздуха — это создание привычки пополнять запас воздуха в каждой удобной паузе и подключать все дыхательные мышцы, помогая незаметному принятию в легкие его новых порций [Вансовская Л.И, 1997;].

Для развития умения осуществлять добор воздуха в качестве речевого материала используются небольшие стихотворения, потешки, скороговорки, разграниченные по смыслу речевые отрезки длиной в три — четыре слова.

5. Развитие силы, высоты, модуляции голоса, расширение его диапазона, улучшение речевого тембра.

Голосовые упражнения начинаются с произношения гласных: логопед привлекает внимание детей к мягкому голосоначалу и правильному положению языка при фонации. Дошкольников сначала обучают протяжному произнесению изолированных гласных, затем переходят к напевному, слитному произнесению сочетаний двух, трех гласных звуков.

Так как для детей со стертой дизартрией характерно использование суженного диапазона частот в мелодическом оформлении высказываний, в коррекционно-логопедической работе особое внимание уделяется расширению диапазона голоса путем включения верхнего и нижнего регистров. Поскольку для дошкольников физиологична задействование головного регистра при фонации [Ермакова И.И, 1996], работа по включению грудного регистра проводится осторожно и

постепенно. Сначала ребенка учат произносить речевой материал голосом средней высоты на одном тоне, затем расширяют диапазон в доступных пределах терции или квинты.

При стимуляции (включении) верхнего регистра голоса привлекается внимание детей к вибрационным и кинестетическим ощущениям во время фонации путем обучения сопровождению произношения речевого материала постукиванием:

• лобных пазух (ми-ми-ми, ни ни-ни, нэ-нэ-нэ, мэ-мэ-мэ, ма-ма-ма, на-на-на);

• носогубной складки (вви-вви вви, ввэ-ввз-ввэ, вву-вву-вву);

• губы (зззи-ззи-ззи, ззэ-ззэ-ззэ, ззу-ззу-ззу).

При выполнении упражнений логопед фокусирует внимание детей на восходящем движении тона, объясняет, что голос «поднимается вверх», демонстрируется карточка — символ со стрелкой, направленной вверх.

При стимуляции (включении) нижнего регистра голоса упражнения сопровождаются постукиваниями в области грудной клетки. В ходе их выполнения ребенок произносит речевой материал (например: жжу - жжу-жжу, мму-мму-мму, нну-нну-нну; Мила-Мила-Мила, мама-мама-мама).

Логопед обращает внимание детей на нисходящее движение тона, демонстрирует карточку символ со стрелкой с соответствующим направлением движения.

В дальнейшем расширение тонального диапазона осуществляется путем тренировки в переходе с г ловного на грудной регистры голоса. Для этого проводятся упражнения, основной целью которых является отработка «скользящей» восходяще - нисходящей интонации с характерным «переломом» голоса из грудного в головной регистр.

В качестве упражнений используются следующие:

• повышение и понижение голоса при произношении гласных звуков;

• повышение и понижение голоса при произношении сочетаний из двух и трех гласных звуков;

• повышение и понижение голоса при произнесении слогов (прямых открытых (ба, за и т.п.); закрытых (бамм, бомм, бумм и т.п);

• «укачивание» (имитация укачивания куклы);

• проговаривание стихотворений с соблюдением изменения голоса по высоте;

• «звуковая лестница»;

• пропевание знакомых мелодий без слов, с изменением высоты голоса.

Улучшению тембра голоса, функционирования голосовых связок способствует работа над артикуляцией, в процессе которой вырабатываются четкие, правильные движения артикуляторного аппарата, координация его работы с органами дыхания и голосообразования.

Тренировка дикции.

Проводится при произнесении гласных, согласных звуков, слов, фраз и направлена на достижение четкости произнесения речевого материала различной сложности.

7. Ритмические упражнения.

Ритмические упражнения подготавливают детей к воспроизведению интонационной выразительности, создают предпосылки для усвоения словесного, фразового и логического ударения, паузального членения высказывания.

Поскольку и дыхание, и речь являются ритмически организованными видами деятельности, при реализации данного направления логопедического воздействия большое значение придается развитию точности восприятия и воспроизведения сначала неречевых, а затем речевых ритмических структур.

Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры,

где / — обозначает громкий, а v — тихий удар. Для развития восприятия ритма применяются постепенно усложняющиеся упражнения на основе прослушивания сначала серий одинаковых, затем акцентированных ударов, направленные на определение их качества и количества. Используются следующие виды упражнений:

• определение количества изолированных ударов (//, /// //// и т.п.) путем показа карточки с симнолически обозначенными ритмическими структурами;

• определение количества серий простых ударов одинаковой силы (// //; // // //; //////) путем показа карточки с обозначенными символами ритмическими структурами;

• выявление количества и качества акцентированных ударов в ритмических сериях (/ // / и т.д.) на слух и путем показа карточки с изображенными соответствующими сериями ритмических структур.

Впоследствии задания усложняются и комбинируются. Например, детям предлагается записать символами прослушанную ритмическую серию, а затем воспроизвести ее хлопками или ударами.

В процессе проведения упражнений детей сначала обучают самостоятельно записывать неречевые ритмические структуры при помощи символов (большой и маленький кружок, цветок, снежинка и т.п.), а затем выбирать соответствующую карточку из нескольких предложенных.

Затем применяются упражнения для развития восприятия и воспроизведения речевого ритма: словесного и синтагматического. Подбор речевого материала осуществляется с учетом произносительной сложности слов, предложений и стихотворений, программного материала и индивидуальных возможностей детей. Используются следующие виды заданий:

  • отхлопывание ритмического рисунка прослушанного слова с выделением ударного слога (на материале односложных, двусложных, трехсложных слов с различной позицией словесного ударения);
  • подбор слов (по картинкам), соответствующих предъявленной ритмической схеме слова (-; - -; - - - и т.л.);
  • определение местоположения фразового ударения в высказывании, детям предлагалось прослушать предложение и определить место выделенного слова путем его подчеркивания на схеме («Лена пошла домой» I__ __. и т. п.);
  • «деление» прослушанного высказывания на слова путем отхлопывания ритма (одно слово — один хлопок) с выделением при помощи более громкого хлопка акцентированного слова;
  • произнесение слов различной слоговой структуры с одновременным отхлопыванием по слогам с выделением ударного слова голосом и с помощью акцентированного хлопка;
  • подбор и произнесение слов к предложенным схемам с обозначенным местоположением ударения;
  • составление предложений (по предметным и сюжетным картинкам) к предложенным схемам с обозначенным местоположением акцентированного слова;
  • трансформация предложений. Дошкольникам предлагается произнести одно и

то же предложение несколько раз со сменой местоположения логического ударения (с опорой на наглядные схемы с графически выделенным местоположением

заданного слова);

  • чтение стихотворений в сочетании с прохлопыванием по слогам или по словам с выделением акцентированного слога или слова;
  • пение простых песенок с выделением голосом акцентированных слов.

Анализ результатов логопедической работы по предложенной методике свидетельствует о том, что сформированные навыки правильного речевого дыхания, голосоведения, дикции и артикуляции создают благоприятные предпосылки для развития возможности детей точно использовать интонационные средства (основной тон высказывания, мелодику, фразовое и логическое ударение, тембр) в процессе коммуникативной деятельности.

 

Позднякова Л.А., к.п.н., учитель-логопед ГДОУ № 75, г. Санкт-Петербург

Ж. «Логопед в детском саду», № 1 (16), 2007

 

 

Овчинникова Т.С.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: