Диагностическая работа 2

 

 

1. Дополните характеристику поэзии М.Ю. Лермонтова, данную В.Г. Белинским, примерами — укажите на месте пропусков названия лермонтовских стихотворений или приведите цитаты.

«Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия. В этой глубокой натуре, в этом мощном духе все живет; им все доступно, все понятно; они на все откликаются.

Несокрушимая сила и мощь духа (______________),
елейное благоухание молитвы (______________),
пламенное, бурное одушевление (______________),
презрение к прозе жизни (______________) --
все, все в поэзии Лермонтова: и небо и земля, и рай и ад».

 

         

 

2. Вычеркните признаки, которые вы не будете раскрывать, рассказывая о поэме «Мцыри» как романтическом произведении:

Бытовая обстановка жизни в монастыре

Исключительный герой

Одиночество героя

Объяснение истоков характера Мцыри

Тоска по идеалу

Призыв к борьбе

Исповедь

Исключительная обстановка

 

   

 

 

3. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

 

3а.Подберите не менее трёх аргументов, подтверждающих данный тезис.

«В нём (Печорине) неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения» (В. Г. Белинский)

 

Аргументы не подобраны или подобраны неверно Подобран 1 аргумент Подобрано 2 аргумента Подобрано 3 аргумента
0 баллов 1 балл 2 балл 3 балла

 

 

Аргументы не подобраны или подобраны неверно Подобран 1 аргумент Подобрано 2 аргумента Подобрано 3 аргумента
0 баллов 1 балл 2 балл 3 балла

 

3б. Дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопрос:

Почему, по-вашему, Лермонтов отказался от первоначального названия романа «Один из героев начала века»?

 

Ответ не дан, или вопрос не понят Вопрос понят, но ответ неточен и (или) отсутствует аргументация Дан точный ответ, но излишне лаконичный и (или) недостаточно аргументированный Дан точный, подробный, аргументированный ответ
0 баллов 1 балл 2 балл 3 балла

 

Сопоставьте портреты двух Печориных, героев произведений М.Ю. Лермонтова. Дайте развёрнутые ответы на приведённые ниже вопросы.

 

«Княгиня Лиговская» 1837 «Герой нашего времени» 1840
Офицер слез, потрепал дымящегося рысака по крутой шее, улыбнулся ему признательно и взошел на блестящую лестницу... Теперь, когда он снял шинель, закиданную снегом, и взошел в свой кабинет, мы свободно можем пойти за ним и описать его наружность - к несчастию вовсе не привлекательную, он был небольшого роста, широк в плечах, вообще нескладен; и казался сильного сложения, неспособного к чувствительности и раздражению; походка его была несколько осторожна для кавалериста, жесты его были отрывисты, хотя часто они выказывали лень и беззаботное равнодушие, которое теперь в моде и в духе века - если это не плеоназм. Но сквозь эту холодную кору прорывалась часто настоящая природа человека; видно было, что он следовал не всеобщей моде, а сжимал свои чувства и мысли из недоверчивости или из гордости. Звуки его голоса были то густы, то резки, смотря по влиянию текущей минуты; когда он хотел говорить приятно, то начинал запинаться, и вдруг оканчивал едкой шуткой, чтоб скрыть собственное смущение, - и в свете утверждали, что язык его зол и опасен... ибо свет не терпит в кругу своем ничего сильного, потрясающего, ничего, что бы могло обличить характер и волю: - свету нужны французские водевили и русская покорность чуждому мнению. Лицо его смуглое, неправильное, но полное выразительности, было бы любопытно для Лафатера и его последователей: они прочли бы на нем глубокие следы прошедшего и чудные обещания будущности... толпа же говорила, что в его улыбке, в его странно блестящих глазах есть что-то... В заключение портрета скажу, что он назывался Григорий Александрович Печорин, а между родными просто Жорж, на французский лад, и что притом ему было двадцать три года… Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера… Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только подолгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен.

 

3в. Чем похожи герои внешне?

 

Ответ не дан, или дан неверный ответ Дан верный ответ, но недостаточно обоснованный Дан верный обоснованный ответ
0 баллов 1 балл 2 балл

 

3г. Чем различаются их портреты?

Ответ не дан, или дан неверный ответ Дан верный ответ, но недостаточно обоснованный Дан верный обоснованный ответ
0 баллов 1 балл 2 балл

 

3д. Как в портретах отражена личность одного и другого героя? Охарактеризуйте главные черты их личностей.

 

Печорин («Княгиня Лиговская»)

 

Ответ не дан, или дан неверный ответ Дан верный ответ, но недостаточно обоснованный Дан верный обоснованный ответ
0 баллов 1 балл 2 балл

 

 

Печорин («Герой нашего времени»)

 

Ответ не дан, или дан неверный ответ Дан верный ответ, но недостаточно обоснованный Дан верный обоснованный ответ
0 баллов 1 балл 2 балл

 

4. Н.В. Гоголь «Ревизор»

 

Установите соответствие между героиней и принадлежащей ей репликой.

Вот уж точно, беспримерная конфузия!   Анна Андреевна
Ах, какой пассаж!   жена Коробкина
Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.   Марья Антоновна
  Февронья Петровна Пошлепкина

 

   

 

5. В комедии «Ревизор» две развязки. Укажите их.

 

   

 

6. Почему Н.В. Гоголь называет городничего, так легко одураченного Хлестаковым, «неглупым человеком»? Дайте развёрнутый ответ.

 

Ответ не дан, или вопрос не понят Вопрос понят, но ответ неточен и (или) отсутствует аргументация Дан точный ответ, но излишне лаконичный и (или) недостаточно аргументированный Дан точный, подробный, аргументированный ответ
0 баллов 1 балл 2 балл 3 балла

 

 

7а. Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Подберите не менее трёх аргументов, подтверждающих данный тезис.

Плюшкин «не мертвее, а живее предшествующих персонажей» (Ю.В. Манн)

 

Аргументы не подобраны или подобраны неверно Подобран 1 аргумент Подобрано 2 аргумента Подобрано 3 аргумента
0 баллов 1 балл 2 балл 3 балла

 

 

7б. Дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопрос:

«И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями…» -- Почему Н.В. Гоголь называет своих героев «странными»?

 

Ответ не дан, или вопрос не понят Вопрос понят, но ответ неточен и (или) отсутствует аргументация Дан точный ответ, но излишне лаконичный и (или) недостаточно аргументированный Дан точный, подробный, аргументированный ответ
0 баллов 1 балл 2 балл 3 балла

 

 

7в. Посетителей портала www.livelib.ru попросили написать рецензию на поэму «Мёртвые души». Продолжите диалог, согласившись или не согласившись с приведенным ниже высказыванием одного из рецензентов. Выразите и докажите свою точку зрения.Начните свой текст с обращения к автору рецензии.

Говоря о поэме «Мертвые души», стоило бы отметить, что я её не поняла. Вернее, она меня не заинтересовала. У этой поэмы довольно интересное и противоречивое название, не менее интересный сюжет, но всё же я очень рада, что я благополучно завершила чтение и так же благополучно выкину и название, и сюжет этой поэму из головы. Так бывает со многими книгами, которые тебя не впечатляют. Я тоже стараюсь не задерживать их в своей памяти.

Я заметила, что, читая какую-нибудь книгу, я плохо представляю себе описания местностей, обстановок, да и просто каких-то малозначительных вещей. Описание людей даются мне гораздо легче, может потому, что в произведениях гораздо важнее понимать, как выглядит персонаж, с которым тебя знакомит автор, а не бричка, в которой этот персонаж разъезжает. Поэтому я смело пропускала часть описаний. Думаю, если бы была возможность сократить их в два раза, объем книги больше бы не пугал школьников.

Но мне очень понравился главный герой поэмы. Именно понравился, потому что я совсем не считаю его плохим, коварным или подлецом... Выгода выгодой, но человек должен стремиться к лучшей жизни прежде всего для себя… Да и не сказала бы я, что Чичиков настолько отрицательный герой. Он человек знающий и образованный, если смог найти лазейку в законах и провернуть свою аферу на законных основаниях. И, в конечном итоге, этой аферой он никому не сделал ничего плохого...

Наверное, восприятие этой поэмы зависит от времени. Я имею в виду, что когда-то, когда это произведение вышло в печать и было оценено по достоинству, … оно нашло свое место на полках Мировой классики. Но мне, как человеку, живущему в это время и в мире, где все круто перевернулось за это время, поэма воспринялась совершенно иначе. Иными словами, я не оценила его. Да, образ Чичикова, образы помещиков и чиновников весьма близки к нынешним людям и к их чертам характера, но мне совершенно непонятны авторские лирические отступления, описания на пару абзацев. Говорят, люди нашего времени спешат жить. Я спешила читать, поэтому желала читать только то, что касалось непосредственно сюжета.

 

Задание не выполнено или выполнено неверно Задание понято, но выполнено формально, без учёта поставленной цели Задание выполнено, но цель достигнута не полностью Задание выполнено, цель достигнута полностью
0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла
Дополнительные баллы (начисляются, ТОЛЬКО если по первому критерию получено 3 балла)
Соблюдены требования жанра, в котором написан текст 1 балл
Проявлены оригинальность и творческий подход 1 балл

 

8. Чем различается ведущее настроение стихотворений А.С. Пушкина «Узник» и М.Ю. Лермонтова «Узник»?

 

А.С. Пушкин

Узник

 

Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном,

 

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай, улетим!

 

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

1822 год

М.Ю. Лермонтов

Узник

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.

 

Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем;
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет весел и игрив,
Хвост по ветру распустив.

 

Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;

Только слышно: за дверями,
Звучномерными шагами,
Ходит в тишине ночной

 

Ответ не дан, или вопрос не понят Вопрос понят, но ответ неточен и (или) отсутствует аргументация Дан точный ответ, но излишне лаконичный и (или) недостаточно аргументированный Дан точный, подробный, аргументированный ответ
0 баллов 1 балл 2 балл 3 балла

 

 

9. Установите соответствие между изобразительным средством и примером.

эпитет   Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночиобожгло.(А.А. Фет)
метафора   Дул север. Плакала трава… (А.А. Фет)
олицетворение   В лесу одному // Шумно, и жутко, и грустно, и весело,- Я ничего не пойму. (А.А. Фет)
  В лазури пламенной и чистой Лениво тают облака. (Ф.И. Тютчев)

 

 

10. М. А. Шолохов «Судьба человека»

 

 

Может, и жили бы мы с ним еще с годик в Урюпинске, но в ноябре случился со мной грех: ехал по грязи, в одном хуторе машину мою занесло, а тут корова подвернулась, я и сбил ее с ног. Ну, известное дело, бабы крик подняли, народ сбежался, и автоинспектор тут как тут. Отобрал у меня шоферскую книжку, как я ни просил его смилостивиться. Корова поднялась, хвост задрала и пошла скакать по переулкам, а я книжки лишился. Зиму проработал плотником, а потом списался с одним приятелем, тоже сослуживцем, - он в вашей области, в Кашарском районе, работает шофером, - и тот пригласил меня к себе. Пишет, что, мол, поработаешь полгода по плотницкой части, а там в нашей области выдадут тебе новую книжку. Вот мы с сынком и командируемся в Кашары походным порядком. Да оно, как тебе сказать, и не случись у меня этой аварии с коровой, я все равно подался бы из Урюпинска. Тоска мне не дает на одном месте долгозасиживаться. Вот уже когда Ванюшка мой подрастет и придется определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте. А сейчас пока шагаем с ним по русской земле. - Тяжело ему идти, - сказал я. - Так он вовсе мало на своих ногах идет, все больше на мне едет. Посажуего на плечи и несу, а захочет промяться, - слезает с меня и бегает сбоку дороги, взбрыкивает, как козленок. Все это, браток, ничего бы, как-нибудь мы с ним прожили бы, да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять... Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку. А тут еще одна беда: почти каждую ночь своих покойников дорогих во сне вижу. И все больше так, что я - за колючей проволокой, а они на воле, по другую сторону... Разговариваю обо всем и с Ириной, и с детишками, а только хочу проволоку руками раздвинуть, - они уходят от меня, будто тают на глазах... И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни "оха", ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез... В лесу послышался голос моего товарища, плеск весла по воде. Чужой, но ставший мне близким человек поднялся, протянул большую, твердую, как дерево, руку: - Прощай, браток, счастливо тебе! - И тебе счастливо добраться до Кашар. - Благодарствую. Эй, сынок, пойдем к лодке. Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полуотцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной. Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие краявоенным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина. С тяжелой грустью смотрел я им вслед... Может быть, все и обошлось быблагополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза...

 

10а. В повествование, которое ведётся от лица автора-повествователя, включён рассказ главного героя о своей жизни и судьбе. Как называется такой композиционный приём?

   

 

10б. Назовите изобразительное средство:

…человек поднялся, протянул большую, твердую, как дерево, руку…
   

 

10в. Назовите средство иносказательной выразительности:Тут самое главное - не ранить сердце ребенка…
   
10г. Как называется изобразительное средство? Чужой, но ставший мне близким человек поднялся, протянул большую, твёрдую руку…
   

 

10д. Каковы главные качества личности героя, представленные в данном фрагменте?

Ответ не дан, или вопрос не понят Вопрос понят, но ответ неточен и (или) отсутствует аргументация Дан точный ответ, но излишне лаконичный и (или) недостаточно аргументированный Дан точный, подробный, аргументированный ответ
0 баллов 1 балл 2 балл 3 балла

 


[1] Примерная основная образовательная программа основного общего образования; одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: