Итого: 4 балла (2 балла за объяснение; 2 балла за пример прямого и переносного употребления слова текущая)

 

5. Ква-Ква – это звукоподражательное слово (некоторые лингвисты считают такие слова разновидностью междометия).

В предложении может быть 1) подлежащим: С болота раздавалось ква-ква. 2) дополнением: Мы услышали ква-ква. 3) сказуемым: Звуки с озера – это ква-ква.

Однокоренные слова: глагол - квакать; существительное - квакание; причастие –квакающий: деепричастие – квакая.

 

Итого: 5 баллов +… (1 балл за определение частеречной принадлежности; по 1 баллу за определение синтаксической функции; по 1 баллу за подбор однокоренных слов)

 

 

6. Со знаками препинания: Издали тащилась еще колясчонка, пустая, влекомая какой-то длинношерстной четверней с изорванными хомутами и веревочной упряжью. (Н..В.Гоголь)

Без знаков препинания:Издали тащилась еще пустая влекомая какой-то длинношерстной четверней с изорванными хомутами и веревочной упряжью колясчонка. (Н.В,Гоголь)

Итого: 2 балла

7. 1) приметный – приметливый – словарь паронимов русского языка;толковый словарь; 2) булочная, скучно, конечно – орфоэпический словарь русского языка; 3) прецедент, визави, пролонгировать – словарь иностранных слов; толковый словарь; 4) язык до Киева доведет – словарь фразеологических оборотов; 5) пол-апельсина, полчаса – орфографический словарь.

 

Итого: 5 баллов (по 1 баллу за каждый словарь)

8. 1) Жила-была одна девочка по имени Даша. (в значении неопределенного местоимения (например, жила-была какая-то девочка…).

2) Одно дело – каша, совсем другое – простокваша. (в значении определительного местоимения).

3) Каждую ночь ей снился один сон.(в значении определительного местоимения (например, тот же самый сон).

4) Три бегемота и только один розовый слон.(в значении числительного)

5) Один в поле не воин.(в значении существительного).

Итого: 5 баллов (по 1 баллу за каждый пример)

 

 

9. Фразеологические обороты, в составе которых есть имена прилагательные: белые мухи, красная нить, зеленая улица, черепашьим шагом, кисейная барышня, светлая голова, длинный язык, золотые руки, волчий аппетит, белая ворона и т.д.

 

Итого: 3 +… (по 0,5 б. за каждый фразеологизм; по 1 баллу за правильно составленное предложение)

 

 

10. Участники олимпиады должны указать название словаря, предназначение словаря, дать описание, обосновать, почему они составили бы такой словарь. Возможно, участники олимпиады назовут уже известный им лингвистический словарь. Дополнительными баллами можно поощрить попытку представить совершенно новый словарь.

 

Итого: 10 + … баллов (название словаря, предназначение, описание; 5 баллов дополнительно)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: