Музыкальная лингвистика

 

Итак, основа музыкального развития человека - пропевание музыки голосом. Это понимают все, даже приверженцы буквенной системы. Часто в «буквенный» педагог пытается пропевать с учениками мелодии, используя буквы.

 

Однако названия букв далеко не так удобны и полезны для пения, как сольфеджио. Как английская (эй, би, си, ди, и, эф и джи), так и латинская транскрипция (а, бэ, цэ, дэ, е, эф, же, аш) не годятся для развития гортани. Рассмотрим это детально.

Лингвисты считают гласные «А», «О», «Е», «И» основными, опорными для речевого аппарата во всех языках. Гласная «Э» считается второстепенной. Пропевание звука «Э» требует зажатой работы голосовых связок при половинном раскрытии челюсти. Кроме того, в слогах «Эй» и «Эф» звук не открыт для соединения с другими гласными.

Остальные слоги буквенной системы опираются на гласную «И». Хоть она и считается опорным тоном речи, однако требует напряжения гортани, использует всего 15% челюстного раскрытия и окрашивает пять звуков из семи в резкий тембровый цвет.

Звуки сольфеджио несравненно удобнее для голосового аппарата. Здесь есть разные опорные гласные – «О» (50% челюстного раскрытия), «Е» (50%), «А» (100%) и «И». Чем разнообразнее гласные звуки, тем разнообразнее и моторика лицевых и челюстных мышц, Звуки воспринимаются на различном мышечном уровне, и это помогает лучше запомнить нотный текст. Чередование гласных между собой даёт связкам прочную фонетическую основу и тренирует различные мышцы гортани. Это наделяет каждую ноту физиологической уникальностью и помогает более тонко запомнить высоту звука.

 

Хороший мальчик делает все правильно?..

 

Чтобы ученики быстрее запоминали буквы на нотном стане, педагоги используют мнемонические словосочетания типа «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Например, популярно «Every Good Boy Does Fine» («каждый хороший мальчик делает всё правильно») или разные слова. До сих пор это считается блестящей находкой в музыкальной педагогике. На самом деле эти изобретения приносят больше вреда, чем пользы. И вот почему.

Музыка и речь имеют разную логику использования знаков. Если слова и фразы жёстко привязаны к значениям, то музыкальные звуки свободны от них и не связаны определённой последовательностью. Связывание «нотных букв» в фиксированные «слова» как бы запрещает свободу звуков.

Связывая ноты с начальными буквами слова, мы даем ученику ложную точку опоры. Он уже не в состоянии прочесть «Fine does boy good every» или «Every does boy fine good» - это же бессмыслица! Выучив «запоминалку», ученик оказывается на коротком поводке правильно построенной фразы, и буксует в прочтении текста. А медленное чтение текста тормозит развитие остальных способностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: