Сущность анимационного сервиса

В настоящее время в условиях кардинальных социокультурных изменений у людей появилось гораздо больше возможностей для саморазвития. Однако многие вместо занятий, способствующих их личностному росту и гармоническому развитию, выбирают такие формы времяпрепровождения, которые способны н\только его остановить, но и разрушить, так как противоречат самой природе человеческой души. Основными причинами этого являются потеря духовно-нравственных ориентиров вследствие доминирования массовой культуры, не требующей интеллектуального напряжения и разборчивости; «разрыв поколений»; снижение активности населения из-за чрезмерного увлечения информационно-компьютерными технологиями (интернетом, компью-терными играми); разрушение самоидентичности и др. Все это обусловило необходимость формирования качественно новых общественных отношений, повышения уровня досуговой культуры, актуализации у каждого человека потребности и способности рационально строить свой досуг и выбирать только созидательные формы проведения свободного времени. Во многом этого можно добиться, если обновить содержание существующих культурно-досуговых программ, заменить устаревшие досуговые технологии, не способные решать современные задачи, на новые, адаптированные к современным реалиям. В связи с этим сегодня все более пристальное внимание со стороны исследователей и практиков уделяется анимационному сервису, который может не только внести в сферу досуга инновационные идеи, методы и формы работы, но и качественно изменить ее ценностно-смысловое наполнение.

Чтобы определить, что обозначает данное понятие, необходимо отдельно рассмотреть термины «сервис» и «анимация». Первый из них в большинстве случаев имеет весьма общие трактовки. Так, в «Большом энциклопедическом словаре» под редакцией А.М. Прохорова сервис понимается как «обслуживание населения в различных сферах повседневной жизни» [4, с. 1199]. Т.А. Фролова определяет данное понятие как «особый вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг, востребо-ванных отдельными людьми или организациями» [25, с. 4]. А. Шохов считает, что «сервис – это оказание услуги клиенту, которая удовлетворяет осознаваемую им потребность» [28]. В.Г. Велединский трактует этот термин как «целенаправленный социальный процесс взаимодействия субъекта и объекта в ходе производства, распространения и потребления благ, удовлетворяющих потребности общества, социальной группы, отдельного человека» [5, с. 12].

Несколько иную интерпретацию понятия сервиса предлагает О.А. Фокина. По ее мнению, он представляет собой «системный набор сложноорганизованных и взаимоувязанных действий, связанный с предоставлением особой продукции – услуг, удовлетворяющих общие и индивидуализированные запросы людей, служащий мощным фактором генерализации и реализации человеческих потребностей всех уровней» [24, с. 105]. А.В. Трухачев расширяет трактовку сервиса: данный набор действий, направленных на предоставление услуг, всегда осуществляется «в системе согласованных условий» [23, с. 4].

Существенное уточнение в ряд перечисленных определений вносит Г.А. Аванесова, которая отмечает, что сервис – это не всякое обслужи-вание, а лишь то, которому свойственны качественные характеристики и высокая результативность [1, с. 6]. Соглашаясь с ней, Т.А. Кибардина предлагает другую интерпретацию данного термина: «это целенап-равленные, технологические выверенные процессы обслуживания, которые базируются на профессиональной подготовке персонала, предпри-нимательском расчете менеджмента и в целом высокой степени эффективности» [11].

Обобщив все эти определения, можно сделать вывод, что сервис – это форма трудовой деятельности, системный набор целенаправленных, технологически выверенных сложноорганизованных и взаимоувязанных действий в системе согласованных условий, направленных на предоставление услуг, удовлетворяющих индивидуальные и общественные потребности, на основе профессиональной подготовки персонала и предпринимательского расчета с целью достижения максимальной экономической и социально-культурной эффективности. Эффективность в данном случае понимается как соотношение результатов деятельности с конкретными целями и затратами. Такая трактовка сервиса позволяет рассматривать его как экономический, культурный и социальный феномен одновременно. Что касается понятия «анимация», то оно латинского происхождения (aniта – ветер, воздух, душа; animates – одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность. Данный термин имеет еще более разнообразные интерпретации, чем сервис, поскольку встречается в различных сферах деятельности в разных значениях. Все их многообразие можно свести к трем основным трактовкам:

анимация как технология мультимедиа, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения;

анимация как западное название мультипликации (вида киноискусства, его произведений (мультфильмов) и соответствующей технологии их создания);

анимация как особый вид культурно-досуговой деятельности.

Такая ситуация долгое время приводила к смысловой путанице понятий. Чтобы ее устранить, ряд исследователей предложили в первом случае использовать термин «компьютерная анимация», во втором – «анимация», в третьем – «социокультурная анимация». Далее речь пойдет об анимации в последнем значении.

Впервые о социокультурной анимации как особом явлении заговорили в первой половине ХХ века в связи с регламентацией длительности рабочего дня в развитых странах и увеличением количества свободного времени. Это стало причиной переосмысления в науке представлений о значении досуга в жизни людей, который долгое время воспринимался как праздное и бесполезное времяпрепровождение. Но постепенно такая точка зрения стала уступать место другой, согласно которой он представляет собой время для восстановления физических и психических сил и удовлетворения социально-культурных потребностей. Итогом размышлений на эту тему стало появление во второй половине ХХ века теории «цивилизации досуга». Одним из ее основоположников является французский ученый Ж. Дюмазедье, который полагал, что досуг по своей значимости и ценности нисколько не уступает, а порой и превосходит рабочее время в силу большей привлекательности для человека, поскольку в свободное время индивид может не только отдохнуть и восстановить силы, но и узнать что-то новое, поучаствовать в общественной жизни, самореализоваться в творчестве. Исходя из этого, утверждал ученый, досуг из «приложения к труду» превратился в автономную, самодостаточную сферу жизнедеятельности общества. Однако люди оказались не готовы к наступлению «цивилизации досуга», поскольку у них отсутствовало умение организовывать собственное свободное время и проводить его с пользой для себя и для общества. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, по мнению Ж. Дюмазедье, необходимо приобщать людей к культуре посредством «социально-культурного лидерства», которое он трактует как «сознательную, преднамеренную, организованную и планируемую аккультурацию человека с целью его оптимальной адаптации к техническим и социальным изменениям в обществе через создание условий для приобщения к культуре, высшим ценностям бытия, противостоящую методам слепой и анархичной социально-культурной обусловленности» [16, c. 28]. Позднее он заменяет данный термин другим – «анимация», сущность которого определяет как формулу «трех D» – delassiment (расслабление), divertissement (развлечение) и development (развитие), а для обозначения социокультурных лидеров использует понятие «аниматор». Главная задача аниматора – стать «проводником мнений» и обеспечивать членов своей группы образцами поведения на основе позитивных ценностей, а также способствовать развитию социальных норм. Постепенно этими двумя терминами («анимация» и «аниматор») стали обозначать профес-сиональную деятельность по организации досуга. Они довольно быстро прижились во Франции, получили свое обоснование, а затем распространились во многие страны, где приобрели устойчивое употребление. С этого момента (середины ХХ века) началось научное осмысление анимации, ее типологизация и структуризация, которые сопровождались появлением все новых и новых взаимодополняющих друг друга определений данного понятия. Все они, так или иначе, вписываются в один из пяти сложившихся в науке подходов к его трактовке, первый из которых – психологический. В его рамках анимация понимается как способ:

передачи жизненной энергии;

стимулирования полноценной деятельности человека, вовлечения его в активность;

развития личности на основе индивидуализации и актуализации ее духовных потребностей в сфере свободного времени;

раскрытия и реализации сущностных, жизненных сил человека через воодушевление и одухотворение.

Данный подход возник на основе аналитической психологии К. Юнга, гуманистической концепции личности К. Роджерса и А. Маслоу, теории «здорового общества» Э. Фромма, идей саморазвития личности В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др. Все они сосредоточили свои научные изыскания вокруг вопросов психологической природы анимации с целью проникновения в сущность ее внутренних механизмов, где главная роль отводится аниматору. В их работах, с одной стороны, рас-сматриваются его психолого-личностные характеристики в свете профес-сиональной пригодности к анимационной деятельности, а с другой – методы работы и их значение в становлении личности, на которую он воздействует, раскрытии ее потенциала, саморазвитии, раскрепощения инициативы и снятии психологического напряжения.

Второй подход – педагогический. Согласно ему анимация рассматривается как:

часть культурно-воспитательной системы общества, представленная в виде модели организации одобряемого социально досуга;

педагогическая система, призванная воспитывать человека средствами культуры и обеспечивать необходимый уровень его досуговой деятельности и отношений в соответствии с установленными в обществе правовыми и моральными нормами, формировать качественно новые общественные отношения;

профессиональная деятельность педагога, целью которой является социализация человека на основе высших духовных ценностей, его всестороннее развитие и совершенствование (физическое, интел-лектуальное, нравственное, эстетическое и т. д.) через анимационное сотворчество [29, c. 38–39].

Третий подход – культурологический. Его представители рассматривают анимацию как инструмент исследования, репрезентации, понимания и интерпретации феноменов культуры, формирования, сохранения и дальнейшего обогащения культурной среды, а также вовлечения человека в культурный мир через изучение, удовлетворение и последовательное возвышение духовных интересов и потребностей людей [21, с. 16]. Основным способом достижения этих задач является инкультуративное моделирование аниматорами с помощью средств искусства различных культурных эпох и ситуаций, обрядов, ритуалов, символов, мифологических сюжетов и т. д. на основе идей многообразия, диалогичности и взаимовлияния культур.

Четвертый подход – социологический. В его рамках анимация рассматривается не просто как способ обеспечения досуга населения, но как общественное движение групп и личностей по развитию институтов гражданского общества. В соответствии с таким пониманием она выходит за границы узкоутилитарного удовлетворения досуговых потребностей и открывает возможности социальной интеграции на основе уважения, любви и взаимопомощи; самоопределения личности в качестве полноправного члена какой-либо общности; преодоления социального и культурного отчуждения. Следовательно, анимация выступает инстру-ментом «социальной терапии» и гармонизации развития отдельных индивидов, групп и общества в целом через вовлечение людей в различные виды социальных практик и творчества, коррекцию психологического и духовно-нравственного климата, регулирование использования свободного времени. При этом аниматоры в таком контексте становятся «общест-венными лидерами», главные задачи которых – помочь понять людям общественные механизмы, повысить уровень их социальной ответст-венности и включенности в общественные отношения, вдохновить своим примером на участие в гражданских инициативах, способствовать форми-рованию социально активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

История вышеописанного понимания анимации уходит своими корнями в 1901 год, который ознаменовался принятием во Франции Закона о создании общественных ассоциаций (приблизительный перевод названия). До этого времени право на их организацию жестко регламентировалось властями, поскольку эти ассоциации рассматривались как неблагонадежный посредник между индивидом и государством, деятельность которого могла прямо или косвенно угрожать власти последнего. Но ассоциации, несмотря на такой шаг французских властей, не получили большой свободы действий, так как они зависели от религиозных и политических институтов. Однако увеличение объема свободного времени изменило сложившуюся ситуацию. Оно дало толчок для развития различных любительских занятий, вокруг которых постепенно стали формироваться ассоциации, не обусловленные политико-религиозного влиянием.

Пятый подход – предпринимательский. Согласно ему анимация – это инновационная деятельность по разработке, продвижению и реализации досуговых программ разного назначения с целью получения прибыли за счет повышения качества обслуживания, обеспечения конкуренто-способности, привлечения клиентов, расширения ассортимента услуг, улучшения имиджа. Такое ее понимание используется в различных видах бизнеса, где предоставляют анимационные услуги.

Все пять подходов, несмотря на очевидную разность в трактовке анимации, отнюдь не являются взаимоисключающими. Наоборот, они органично дополняют друг друга, акцентируя внимание на том или ином аспекте анимационной деятельности, ее целях и задачах. Обобщив их и соединив с понятием «сервис», можно предложить следующее определение «анимационного сервиса»: это форма трудовой деятель-ности, системный набор целенаправленных, технологически выверенных, сложноорганизованных и взаимоувязанных действий в системе согла-сованных условий, направленных на разработку и предоставление анимационных программ разного назначения, на основе профессиональной подготовки персонала и предпринимательского расчета с целью достижения максимальной экономической и социально-культурной эффективности.

Его характерными чертами являются:

обусловленность национально-этническими и региональными социально-культурными особенностями;

многофункциональность;

глубокая личностность и гуманистичность;

многообразие и поливариантность;

смысловая содержательность;

системность, предполагающая целенаправленное взаимодействие всех его структурных компонентов: субъекта (аниматора), объекта (индивида или группы людей, на которых направлена анимационная деятельность), предмета (анимационных программ) и ресурсного комплекса (совокупности природных и культурных ресурсов, используемых в анимационных целях).

Начиная с конца ХХ века востребованность анимационного сервиса как в России, так и за рубежом значительно возросла. Это обусловлено целым рядом факторов, основными из которых являются рост физических и эмоциональных нагрузок на человека, увеличение количества стрессовых ситуаций, повышение уровня общей утомляемости людей, нехватка времени и сил на любимое дело, творчество и хобби вследствие ускорения темпов жизни, глобализации, урбанизации и индустриализации. В таких условиях возникла необходимость в разработке новой философии досуговой деятельности и поиске инструмента способного нейтрализовать все эти негативные стороны жизни. Данное обстоятельство стало толчком к актуализации анимационного сервиса и переосмысления его возможностей. В связи с этим стало появляться все больше научных работ, посвященных этому виду деятельности, в которых основное внимание авторов сосредоточено на анализе значения указанного сервиса в развитии разных сфер жизнедеятельности человека и рассмотрении его функциональных возможностей. Изучение данных публикаций позволило выделить группы функций анимационного сервиса.

1. Рекреационные:

адаптационная – позволяет человеку перейти от повседневной обстановки и трудовой деятельности к досуговой;

терапевтическая – заключается в психологическом воздействии аниматоров на внутренний мир личности средствами искусства и культуры с целью оздоровления психики, реабилитации критических состояний и восстановления психологического равновесия;

развлекательная – способствует заполнению свободного времени людей различными анимационными мероприятиями и созданию у них положительных эмоций;

релаксационная – направлена на снятие физического и эмоционального напряжения человека средствами анимации;

гедонистическая – позволяет индивиду получить удовольствие от анимационной программы и отдыха;

регенеративно-оздоровительная – заключается в восстановлении жизненной энергии человека, его физических и душевных сил.

2. Социально-культурные:

интегративная – обеспечивает целостность общества за счет интеграции социальных групп и слоев на основе культурных компонентов, используемых в анимационных программах;

регулятивная – влияет на поведение людей в сфере свободного времяпрепровождения через принятую систему ценностей и норм, регулирует рынок потребления культуры;

гносеологическая – обеспечивает накопление и хранение знаний – социальной и культурной «памяти человечества»;

коммуникативная – создает условия для общения и взаимодействия людей друг с другом, стимулирует информационный обмен между ними;

трансляционная – обеспечивает историческую преемственность социально-культурного опыта.

3. Образовательные:

обучающая – предполагает усвоение человеком каких-либо знаний, умений или навыков во время анимационной программы (инкультурация, социализация);

воспитательная – ориентирована на формирование мировоззрения личности и ее ценностных установок средствами анимации на основе создания «ситуаций-образцов»;

развивающая – направлена на целостное и гармоничное развитие личности (интеллектуальное, социальное, нравственное, физическое, психическое, творческое) через многоцелевые анимационные программы, создающие пространство «проживания» отношений и ситуаций;

коррекционно-профилактическая – нацелена на профилактику и преодоление личностных тенденций к социально-культурной дезин-теграции (девиантного поведения, отчуждения личности и т. п.);

функция самоидентификации – направлена на формирование адекватного самопонимания и самоощущения личности через ее свободное и автономное самоопределение.

4. Экономические:

производственная – заключается в создании особого сервисного продукта – анимационной программы;

доходная – выражается в обеспечении притока денежных средств за счет реализации анимационных программ, сопутствующих товаров и услуг, повышении эффективности использования местной инфраст-руктуры, расширения ассортимента услуг, увеличения спроса на продукт;

рекламная – состоит в привлечении потребителей через предложение им интересных анимационных программ с помощью информирования, психологического воздействия на чувства и побуждения к покупке;

функция обеспечения занятости населения – выражается в создании рабочих мест;

функция сглаживания – проявляется в том, что анимационный сервис способен сгладить сезонные колебания спроса в различных видах деятельности (туристской, гостиничной и т. д.);

функция выравнивания – заключается в способности анимационного сервиса выравнивать развитие регионов за счет содействия экономическому росту удаленных, малонаселенных, депрессивных районов посредством вовлечения в работу предприятий различных форм собственности и сфер деятельности;

функция обеспечения рабочей силой – заключается в том, что во время анимационных программ человек, отдыхая, восстанавливает себя как трудовая единица, что приводит к повышению его жизненного тонуса и положительно сказывается на его производительности труда.

Все эти функции взаимосвязаны друг с другом и в совокупности отражают всю многогранность анимации, которая воздействует на человека в комплексе, решая проблемы культуры его досуга.

Таким образом, анимационный сервис – это уникальный вид деятельности, отличающийся бесконечным разнообразием связей с действительностью, сложностью взаимоотношений компонентов внут-ренней структуры, специфическим содержанием и технологиями, которые соответствуют разнообразию потребностей и интересов людей и с помощью которых могут быть созданы условия для раскрытия человеческих способностей и повышения качества жизни.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: