Тема 6. Лингвистический поворот в исследованиях культуры. Проблема смысла

1. Лингвистический поворот (linguisticturn)

Философия (аналитическая философия языка)

Лингвистика

Семиотика (наука о знаках и знаковых системах)

Структурализм

История (историческая семантика)

Исследования культуры

Философия (аналитическая философия языка):

• Готлоб Фреге (1848-1925)

• Бертран Рассел (1872-1970)

• Людвиг Витгенштейн (1889-1951)

• Венский кружок (М. Шлик, Р. Карнап и др)

Лингвистика:

• Фердинанд де Соссюр (1857-1913) - "Курс общей лингвистики" (1916)

• Ноам Хомский (р. 1928)

Семиотика (наука о знаках и знаковых системах):

• Готлоб Фреге (1848-1925)

• Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914)

• Чарльз Моррис (1901-1979)

• Фердинанд де Соссюр (1857-1913)

Структурализм

• Владимир Яковлевич Пропп (1895-1970) - "Морфология сказки" (1926)

• Русский формализм - Виктор Борисович Шкловский (1893-1984), Борис Михайлович Эйхенбаум (1886-1964), Юрий Николаевич Тынянов (1894-1943)

• Пражский лингвистический кружок (Вилем Матезиус (1882-1945), Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938), Роман Осипович Якобсон (1896-1982)

История (историческая семантика)

• Иоахим Риттер (1903-1974) - "Исторический словарь философии"

• Райнхарт Козеллек (1923-2006) - "Словарь основных исторических понятий"

• Мишель Фуко (1926-1984) - анализ дискурса

Исследования культуры:

• Эрнст Кассирер (1874-1945) - "Философия символических форм" (1923-1929)

• Ролан Барт (1915-1970) - "Мифологии" (1957)

• Московско-тартурская семиотическая школа (Юрий Михайлович Лотман (1922-1993) и др

• Культурные исследования (Culturalstudies) "Культура организована как язык" (Стюарт Холл)

2. Определение лингвистического поворота

Постановка и решение исследовательских проблем находится в плоскости изучения языка

3. Что такое смысл?

Смысл - это то, что мы понимаем.

Структура вопросов научного исследования

Описание: ответ на вопрос "Что?" или "Как?"

Объяснение: ответ на вопрос "Почему?"

Понимание: ответ на вопрос "Зачем?" или "Что это значит?"

4. Базовые концепции смысла в гуманитарных науках

1. Телеологическая (целевая или целерациональная)

2. Семиотическая (связанная со знаковым характером выражений)

Телеологическая концепция смысла

Основные представители:

Вильгельм Дильтей - целевая организация структурной взаимосвязи асихической жизни

Макс Вебер - целерациональное и ценностно-рациональное социональное действие

 

Руководящий вопрос исследования: зачем это делается?

5. Основы семиотики

Три аспекта знаковых систем

Чарльз Моррис (1901-1979):

- синтаксис (отношения знаков между собой)

- семантика (знаков с обозначаемыми ими предметами)- прагматика (отношения знаков и их интерпретаторов)

5.1. Три аспекта знаковых систем

 

5.2. Типология знаков

Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914):

- иконические знаки

- знаки-индексы

- знаки-символы

ИКОНИЧЕСКИЕ ЗНАКИ

Знак и означаемое связаны отношением подобия

ЗНАКИ-ИНДЕКСЫ

Знак и означаемое связаны как причина и следствие

ЗНАКИ-СИМВОЛЫ

Знак и означаемое связаны произвольно

 

6. Основные семантические модели

Двухчастная семантическая модель:

"означающее" (знак)

"означаемое" (предмет. денотат)

Фердинанд де Соссюр

Трехчастная семантическая моде ль:

"означающее" (знак)

"смысл знака"

"предмет" (означаемое)

Готлоб Фреге

6.1. Двухчастная семантическая модель

"означающее" (знак)

"означаемое" (предмет, денотат)

6.2. Трехчастная семантическая модель

 

7. Смысл как перспектива предмета

"Некоторый знак (слово, словосочетание или графический символ) мыслится не только в связи с обозначаемым, которое можно было бы назвать значением знака, но также и в связи с тем, что мне хотелось бы назвать смыслом знака, содержащим способ данности [обозначаемого]"

 

8. Основные характеристики смысла (поГ.Фреге)

• С одним предметом может быть связано множество смыслов

• Зная смысл знака или выражения, не всегда возможно установить предмет, который этот знак обозначает

• Смысл есть также у знаков, не обозначающих никаких предметов

• Смысл объективен и интерсубъективен, доступен для разных участников коммуникации

• Смысл имеет не психологическую природу

 

9. Понятие интернациональности

Франц Бретано (1838-1917)

Определение интернациональности

Любой психический феномен содержит в себе нечто в качестве объекта, хотя и не одинаковым образом. В представлении нечто представляется, в суждении нечто утверждается или отрицается, в любви - любится, в ненависти - ненавидится и т.д. (1874)

 

10. Смысл как интенциональная структура сознания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: