Виды и способы конспектирования

Одним из наиболее распространенных видов является, так называемый текстуальный конспект, который представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации.

Общую последовательность действий при составлении текстуального конспекта можно определить таким образом:

· Определить цели и задачи конспектирования.

· Ознакомить с произведением в целом: прочитать предисловие, введение, оглавление и выделить информационно значимые разделы текста.

· Внимательно прочитать текст параграфа, главы и выделить логически законченные части.

· Выделить главное, существенное в частях.

· Составить план.

· Выделить цитаты, подтверждающие пункты плана.

· Выделить незнакомые слова, определить их значение по словарю.

· Законспектировать статью, для этого:

а) сделать библиографическое описание конспектируемого источника;

б) последовательно выделить в тексте тезисы и записать их с последующей аргументацией;

в) написать краткое резюме – обобщить текст конспекта, выделить основное содержание проработанного материала, дать ему оценку.

Конспекты могут быть плановыми, пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта. Удобно в этом случае воспользоваться вопросным планом. В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге, в виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы.

Очень удобно пользоваться схематической записью вами прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

В схеме можно использовать фрагменты текста, объяснения, пояснения, выписки. Такая запись позволяет лучше ориентироваться в материале.

Действия при составлении конспекта-схемы могут быть такими:

· Подберите факты для составления схемы.

· Выделите среди них основные, общие понятия.

· Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

· Сгруппируйте факты в логической последовательности.

· Дайте название выделенным группам.

· Заполните схему данными.

 

Еще одна форма записи – аннотация

Аннотирование – это краткое изложение содержания статьи, книги, монографии и т.п. В аннотации раскрывается наиболее существенное из всего содержания и разъясняется назначение работы.

План аннотации включает в себя:

· Библиографическое описание работы (кто автор книги, где и когда издано, сколько в ней страниц).

· Перечисление основных проблем, затронутых в работе.

· Выводы автора, его мнение, оценка.

Действия при написании аннотации могут быть следующими:

· Разбейте текст на смысловые части.

· Выделите в каждой части основную мысль, обозначьте ее предложением, заимствованным из текста.

· Сформулируйте основную мысль своими словами.

· Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения.

· Определите значимость работы.

При любом виде записей важно не забывать о простых правилах, которые в итоге серьезно облегчают работу, организуют запись:

- записи должны быть аккуратными, на странице нужно размещать как можно больше текста, это улучшает его обозреваемость. Писать лучше на одной стороне листа, это позволит в дальнейшем легче скомпоновать материал;


- запись полезно расчленять, разграничивать, что облегчает восприятие текста, помогает быстро устанавливать логические связи. Для этого используются хорошо знакомые всем приемы:


1. Делать в тексте подзаголовки.

2. Использовать абзацные отступы;

3. Пробельные строки;

4. Нумерацию (тезисов, формул);

5. Пользоваться оформительскими средствами: делать в тексте конспекта подчеркивания, а на полях отчеркивания (например, вертикальные);

- заключать законы, основные понятия, правила и т.п. в рамки;

- пользоваться при записи различными цветами;

- писать разным (жирным, например) шрифтом.

Сегодня учащиеся пользуются литературой, скопированной на ксероксе, а также взятой в Интернете, но часто этот материал остается не изученным, учащийся выписывает целые абзацы, не вникая в суть проблемы. Как быть? Ответ: над скопированным материалом надо потрудиться, проработать его, сделать своим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: