№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание
|
-
| Раздел 1. Введение в курс«Специальная психология». Общая характеристика нарушений развития.
| Цели, предмет и задачи курса. Определение, цели, задачи и основные категории специальной психологии. Краткий исторический обзор становления специальной психологии. Учение о дизонтогенезе. Типы дизонтогений: по типу общего стойкого недоразвития, задержанного развития, поврежденного развития, искаженного развития, дисгармонического развития, дефицитарного развития. Психологические параметры (критерии) дизонтогенеза по В.В. Лебединскому. Основные методы специальной психологии.
|
-
| Раздел 2. Типы психического дизонтогенеза
Дизонтогения по типу стойкого общего недоразвития: умственная отсталость
| Этиология, патогенез и классификация умственной отсталости (МКБ 10). Критерии умственной отсталости. Особенности развития ребенка с умственной отсталостью. Особенности фенотипа при умственной отсталости, сигмы дезэмбриогенеза. Психические особенности детей с умственной отсталостью: особенности мышления, памяти, внимания, поведения, эмоционально-волевой сферы. Методы диагностики отклонений умственного развития: методики диагностики нарушений памяти, внимания, мышления. Метод наблюдения ребенка в игровой деятельности. Обучение умственно отсталых детей. Специальное образовательное учреждение для детей с умственной отсталостью. Олигофренопедагогика: основные подходы к обучению и воспитанию. Обучение на наглядном материале, конкретность. Повторение. Озвучание задания. Трудовое обучение - основа дальнейшей трудовой адаптации. Привитие навыков самообслуживания. Социализация и жизнеобеспечение. Устройство необучаемых детей с умственной отсталостью.
|
-
| Дизонтогения по типу задержанного развития: ЗПР
| Этиология, патогенез. Основные виды ЗПР: гармонический инфантилизм, соматогенная и психогенная ЗПР, ЗПР церебро-органического генеза. Эмоционально-волевые особенности детей с ЗПР, произвольная регуляция поведения. Особенности мышления, памяти, внимания, уровня притязаний. Дифференциальная диагностика ЗПР с другими состояниями - умственной отсталостью, деменцией, грубой педагогической и социальной запущенностью. Особенности организации коррекционного обучения детей с задержкой психического развития.
|
-
| Дизонтогения по типу поврежденного развития: деменции
| Понятие о психическом заболевании. Органические, эндогенные, психогенные психические заболевания. Изменение когнитивной сферы в болезни: изменение внимания, памяти; снижение процессов обобщения, динамической стороны мышления. Изменение личности в течение психического заболевания: огрубление, гротескность, снижение и нарушение социальной и трудовой адаптации. Определение деменции. Виды деменции. Органические деменции. Деменции при эпилепсии, шизофрении. Психологическая диагностика и дифференциальная диагностика.
|
-
| Дизонтогения по типу дефицитарного развития: психология глухого ребенка
| Этиология и патогенез глухоты и тугоухости. Нейросенсорная и проводящая глухота (тугоухость). Особенности внимания, памяти, ощущения и восприятия глухого ребенка. Особенности развития речи и мышления здорового и глухого ребенка. Речь «для себя» и «для других», коммуникация как основа речевого развития. Развитие понятийного аппарата глухих детей. Личностная реакция ребенка на ограничение возможностей слуха в подростковом возрасте. Речь глухих детей: наглядно-предметная, мимическая, с использованием пантомимы, жесткая, тактильная. Особенности личности и деятельности глухого ребенка. Основные подходы к обучению глухих и слабослышащих детей. Сегрегация, маргинализация, установка на иждивенчество - как результат неправильных психолого-педагогических подходов. Организация работы специальных коррекционных школ 1 и 2 вида (глухих и слабослышащих). Трудовая адаптация глухих и слабослышащих, ВОГ.
|
-
| Дизонтогения по типу дефицитарного развития: психология слепого ребенка
| Клинические критерии слабовидения и слепоты. Врожденная и раннеприобретенная слепота. Особенности развития слепого ребенка. Особенности ощущения и восприятия. Развитие мышления и формирование понятий в условиях отсутствия зрения. Представление мира слепым ребенком. Развитие компенсаторных механизмов восприятия слепого ребенка за счет слуха и осязания. Личностная реакция ребенка на дефект - в том числе в подростковом периоде. Особенности личности и деятельности слепого ребенка. Обучение слепых детей. Организация обучения в спец. Коррекционных школах 3 и 4 (слепые, слабовидящие). Основные подходы к обучению «по плоскостному», по Брайлю. Привитие навыков ориентирования, самообслуживание слепых детей. Трудовая адаптация слепого человека, ВОС.
Причины потери зрения: травма, прогрессирующие заболевания глаз (катаракта, глаукома) и другие причины. Личностная реакция человека на потерю зрения. Депрессивный синдром, опасность самоубийства (диагностические критерии и тактика психолога). Фрустрация базовых жизненных потребностей, реакция отказа от перспектив. Невротическое развитие личности. Основы психической реабилитации, формирование нового жизненного сценария, мотивов и целей деятельности. Поэтапность и закрепление полученных результатов. Повышение уверенности в себе и своих возможностях. Трудовая и социальная реабилитация.
|
-
| Дизонтогения по типу дефицитарного развития: психология детей с нарушением речи
| Понятие речевого нарушения. Логопедия как отрасль специальной психологии и дефектологии. Основные принципы логопедической науки. Уровни речевого недоразвития. Клинико-психологическая классификация речевых нарушений. Нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия). Нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия). Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Нарушение средств общения. Основные виды логопедической помощи. Психологическая характеристика людей с нарушением речи.
|
-
| Дизонтогения по типу искаженного развития: ранний детский аутизм
| Определение понятия аутизм. Виды аутизма, ранний детский аутизм (РДА). Классификация детского аутизма по МКБ-10.Причины и психологические характеристики РДА. РДА Каннера и Аспергера. Особенности позновательной сферы у детей с РДА. Особенности эмоционально-волевой сферы, личности и деятельности детей с РДА. Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме. Социальная адаптация детей с ранним аутизмом.
|
-
| Дизонтогения по типу дисгармоничного развития: психопатии и патологическое развитие личности
| Определение понятия психопатия. Клинико- психологическая структура. Классификация психопатий. Этиология психопатий. Причины. Патогенез. Диагностика психопатии в детском возрасте. Патологическое формирование личности. Факторы.
|
-
| Раздел 3. Психологическая диагностика и коррекция
Диагностика нарушений в развитии
| Принципы проведения диагностических мероприятий. Основные методы изучения особенностей развития. Комплексная диагностика развития основа диагностического процесса: клиническая, педагогическая, психологическая диагностика. Методы психологической диагностики аномального развития. Общепсихологические, нейропсихологические и патопсихологические подходы к диагностике. Методики изучения отдельных психических процессов, личности и деятельности. Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий. Цели, задачи ПМПК. Организация проведения комиссий.
|
-
| Общие подходы к обучению, социально-психологической реабилитации людей с ограниченными возможностями
| Специальные (коррекционные) образовательные учреждения - организация, виды, основные подходы к обучению, коррекции, воспитанию. Роль психолога в образовательном процессе, создание условий для социализации, жизнеобеспечения, коммуникации и рекреации детей с ограниченными возможностями. Трудоустройство и трудовая адаптация инвалидов. Роль общественных организаций в жизнеобеспечении инвалидов.
|