V. Использование попутно возникающих ситуаций в процессе формирования у детей терпимого отношения к людям

Это полезно для:

•решения задач, поставленных педагогом;

•предупреждения перерастания нейтральной ситуации в ситуацию конфликтную;

•присоединения педагога к ситуативным целям ребенка;

•использования ситуации как иллюстрации того, что в данный момент делают дети;

•создания предпосылок осуществления свободного выбора.

 

В формировании терпимости у детей дошкольного и младшего школьного возраста важный акцент нужно сделать на проведении специальных игр, в процессе которых необходимо учить детей:

- занимать различные позиции во взаимодействии, они должна научиться как руководить, так и подчиняться, взаимодействовать на равных;

- терпимому отношению на основе проявлений дружелюбия, умения позитивно разрешать конфликты;

- выдержке и терпению.

- эмпатии в разных ее видах.

- навыкам принятия другого человека, даже если его личностные качества и особенно действия и поведение вызывают негативные эмоции.

 

Игра «Карабас - Барабас»: один ребенок (Карабас) сидит на стуле угрюмо, смотрит на другого (Буратино), которого вот-вот бросит в огонь. Звучит музыка Лепина «Карабас». Выразительные движения: сидеть на стуле, широко расставив ноги, одной ногой можно притоптывать, корпус тела наклонен вперед, руками (кулаками) упереться в бедра, брови сдвинуты. Затем поменяться ролями. Вопросы к детям:

— Кем тебе было приятнее быть: Буратино или Карабасом?

 

Игра «Школа»: ребенок выступает в роли учителя, а воспитатель в роли ученика.

— Легко ли быть учителем?

 

Игра «Заколдованный зоопарк»: дети берут на себя роль какого-либо животного и демонстрируют его как враждебно настроенного, так и дружелюбно настроенного. Ведущий должен догадаться, какое это животное.

 

Игра-упражнение «Якалки»: п едагог предлагает детям несколько загадок. После каждой загадки он спрашивает: «Кто догадался?». Детям необходимо не выкрикнуть ответ с места, а немного потерпеть и по сигналу ведущего прошептать его хором.

 

Игра-упражнение «Домики»: педагог предлагает каждому ребенку набор картинок с изображением различных животных.

Задание детям: посели симпатичных тебе животных в дом с большим окном. А животных, которые тебе несимпатичны, — в дом с маленьким окном.

Подвести детей к выводу о том, что одно и то же животное одному человеку симпатично, а другому — нет.

 

Игра-упражнение «Посудный магазин»: педагог говорит детям, что он пришел в магазин по­суды и хочет купить очень красивые ложку, вилку, нож. Он просит ребят превратиться в посуду (ложки: руки полукругом вверх, вилки: руки вверх, ножи: руки вверх, сомкнутые). Ве­дущий рассматривает ложки, вилки, ножи и говорит, что все они такие замечательные, что лучшую и не выберешь, поэтому он ничего не будет покупать или наоборот —купит все.

 

Игра-упражнение «Комплимент соседу»: дети сидят в кругу. Педагог предлагает сказать комплимент сидящему рядом ребенку.

 

Игра-упражнение «Мы очень любим»: дети сидят в кругу. Педагог предлагает детям выбрать водящего.

— Представим, что все мы — мама, папа, бабушка, дедушка или друзья — словом, те, кто очень любит нашего водящего. Он будет бросать нам по очереди мячик, а мы — придумывать и называть его ласковым именем.

 

Игра «Заколдованный ребенок»: ребенок не может говорить. Он жестами показывает, что с ним случилось. Дети повторяют эти жесты, угадывают состояние другого ребенка, рассказывают, что с ним случилось.

 

Игра-упражнение «Сотворение чуда»: в руках у детей «волшебные палочки». Дети идут навстречу друг другу, дотрагиваются до плеча и спрашивают: «Чем я могу тебе помочь?», «Что я могу для тебя сделать?». (Ответы могут быть ситуационные: «Улыбнись, станцуй, спой»; перспективные: дети договариваются о месте, времени сотворения чуда.) Подвести детей к выводу о том, что приятнее: сочувствовать или быть безразличным.


Игра-упражнение «Обиженный кустик»: один из детей играет роль кустика, которому сломали несколько веточек, он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.

 

Игра-упражнение «Садовник»: предложить кому-то из детей роль садовника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изображают цветы, которые лучше растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнышку, радуются вместе с садовником.


 

Игра-упражнение «Приятные слова»: п редложить выбрать ребенка (застенчивого, не принима­емого, агрессивного) и предложить ему занять место в кресле. Дети по очереди называют приятные слова в адрес сидящего. Затем сидящий в кресле ребенок выбирает следующего, того, кто займет его место в кресле. Упражнение повторяется.

Эмоциональное переживание контрастных позиций:

A. Предложить детям изобразить мимикой, жестами, позой, движениями одинокий, нелюбимый, брошенный цветок.

Предложить изобразить любимый цветок.

Б. Предложить детям изобразить животное, которое выгнали из стада.

Предложить изобразить животное, которое приняли в стадо.

B. Предложить вспомнить какого-нибудь человека (сказочного героя).

— Что нравится в нем?

— Всегда ли принимаете его поступки?

— Изобразите его.

Г. Предложить детям назвать своих друзей.

— Что в них хорошего?

— Какие поступки друга тебе не всегда нравятся?

— Принимаешь ли ты их? Почему?

Д. Разыгрывание ситуаций, предложенных детьми.

 

Источник:

1.Как научить ребенка быть внимательным терпимым к людям: Пособие для воспитателей ДОУ и детских психологов/ Авт.-сост. В.Г.Маралов. – М.: АРКТИ, 2009.

2.Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция/Клепцова Е.Ю. — М., 2005.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: