Одним из наиболее распространенных видов является, так называемый текстуальный конспект, который представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации.
Общую последовательность действий при составлении текстуального конспекта можно определить таким образом:
· Определить цели и задачи конспектирования.
· Ознакомить с произведением в целом: прочитать предисловие, введение, оглавление и выделить информационно значимые разделы текста.
· Внимательно прочитать текст параграфа, главы и выделить логически законченные части.
· Выделить главное, существенное в частях.
· Составить план.
· Выделить цитаты, подтверждающие пункты плана.
· Выделить незнакомые слова, определить их значение по словарю.
· Законспектировать статью, для этого:
а) сделать библиографическое описание конспектируемого источника;
б) последовательно выделить в тексте тезисы и записать их с последующей аргументацией;
в) написать краткое резюме – обобщить текст конспекта, выделить основное содержание проработанного материала, дать ему оценку.
Конспекты могут быть плановыми, пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта. Удобно в этом случае воспользоваться вопросным планом. В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге, в виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы.
Очень удобно пользоваться схематической записью вами прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
В схеме можно использовать фрагменты текста, объяснения, пояснения, выписки. Такая запись позволяет лучше ориентироваться в материале.
Действия при составлении конспекта-схемы могут быть такими:
· Подберите факты для составления схемы.
· Выделите среди них основные, общие понятия.
· Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
· Сгруппируйте факты в логической последовательности.
· Дайте название выделенным группам.
· Заполните схему данными.
Еще одна форма записи – аннотация
Аннотирование – это краткое изложение содержания статьи, книги, монографии и т.п. В аннотации раскрывается наиболее существенное из всего содержания и разъясняется назначение работы.
План аннотации включает в себя:
· Библиографическое описание работы (кто автор книги, где и когда издано, сколько в ней страниц).
· Перечисление основных проблем, затронутых в работе.
· Выводы автора, его мнение, оценка.
Действия при написании аннотации могут быть следующими:
· Разбейте текст на смысловые части.
· Выделите в каждой части основную мысль, обозначьте ее предложением, заимствованным из текста.
· Сформулируйте основную мысль своими словами.
· Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения.
· Определите значимость работы.
При любом виде записей важно не забывать о простых правилах, которые в итоге серьезно облегчают работу, организуют запись:
- записи должны быть аккуратными, на странице нужно размещать как можно больше текста, это улучшает его обозреваемость. Писать лучше на одной стороне листа, это позволит в дальнейшем легче скомпоновать материал;
- запись полезно расчленять, разграничивать, что облегчает восприятие текста, помогает быстро устанавливать логические связи. Для этого используются хорошо знакомые всем приемы:
1. Делать в тексте подзаголовки.
2. Использовать абзацные отступы;
3. Пробельные строки;
4. Нумерацию (тезисов, формул);
5. Пользоваться оформительскими средствами: делать в тексте конспекта подчеркивания, а на полях отчеркивания (например, вертикальные);
- заключать законы, основные понятия, правила и т.п. в рамки;
- пользоваться при записи различными цветами;
- писать разным (жирным, например) шрифтом.
Сегодня учащиеся пользуются литературой, скопированной на ксероксе, а также взятой в Интернете, но часто этот материал остается не изученным, учащийся выписывает целые абзацы, не вникая в суть проблемы. Как быть? Ответ: над скопированным материалом надо потрудиться, проработать его, сделать своим.