Цели: развивать лексико-грамматический строй речи, уточнить представления детей о признаках и действиях перелётных птиц.
Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет признак или действие перелётной птицы, ребенок, бросая мяч обратно, должен произнести название перелетной птицы, к которой относится данный признак или действие. Например:
венценосный — журавль щебечет — ласточка
длинноногая — цапля кукует — кукушка
быстрокрылая — ласточка курлычет — журавль
длинношеий — лебедь, журавль ходит по болоту — цапля
стоит на крыше — аист
Игра «Считай и называй»
Цели: развивать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными).
Ход игры. Воспитатель раздает детям картинки с изображением перелетных птиц, предлагает детям рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием названия птицы и выпавшей на кубике цифры.
|
|
Например:
У меня два аиста. — У меня пять грачей.
Игра «Чья стая?»
Цели: формировать грамматический строй речи (учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных).
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям о том, что осенью перелётные птицы собираются в стаи и улетают на юг и предлагает детям назвать, какие стаи можно увидеть в осеннем небе.
Например:
Стая уток (чья?) утиная
Стая лебедей...
Стая журавлей...
Стая гусей...
Игра «Составь предложение»
Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами и построить правильное предложение.
Собираются, утки, в, осенью, стаи.
От, последними, нас, грачи, улетают. В, скворечник, саду, опустел. Журавли, к, собрались, отлёту.
Игра «Поймай и раздели»
Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.
Деление на слоги слов — названий перелётных птиц.
Ход игры. Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося слово. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в слове.
Слова: грач, скво-рец, а-ист, ле-бедь, ут-ка, гусь, жу-равль, со-ло-вей, жа-во-ро-нок.
Игра «Отгадай слово»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять первый и последний звук в слове.
Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением перелётных птиц и предлагает детям отгадать, какое слово задумано по первому и последнему звуку. Тот, кто отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитывают результат.
|
|
Например: Первый звук [л], последний — [а] (ласточка).
Игра «Составь слово»
Цели: совершенствовать навык звукового анализа и синтеза; развивать связную речь, логическое мышление.
Ход игры. Воспитатель называет детям ряд слов. Дети из первых звуков названных слов составляют новое слово и объясняют его смысл.
ГРОМ, РАК, АРБУЗ, ЧАСЫ — грач АПЕЛЬСИН, ИГОЛКА, СОН, ТОРТ — аист ГОРА, УТКА, СОМ, ИГРА - гуси УХО, ТОК, КОТ, АИСТ — утка
Игра «Назови слово»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить
определять количество и последовательность гласных звуков в
слове.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми схемы слов с обозначенными на них гласными звуками, дети отгадывают название птицы по схеме.
У _ _ А — утка
А И___ — аист
_ А _ — грач