Содержательный анализ приведенных определений показывает, что в настоящее время существует два явно выраженных подхода к определению ИТО

В первом из них предлагается рассматривать ИТОкак дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых в системы обучения принципиально новых средств и методов обработки данных (методов обучения), представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов (данных, знаний, идей) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельностями обучаемых. Во втором случае речь идет о создании определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают используемые информационные технологии.

Такимобразом,впервомслучаеречьидетобинформационных технологиях обучения (как процессе обучения), а во втором случае–о применении информационных технологий в обучении (как использование информационных средств в обучении).

ИТО следует понимать как приложение ИТ для создания новых возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения и всестороннего развития личности.

Говорить же о новой информационной технологии обученияможно только в том случае, если:

- она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразование, целостность);

- она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практическирешены;

- средством подготовки и передачи информации обучаемому выступает компьютерная и информационная техника.


 

Тема 2. Информационные технологии (ИТ): образовательные возможности

2.1. Информатизация образования как средство повышения эффективности образовательного процесса

2.2. Использования ИТ в обучении: цели, задачи, возможности

2.3. Средства ИТ,используемые в системе образования

 

2.1.Информатизацияобразованиякаксредствоповышения эффективности образовательного процесса.

 

Информатизацияобразования являетсяоднимизважнейших условий успешного развития процессов информатизации общества. Ведь именно в сфере образования подготавливаютсяи воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде.

Первые шаги в области информатизации образования были сделаны в нашей стране в 1985 г., когда былопринятоисключительноважноеправительственноерешение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советскихперсональныхЭВМиовведениивсреднихшколах общего курса основ информатики и вычислительной техники.

Информатизация общества - совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кромезаконодательно секретных.

Анализ процесса внедрения и использования средств вычислительной техники и компьютерных технологий в учебном процессе позволил выделить три этапа информатизации образования (условно названные электронизацией, компьютеризацией и информатизациейобразовательного процесса).

Первый этап информатизации образования (электронизация) характеризовался широким внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических (конец 50-х — начало 60-х гг.), а затем гуманитарных специальностей (конец 60-х — начало 70-х гг.) и предполагал обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ. Относительно малая производительность компьютеров того времени, отсутствие удобных в работе, интуитивно понятных дляобычногопользователя(непрограммиста)иимеющихдружественный интерфейс программных средств не способствовали широкомуиспользованиювычислительнойтехникивсферегуманитарного образования.

Второй этап информатизации образования (компьютеризация)(середина 70-х –90-е гг.) связан с появлением более мощных компьютеров, программного обеспечения, имеющего дружественный интерфейс, и характеризуется в первую очередь использованием диалогового взаимодействия человека с компьютером.

Компьютерные образовательные технологии позволили на основе моделирования исследовать различные (химические, физические, социальные, педагогические и т.п.) процессы и явления. Компьютернаятехникасталавыступатьвкачествемощногосредства обучения в составе автоматизированных систем различной степениинтеллектуальности.Всфереобразованиявсебольшестали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом.

Третий, современный этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий.

Информатизация образования — это процесс обеспечения системы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.

Всвоюочередь,принятовыделятьследующиеосновныенаправления внедрения информационныхтехнологий в образование:

1) использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

2) использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

3) рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

4) использование средств новых информационных технологий в качестве средствтворческого развития обучаемого;

5) использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

6) организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

7) использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: