Библиотека — структурное подразделение школы
Школьная библиотека является неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса и когнитивным ресурсом школы. Библиотечными средствами она поддерживает и развивает цели образования, изначально поставленные перед школой ее учредителями и закрепленные в Федеральном государственном образовательном стандарте, участвует в проектной деятельности школы, обеспечивает читательское развитие ребенка, активизирует его творческий потенциал. Деятельность библиотекаря в школе носит не обслуживающий, а креативный характер.
Гуманистическая миссия библиотеки
Школьные библиотеки обеспечивают всем членам школьного коллектива свободный доступ к гуманистическим ресурсам, воплощенным в книжных фондах, электронных изданиях и информационных сетях. Вместе с тем обеспечивается защита учащихся от информации, опасной для их здоровья и нравственного развития. Школьные библиотеки вооружают учащихся навыками самообразования, развивая воображение, память и критическое мышление. В школьные годы формируется гражданское и патриотическое самосознание личности, от которого зависит национальная безопасность страны. Школьные библиотеки располагают незаменимыми средствами для активного участия в этом педагогическом процессе.
Библиотека — пространство библиотечной педагогики
Школьный библиотекарь как педагог формирует и закрепляет навыки обучения на протяжении всей жизни, формирует культуру чтения и информационную культуру с целью социализации и индивидуального развития личности, организует физическое пространство библиотеки, обеспечивает удобное для самообразования и общения дружелюбное отношение к читателям. В отличие от классно-урочной деятельности учителей-предметников педагогическая деятельность школьного библиотекаря не стандартизирована, исключает оперирование оценками и обеспечивает равенство возможностей для развития как сильных, так и слабых учеников.
Библиотека — помощник учителей и родителей
Школьные библиотекари заботятся об имидже своей библиотеки и доверии к ней учеников, учителей и родительской общественности. Школьные библиотекари помогают учителям. Они доводят до их сведения новые материалы и информацию по актуальным вопросам образования, помогают устанавливать межпредметные связи. Общаясь с родителями, школьные библиотекари мотивируют их на поддержание традиций семейного чтения, укрепляющих духовное взаимопонимание в семье.
Библиотека — центр культурнодосугового общения
Школьные библиотеки предоставляют учителям и учащимся свои читальные залы и фонды открытого доступа для творческого общения, самообразования, кружков по интересам, диспутов и дискуссий по актуальным вопросам.
Библиотека — хранитель национального культурного наследия
Прошлое — ключ к будущему. Школьные библиотеки собирают, систематизируют, оцифровывают и пропагандируют литературные памятники истории и культуры России, которые помогают учащимся и учителям лучше понять прошлое, настоящее и будущее нашей страны и всего человечества. Школьные библиотеки готовят учеников к использованию ресурсов других библиотек.
Библиотечная политика
Школьные библиотеки предоставляют свободный доступ к книжным и иным фондам в равной степени всем членам школьного сообщества, независимо от возраста, расы, пола, религии, гражданства, языка, профессионального или социального статуса. Особые услуги предоставляются тем, кто в силу ограниченных физических возможностей не может самостоятельно пользоваться библиотечными фондами и иными материалами, хранящимися в библиотеке.
В качестве политических оснований практической деятельности школьные библиотеки опираются на «Манифест ЮНЕСКО о школьных библиотеках», «Декларацию прав ребенка», принятую ООН в 1959 г., «Декларацию о школьных библиотеках Международной ассоциации школьных библиотек», Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года «Стратегия действий в интересах защиты детей на 2012—2017 годы», декларации и манифесты Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА).