Любая форма государства имеет три важных составляющих ее элемента, по которымуже и будет охарактеризовано то или иное государство.Наиболее полное представление о понятии «форма государства» можно получить только при совокупном изучении этих элементов.Этими элементами формы государства являются форма правления, форма государственного устройства и государственный (политический) режим.
Элементы формы государства находятся во взаимосвязи друг с другом. Так, к примеру, разновидности политического режима и формы государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношении с политическим режимом. Политический режим определяющим образом влияет на форму государства. Это влияние выражается в том, что:
1) конкретные формы государства взаимосвязаны с определенными политическими режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма).
|
|
2) политический режим показывает действительное содержание той или иной формы государства (с точки зрения государственного устройства и СССР, и США относятся к федерациям). [17]
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
В юридической литературе понятие «форма правления» определяется по разному: во-первых, «как способ организации государственной власти, включающий в себя порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением» (проф. Марченко Михаил Николаевич).[18] Во-вторых – «как способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и населением, степень участия населения в их формировании» (проф. Корельский Виктор Михайлович).[19] В третьих – «как структура и порядок образования верховных органов государства, а также способы осуществления ими полномочий» (проф. Сырых Владимир Михайлович).[20] В четвертых – «как организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношения с населением» (проф. Лазарев Валерий Васильевич).[21] В пятом – как организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением (доц. Толстик В.А.).[22]
Профессор Венгеров Анатолий Борисович понимал форму правления в узком смысле как структуру и взаимоотношение высших органов государства (главы государства, парламента и правительства),а в широком как способ организации и взаимоотношений органов государства между собой и их прямые и обратные связи с населением.[23]
|
|
Профессор Протасов Валерий Николаевич считает, что понятие «форма правления» отвечает на вопрос, «кто правит в государстве?», т.е. кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть. Характеристика формы правления, по мнению автора, определяет следующие моменты: 1) строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия); 2) характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением; 3) порядок образования верховных органов; 4) степень участия населения в их формировании.[24]
Мне более близко понятие формы правления Венгерова А.Б. в широком смысле как способ организации и взаимоотношений органов государства между собой и их прям и обратные связи с населением, так как, на мой взгляд, оно более точное.
Нужно отметить, что форма правления государства делится на монархии и республики.
Монархия
Монархия («единовластие») – это форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу – монарху (королю, царю, императору, князю и т.д.) и, как правило, передается по наследству, народ не имеет права голоса.
Монархия отличается следующими признаками:
1) существование единоличного носителя верховной власти - монарха (короля, царя, императора, и т.п.), который, обычно, пользуется этой властью пожизненно;
2) наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;
3) монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти;
4) отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.
В свою очередь монархия делится на абсолютную, ограниченную и конституционную.
Абсолютная монархия–это такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Ее основным признаком является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.
Ограниченная монархия - это такая форма монархии, при которой монарх, будучи юридически и фактически независимым от парламента в сфере исполнительной власти, тем не менее вынужден считаться с его деятельностью. Таковой, например, была монархия в России после 1905 года.
Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.
Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:
1) правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
2) лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
3) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
4) законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
5) правительство согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.
Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления. [25]
Республика
Республика («общее дело») - форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный или иной не выборный способ передачи власти.
|
|
Изучив статистику форм правления государств, я узнала, что по состоянию на 2006 год в мире из 190 государств 140 официально являлись республиками.
Для республиканской формы правления характерны следующие особенности:
1) высшие и местные органы представительной власти формируются посредством выборов депутатов избирателями (населением);
2) ограничен срок полномочий представительных органов публичной власти;
3) действующим законодательством предусмотрена юридическая ответственность органов публичной власти перед населением страны.
Современные республики подразделяются напрезидентские, парламентские и смешанные (парламентско-президентские).
Президентская республика характеризуется следующими свойствами:
1) президент избирается совершеннолетними гражданами государства;
2) президент является одновременно главой государства и правительства;
3) президент формирует состав правительства;
4) правительство несет ответственность перед президентом;
5) отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов.
В настоящее время к числу президентских республик можно отнести Аргентину, Бразилию, Мексику, Соединенные Штаты Америки (США), Финляндию и др.
Парламентарная республика характеризуется следующими свойствами:
1) президент избирается парламентом;
2) парламент формирует правительство;
3) глава правительства - лидер партии, которая имеет большинство депутатов в парламенте;
4) правительство несет ответственность перед парламентом.
В настоящее время к числу парламентарных республик относятся Австрия, Германия, Греция, Италия, Мальта, Швейцария и др.
Смешанная (парламентско-президентская)форма правления отличается определенным сочетанием полномочийпрезидента и парламента. К ее основным признакам относятся:
1) в стране одновременно имеется «сильный» парламент и «сильный» президент;
|
|
2) президент избирается в результате всенародного голосования, имеет широкие полномочия, однако не является главой правительства;
3) наряду с президентом предусмотрена должность премьер-министра, также наделенного широкими полномочиями;
4) и президент, и парламент участвуют в формировании правительства;
5) правительство ответственно и перед парламентом, и перед президентом.
Примерами парламентско-президентских (смешанных) республик являются: Франция, Украина. По мнению отдельных ученых-юристов к числу смешанных республик относится и современная Россия. Однако, по данным источников, которые я изучила, между учеными-правоведами до сих пор ведутся споры о принадлежности России к определенной республиканской форме правления.[26]