Я же хочу представить другой плоский геометрический конструктор, который можно назвать «Пифагор-2».
Квадрат размером 10х10 см разрезается, так как показано на рисунке, в результате чего получаем 9 геометрических фигур: 4 больших треугольника, 2 маленьких, один средний, квадрат и прямоугольник.
Перед тем как работать с образцами, ребята выполняют несколько заданий с определенными фигурами.
Задание 1.
Возьмите 2 больших треугольника и квадрат. Сделайте: прямоугольник, треугольник и 2 разных четырехугольника, один из которых – трапеция.
Задание 2.
Возьмите 2 маленьких треугольника и средний. Сделайте: квадрат, треугольник, прямоугольник и 2 разных четырехугольника, один из которых – трапеция.
Задание 3.
Возьмите 2 маленьких треугольника, средний и большой треугольник. Сделайте: квадрат, треугольник, прямоугольник и 2 разных четырехугольника, один из которых – трапеция.
Далее дети строят разные образы, постепенно переходя к нерасчлененным образцам.
Следующий конструктор тоже авторского исполнения и по аналогии с «Танграмом» я его назвал «Треграм», так как получен путем разрезания равностороннего треугольника. Игровые задания с таким конструктором можно проводить на заполнение и составление плоскостных изображений из наборов геометрических фигур. Равносторонний треугольник из картона (длина стороны 20 см, каждая из которых поделена на 5 равных частей по 4 см) разрезается на 10 фигур, как показано на рисунке.
|
|
В итоге получается 4 маленьких треугольника, 2 ромба, трапеция, параллелограмм, большой треугольник и шестиугольник.
Вся работа также строится поэтапно.
На первом этапе дети знакомятся со всеми частями конструктора, составляя их из треугольников и других маленьких фигур:
1. Присоединив друг к другу два треугольника, дети получают ромб.
2. Присоединив к ромбу ещё один треугольник, дети получают трапецию, которую можно сделать и с помощью трёх треугольников.
3. Присоединив к трапеции ещё один треугольник, дети получают параллелограмм. Эту же фигуру можно составить и из других маленьких фигур.
4. Далее дети путём наложения маленьких фигур на большие сами делают выводы, из каких фигур их можно сложить.
На втором этапе дети заполняют внутреннее пространство фигур-силуэтов на листах, используя все части конструктора.
На третьем этапе дети составляют плоскостные изображения по расчленённым образцам с постепенным переходом к частично расчленённым.
На четвёртом этапе дети моделируют изображения по собственному замыслу.
По типу «Никитинских кубиков», я сделал ещё один плоский конструктор. Этот набор состоит из 15 квадратов 5х5 см:
|
|
· 8 квадратов закрашены наполовину по диагонали;
· 3 квадрата закрашены полностью;
· 4 квадрата чисто белые.
На первом этапе игровых заданий мы используем только 4 квадрата, закрашенных наполовину, и по образцу все изображения составляем только из них.
На втором этапе дети составляют изображения из 9 квадратов, используя весь набор.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·