ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
УЧЕБНЫЙ ГОД
Муниципальный этап
Ответы к вопросам и заданиям для учащихся 8 классов
1. Согласные оглушаются в следующих словах: ножки – но[ш]ки, головкой – голо[ф]кой, немножко – немно[ш]ко, вышиб – выши[п].
Итого: 4 балла (по 1 баллу за каждое слово)
2. Звук [ j ] имеется в следующих словах: тайник, обозначен на письме буквой й; вселенной – обозначен буквой й; долгую – обозначен на письме буквой ю; твою – обозначен на письме буквой ю; объятый – обозначен на письме буквой я; дрожью – бобзначен на письме буквой ю; сокровенной – обозначен на письме буквой й; счастья – обозначен на письме буквой я; отстою – обозначен на письме буквой ю.
Итого: 4.5 б. (по 0,5 за каждое слово)
3. В данных словах разные приставки: на дробить и над рубить; подо брать и по добреть; вс кормить и в скочить.
Итого: 4 балла (по 0,5 б. за правильный ответ + 1 балл за аргументацию)
4. Сходство слов экономичный, экономный, экономический заключается в том, что у них один корень (от лат.оikonomike– искусство ведения хозяйства, домоводство). Это паронимы.Различие в том, что они имеют разное значение и сочетаются с разными словами: экономичный – дающий возможность что-либо сэкономить, выгодный (экономичная технология); экономный – бережливо расходующий что-либо, соблюдающий экономию (экономная хозяйка); экономический имеет отношение к экономике; материальный; денежный, связанный с материальным благосостоянием (экономический кризис; экономическая сторона вопроса)
|
|
Итого: 3 балла (по 1 баллу за объяснение и составленное предложение)
5. Лишние местоимения:
А) все, эти, те, такие;(все – определительное, а остальные указательные местоимения)
Б) каждый, всякий, некоторый, любой; (некоторый – неопределенное, а остальные определительные местоимения)
В) нечто, что-то, ничего, какой-то. (ничего- отрицательное, а остальные неопределенные местоимения).
Итого: 3 балла (по 1 баллу за каждый пример)
6. Очень любить – души не чаять, очень быстро бежать – сломя голову, во весь дух, очень хорошо знать – как свои пять пальцев, очень беречь – как зеницу ока, очень сильно краснеть – до корней волос.
Итого: 8 баллов (по 1 баллу за каждый фразеологизм + 3 балла за правильно составленное предложение)
7. Данные пары слов называются омофонами (фонетическими омонимами) – словами, которые совпадают по звучанию, но различаются по написанию и значению.
Столб – столп, пруд - прут, компания – кампания, луг – лук.
Аналогичные примеры: ожог-ожег; плот – плод, лез – лес, стог – сток и др.
Итого: 2 +… (за объяснение 2 балла; за аналогичные примеры – по 1 баллу за пару)
|
|
8. В первом и во втором предложениях одиночные деепричастия, близкие к наречиям; в третьем предложении деепричастие вошло в состав фразеологического оборота. Как правило, в таких случаях деепричастие не обособляется.
Итого: 2 балла за объяснение
9. Три – числительное; в предложении может подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством; трижды – наречие; в предложении может быть обстоятельством; тройка – существительное; в предложении может быть подлежащим, сказуемым, дополнением; третий – числительное; в предложении может быть определением, сказуемым; утроить – глагол; в предложении может быть сказуемым, подлежащим.
Итого: 7 баллов (по 1 баллу за каждое слово + дополнительно2 балла за иллюстрацию предложениями)
10. Участник олимпиады должен продемонстрировать умение перевоплощаться в выбранный предмет, передать его признаки, свойства, грамотно оформить свой текст рассказа.
Итого: 10 (+ 5) баллов (за умение перевоплощаться – 5 баллов; за грамотное оформление – 5 баллов; дополнительно 5 баллов за оригинальность)
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
УЧЕБНЫЙ ГОД
Муниципальный этап