Инструментарий информационной технологии - совокупность программных продуктов, использование которыхпозволяет достичь поставленной пользователем цели

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Цель информационной технологии - производство информации для ее последующего анализа и принятия на ееоснове решения по выполнению какого-либо действия.

В современном обществе основным техническим средством обработки информации служит персональный компьютер. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и использование телекоммуникаций определило новый этап развития информационной технологии, которая с этого момента получает наименования «новой», «компьютерной».

Определение «новая» подчеркивает радикально новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение существенноизменяетсодержаниеразличныхвидовдеятельностив учрежденияхиорганизациях. В сферу новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, обеспечивающие передачу информации различными средствами, такими как телефон, телеграф, телевидение, факс и др.

Определение«компьютерная» подчеркивает,чтоосновным техническим средством реализации информационной технологии является компьютер.

Существуют три основных принципа компьютерной информационной технологии:

- интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

- интеграция с другими программными продуктами;

- гибкое изменение данных и поставленных задач.

Информационная технология, как и любая другаятехнология, должна отвечать следующим требованиям:

- обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;

- включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

- иметь регулярный характер.

Приведемнесколькоопределенийпонятия«информационная технология».

(Слайд) Под информационными технологиями(ИТ) понимают процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Они характеризуется средой, в которой осуществляются, и компонентами, которые она содержит:

- техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач);

- программная среда (набор программных средств для реализации ИТО);

- предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);

- методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).

Информационная технология (ИТ)— система процедур преобразования информации с целью ее формирования, организации, обработки, распространения и использования. Основу современных ИТ составляют:

- компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;

- хранение больших объемов информации на машинных носителях;

- передача информации на любое расстояние в ограниченное время.

Технологический процесс материального производства реализуют с помощью различных технических средств, к которым относятся:оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии и т.п.По аналогии, в информационной технологии тоже должно быть нечто подобное.

 

(Слайд) В роли технических средств производства информации будет выступать аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. Сихучастиемпервичная информацияперерабатываетсяв информацию нового качества. В числе этих средств выделим программные продукты и назовем их программным инструментарием.

Инструментарий информационной технологии - совокупность программных продуктов, использование которыхпозволяет достичь поставленной пользователем цели.

К инструментарию можно отнести, например, все известные программные продукты общего назначения: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари.

Информационная технология тесно связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой. На первыйвзглядможетпоказаться,чтоприводимыевучебниках определенияинформационнойтехнологииисистемыоченьпохожи между собой. На самом деле это не так.

Информационная технологияявляетсяпроцессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий,этапов воздействия над данными разной степени сложности,хранящимисявкомпьютерах. Основная цель информационной технологии - в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.

Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Основная цель информационной системы - организация хранения и передачи информации.

Информационная система представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации.

Необходимо понимать, что освоение ИТи ее дальнейшее использование должны сводитьсяк тому, что сначала необходимо овладеть набором элементарных операций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций в разных комбинациях составляется действие, а из действий, также в разных комбинациях, составляются более сложные операции,которые определяют тот или иной технологический этап. Совокупность технологических этапов образует технологический процесс (технологию).

 

1.2. История развития информационных технологий.

 

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными классификациями. Общим для всех подходов является признание того, что с появлением персональногокомпьютера начался новый этап развития информационной технологии. Приведем некоторые из них.

(Слайд)

Классификационный признак — вид задач и процессов обработки информации.

1-й этап (60—70-е гг.) - обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

2-й этап (с 80-х гг.) - создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.

Классификационный признак - проблемы, стоящие на пути информатизации общества.

1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

3-й этап (с начала 80-х гг.) - компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

4-й этап (с начала 90-х гг.) - создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем.

Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

- выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;

- организация доступа к стратегической информации;

- организация защиты и безопасности информации.

Классификационный признак - преимущество, которое приносит компьютерная технология.

1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров.

Основным критерием оценки эффективности создаваемых ин-формационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая - плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем - ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3-й этап (с начала 90-х гг.) основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации.

Классификационный признак -по применяемому инструментарию.

1-й этап (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии -представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии —представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (1940–60-е гг.) —«электрическая»технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) -«электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов.

5-й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» («новая») технология,основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

 

1.3. Средства и виды информационных технологий.

 

Средствами новых информационных технологий (СНИТ) называют программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

К средствам новых информационных технологий относятся:

- персональные компьютеры (ПК), комплекты терминального оборудования для ПК всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ПК;

- устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологии мультимедиа и систем «виртуальная реальность»);

- современные средства связи;

- системы искусственного интеллекта;

- программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.), системы машинной графики и др.

(Слайд) Принятовыделятьследующие виды информационных технологий:

- информационная технология обработки данных,

- информационная технология управления,

- автоматизация офиса,

- информационная технология поддержки принятия решений,

- информационная технология экспертных систем.

Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Этатехнология применяетсянауровнеоперационнойдеятельностииперсонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых стандартных, постоянноповторяющихсяоперацийуправленческого труда.

 

Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников.

 

Существует несколько особенностей, связанных с обработкой данных, отличающих данную технологию от всех прочих:

- выполнение необходимых задач по обработке данных;

- решение только хорошо структурированных задач, для которых можно разработатьалгоритм;

- выполнение стандартных процедур обработки.

 

Целью информационнойтехнологииуправления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровнеуправления. Эта технологияориентировананаработувсредеинформационнойсистемы управленияииспользуетсяприхудшейструктурированности решаемыхзадач,еслиихсравниватьсзадачами,решаемымис помощью информационной технологии обработки данных.

С помощью этих технологий решаются следующие задачи обработки данных:

- оценка планируемого состояния объекта управления;

- оценка отклонений от планируемого состояния; выявление причин отклонений; анализ возможных решений и действий.

Исторически автоматизация началась на производстве и затем распространиласьнаофис, имеявначалецельюлишьавтоматизацию рутинной секретарской работы. По мере развития средств коммуникацийавтоматизация офисных технологийзаинтересоваласпециалистовиуправленцев,которыеувиделивнейвозможность повысить производительность своего труда.

Информационная технология автоматизированного офиса - организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации,так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

Офисныеавтоматизированныетехнологиипозволяютповыситьпроизводительностьтрудасекретарейиофисныхработников,дают им возможность справляться с возрастающим объемом работы.

В настоящее время известно несколько десятков программных продуктовдлякомпьютеровинекомпьютерныхтехнических средств, обеспечивающих технологию автоматизации офиса: текстовыйпроцессор,табличныйпроцессор,электроннаяпочта, электронныйкалендарь,аудиопочта,компьютерныеителеконференции, видеотекст, хранение изображений, а также специализированныепрограммыуправленческойдеятельности(ведение документов, контроль за исполнением приказов и т.д.).

Системы поддержки принятия решений и соответствующая им информационная технология появились усилиями в основном американских ученых в конце 70-х – начале 80-х гг. Этому способствовали широкое распространение персональных компьютеров, стандартных пакетов прикладных программ, а также успехи в создании систем искусственного интеллекта.

Главной особенностьюинформационнойтехнологииподдержкипринятиярешенийявляетсякачественноновыйметод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют:

- система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;

- человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на ПК.

В состав системы поддержки принятия решений входят три главных компонента:

- база данных;

- база моделей;

- и программная подсистема, которая состоит из системы управления базой данных, системы управления базой моделей и системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером.

Целью создания базымоделей является описание и оптимизация некоего объекта или процесса. Использование моделей обеспечиваетпроведениеанализавсистемахподдержкипринятия решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: