При определении содержания воды в мазуте в мерный цилиндр наливают 10 мл мазута и доливают до метки «50» (50 мл) керосин или дизельное топливо (производят разбавление мазута в 5 раз). Цилиндр закрывают пробкой, и смесь перемешивают встряхиванием. В пробирку отбирают 10 мл из полученной смеси и проводят определение, как указано в п. 9.3.4. Результат определения умножают на 5 (коэффициент разбавления).
При наличии воды в керосине (дизельном топливе), ее содержание определяют отдельно по п. 9.3.4, после чего результат вычитают из полученного (по п. 9.3.5) значения.
Время взаимодействия нефтепродукта с гидридом кальция: без разбавления керосином — 10-20 мин; при разбавлении керосином 5-10 мин.
Пример.
Температуру окружающего воздуха измерили термометром, ее значение составило 21°С.
Измеренное термометром значение температуры масла составило 23 °С (t1 = 23°С).
Максимальная температура масла после добавления гидрида кальция составила 24,5°С (t2 = 24,5°С).
Разность температур составила Δt=24,5-23,0=1,5°С. С помощью диаграммы (рис.9) находим содержание воды в масле. Оно составило 0,1%, что значительно ниже браковочного показателя (0,5%, см. приложение 3).
4.4 Определение щелочного числа работающего масла
Щелочное число масла — показатель, характеризующий его способность к нейтрализации минеральных кислот (кислоты серная, сернистая и соляная), образующихся в масле в процессе сжигания топлива или в результате протечек из систем охлаждения морской водой, а также органических кислот в процессе старения масла.
Щелочное число определяется количеством мг КОН, эквивалентным количеству соляной кислоты, израсходованной на нейтрализацию всех основных соединений, содержащихся в 1 г анализируемого нефтепродукта (масла).
Щелочное число масла обеспечивается вводимыми в базовое масло щелочными присадками, в составе которых присутствуют металлы (барий, цинк, кальций и др.). При этом образовавшиеся в процессе работы масла кислоты взаимодействуют в основном не с материалом деталей дизеля, а с металлом присадки. В процессе эксплуатации масла щелочные присадки срабатываются, и щелочное число снижается, что приводит к коррозионному износу втулок цилиндров, поршней, вкладышей подшипников коленчатого вала.
Современные циркуляционные масла, в зависимости от щелочного числа, подразделяются на:
- малощелочные (8-12 мг КОН/г);
- среднещелочные (20-30 мг КОН/г);
- высокощелочные (30-100 мг КОН/г).
Первые две группы масел применяются в дизелях, работающих на топливах с содержанием серы до 2%, высокощелочные (цилиндровые) масла — при работе на топливах с содержанием серы от 2 до 5%. Минимальный запас щелочности работающего масла должен быть не меньше удвоенного содержания серы в топливе.
Применяемый в СЛТМ метод позволяет контролировать щелочное число масел и срабатываемость щелочных присадок.
Метод определения и характеристики
Сущность метода заключается в изменении окраски индикатора бромтимолового синего, введенного в водный экстракт, полученный обработкой масла водным раствором ОП-10. В зависимости от содержания в экстракте кислот, окраска раствора с индикатором изменяется от синей до желтой.
Щелочное число определяется визуальным сравнением окраски водного экстракта с контрольной цветной шкалой в интервале от 0,5 до 4,0 мг КОН/г масла.
Шкала построена по образцам малощелочных работающих масел, в которых численное значение щелочного числа определено по ГОСТ 11362-76.
Цвет шкалы | ЩЧ,мг КОН/г |
Желтый | 0,5-1,0 |
Желто-зеленый | 1,0-2,5 |
Зеленый | 2,5-3,0 |
Бирюзовый | 3,0-4,0 |
Синий | 4,0 и выше |