Творческая лаборатория дирижера оркестра. Работа над темпом и динамикой

Динамика (от греческого dinamikos - имеющий силу) является одним из самых действенных выразительных средств. Умелое пользование динамикой помогает исполнителям раскрыть общий характер музыки, передать её эмоциональное содержание, показать общие конструктивные особенности формы. Особенно важна динамика в сфере фразировки - по-разному поставленные логические акценты кардинально меняют смысл музыкальных построений, а динамические волны внутри фраз придают музыке экспрессию, архитектоническую стройность и соразмерность. В сфере звукоизвлечения все тончайшие колористические светотени основаны так же на микроизменениях силы звука.

Ансамбль обладает достаточно широким динамическим диапазоном, который позволяет исполнителям извлекать звучание от рр до ff. Чтобы понять суть ансамбля, достаточно представить себе, что к играющему ff исполнителю присоединяется в том же нюансе его партнёр. Совместное звучание всех инструментов будет сильнее, чем каждого в отдельности. В результате естественного, нефорсированного звучания нескольких исполнителей и возникает новое значение нюансов - fortissimo ансамбля. Аналогичные замечания касаются и самой малой звучности - рр. Между этими двумя нюансами множество градаций, которые фиксируются в нотном тексте лишь в обобщённом виде: р, mр, mf и т.д.

Играть громко всегда проще, чем тихо проникновенно. По этой причине учебные ансамбли владеют динамикой, как правило, только в зоне mp, mf. Культуру профессионального ансамбля можно определить по умению добиваться выразительного звучания рр. В музыке моторного характера - рр, рiаnо достигается путём микроимпульсов на опорные доли такта или ритмических групп.

Умение передать пластику мелодической линии средствами динамики - свидетельство высокого профессионального мастерства. Если ансамбль владеет тончайшей динамикой тихих звучностей, то ему наверняка будет подвластно и мощное. Ведь потеря рiаnо есть потеря forte и обратно. Чтобы динамические нюансы были рельефными, впечатляющими, надо создавать для них соответствующий фон.

Проблему динамики в ансамбле следует рассматривать в двух аспектах: горизонтальном - как чередование сменяющих друг друга динамических уровней, и вертикальном - как сочетание различных по силе фактурных линий и пластов.

Динамика по горизонтали при всём своём разнообразии может быть представлена несколькими основными типами, например: стабильная; ступенчатая (рр — р — mр - mf-f); гибко изменяющаяся (р, mр, mf, mр, р); контрастная (рр - ff; ff - pp). К этой разновидности динамики относятся акценты. Динамический план модулируется с помощью этих основных типов. Участники ансамбля должны следить за динамическим балансом голосов по вертикали. Различные элементы фактуры должны звучать на разных динамических уровнях. Подобно тому, как в живописи имеются разные степени интенсивности окраски, в музыке существует разнообразие интенсивности звука. Некоторые тона звучат мягко, служа как бы фоном. Другие, более ярко, являясь средним планом. Третьи выделяются на самом первом плане.

ТЕМА 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: