Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Методическая концепция курса литературы 9 класса предполагает, что исследовательские и проектные умения

Методическая концепция курса литературы 9 класса предполагает, что исследовательские и проектные умения, сформированные на предшествующих этапах изучения литературы, не просто развиваются, а являются теперь основой постижения литературы. Создание специальных проблемных ситуаций в программе 9 класса уступает место созданию условий для самостоятельного выявления учащимися возможных познавательных противоречий и поиска пути их разрешения.

Именно сформированные исследовательские умения школьников позволят «освоить» объёмный, сложный, неоднородный материал 9 класса, да ещё и в его динамике. Если учитель шёл вслед за нашими рекомендациями, которые предполагали последовательное, пошаговое и системное формирование исследовательских и проектных умений школьников при изучении литературы в 5 – 8 классах, то для него не составит труда эффективно организовать учебную деятельность девятиклассников. БОльшую часть этой деятельности будет составлять их самостоятельная работа, основанная на умении видеть цель и задачи исследования, анализировать текст, обобщать результаты анализа, использовать материалы литературно-критических статей, представлять публично результаты исследования и пр.

Напомним, что наша позиция -- признание принципиального различия между категориями «проект» и «исследование». Исследовательская деятельность, развивающая познавательные потребности и исследовательскую позицию ученика, ориентирована на получение нового знания о мире и доказательство истинности этого знания, организуется в соответствии с традиционными для науки этапами и способами познания истины. Результат исследования, также в соответствии с традициями академической культуры, отражается в письменных или устных текстах. Проектная деятельность развивает иные аспекты личности ученика: потребность непосредственно влиять на ситуацию, активную позицию по отношению к достижению результата, организуется как процесс создания замысла и его воплощения, не имеет жёсткой регламентации последовательности действий. Результат проектной деятельности может быть отражен в материальных объектах, в текстах разных знаковых систем.

Кроме сказанного выше, традиционно так же, как и в учебниках 5 – 8 классов, в учебнике 9 класса после каждого изученного раздела содержатся формулировки тем возможных специальных исследований или проектных работ. Напомним, что в учебнике 7 класса была представлена памятка «Как подготовиться к конференции и организовать её проведение».

В конце каждого раздела учебника 9 класса, как и в учебнике 8 класса, помещен подраздел «Учимся работать с научной литературой». Раздел методически продуман как постепенно (от автора к автору) усложняющаяся учебная задача. В нем приводится фрагмент литературоведческой или публицистической статьи, связанной с идеей данного раздела. К фрагменту статьи даются специальные задания, организующие пошаговое овладение умением конспектировать научные тексты.

В конце каждой части учебника в Приложении I помещена памятка «Как работать над самостоятельным исследованием или проектом по литературе»; в Приложении II – «Список литературы, рекомендуемой для выполнения исследовательских или проектных работ».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: