Ответы к вопросам и заданиям для учащихся 9 классов

1. Согласные оглушаются в следующих словах: брег – бре[к], хребтам – хре[п]там, побег – побе[к].

 

Итого: 3 балла (по 1 баллу за каждое слово).

 


2. Звук [ j ] имеется в следующих словах: бьётся – обозначен на письме буквой ё; упоенье – обозначен на письме буквой е; вдохновенье – обозначен на письме буквой е.

 

Итого: 3 балла (по 1 баллу за каждое слово).

3. Словообразовательная цепочка.

Лиственничный - лиственница - лиственный - листва - лист.

Производящей основой для слова листва является лист.

Производящей основой для слова лиственный является листв -а.

Производящей основой для слова лиственница является лиственн -ый.

Производящей основой для слова лиственничный является лиственниц –а.

В слове лист не выделяется производящая основа, поскольку оно имеет непроизводную основу. Это слово стоит во главе словообразовтельной цепочки.

Итого: 6 баллов (за восстановление словообразовательной цепочки – 2 балла; за выделение производящих основ – 4 балла)

4. Суффикс – ист в русском языке может обозначать людей по роду занятий.

Он встречается в словах: гитарист, публицист, журналист, активист, пианист, парашютист, танкист, шахматист и др.

 

Итого:6 баллов (1 балл за значение суффикса; по 0,5 б. за примеры)

5. Т ощий – худой – нормальный - упитанный – полный - толстый.

Эти прилагательные объединены общим тематическим признаком «упитанность тела», характеризуют человека с точки зрения упитанности, физического сложения. В данном ряду слова расположены по нарастающей: от слабого проявления признака до самого сильного. Слова, находящиеся рядом друг с другом, являются синонимами. Первые три слова в начале ряда и следующие три слова по отношению друг к другу являются антонимами: тощий – толстый; худой – полный; нормальный – упитанный.

 

Миниатюрный – карликовый – маленький – небольшой – большой – огромный – громадный - исполинский.

Итого: 7 баллов (за восстановление ряда – 1 балл; за объяснение – 2 балла; за собственный ряд определений – 4 балла)

 

6. 1) Жила-была одна девочка по имени Даша. (в значении неопределенного местоимения (например, жила-была какая-то девочка…).

2) Одно дело – каша, совсем другое – простокваша. (в значении определительного местоимения).

3) Каждую ночь ей снился один сон.(в значении определительного местоимения (например, тот же самый сон).

4) Три бегемота и только один розовый слон.(в значении числительного)

5) Один в поле не воин.(в значении существительного).

Итого: 5 баллов (по 1 баллу за каждый пример)

7. У меня – личное; все – определительное; я – личное; все – определительное; что – относительное в сложных предложениях; я – личное; от них – личное; они – личное; моему – притяжательное; кто – вопросительное; относительное в сложных предложениях; что – вопросительное; относительное в сложных предложениях.

Как, почему, когда, где – местоимения-наречия (в широком понимании местоимений)

 

Итого: 5,5 (по 0,5 б. за каждый правильный ответ; 2 балла дополнительно за местоимения-наречия)



8. Очень мало – кот наплакал; с гулькин нос;, очень много – куры не клюют; очень громко – во всю ивановскую кричать; очень медленно – черепашьим шагом; очень быстро – сломя голову; очертя голов;, очень близко – рукой подать; в двух шагах; очень далеко – за тридевять земель; куда Макар телят не гонял; очень вкусно – пальчики оближешь; язык проглотишь; очень темно – ни зги не видно; хоть глаз выколи; очень тесно – как сельдей в бочке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: