Благословение рукою пастыря, преподаваемое мирянам, имеет свое основание в Свящ. Писании. Еще в Ветхом Завете патриархи благословляли рукою своих детей (см. Быт. 48-49 главы).
Сам Бог заповедал через Моисея ветхозаветным священникам, чтобы они благословляли рукою народ:
Чис. 6:22. «И сказал Господь Моисею, говоря:»
Чис. 6:23. «скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им:»
Чис. 6:24. «да благословит тебя Господь и сохранит тебя.»
Чис. 6:25. «да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!»
Чис. 6:26. «Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!»
Чис. 6:27. «Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их.»
Лев. 9:22. «И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, и сошел, совершив жертву за грех, всесожжение и жертву мирную.»
Лев. 9:23. «И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу.»
Сир. 36:18. «Услышь, Господи, молитву рабов Твоих. по благословению Аарона, о народе Твоем.»
В Новом Завете Сам Христос, высший Первосвященник, при вознесении на небо, благословил учеников Своих:
Лк. 24:50. «И вывел их вон из города до Вифании и подняв руки Свои, благословил их.»
Мк. 10:16. «И обняв их (детей), возложил руки на них и благословил их.»
И таким образом преподал пример пастырям благословлять пасомых.
Ап. Павел свидетельствует о благословении, как обычае, вполне известном у христиан, и только обще мечает о нем:
Евр. 7:7. «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.»
г) Благословение во имя Св. Тромцы:
Мф. 28:19. «Крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.»
1 Ин. 5:7. «Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.»
д) Непринимающим благословение:
Пс. 108:17. «Возлюбил проклятие, — оно и придет на него; не восхотел благословения, оно и удалится от него.»
е) О власти духовной и оказании ей чести:
Власть духовная апостолам, а в лице их и преемникам, дана Самим Господом:
Мф. 18:18. «Истинно говорю вале что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.»
И апостолы пользовались данной им властью:
2 Кор. 13:10. «Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.»
Ап. Павел предписывал повиновение наставникам:
Евр. 13:17. «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно.»
Он же увещевает уважать предстоятелей и почитать их:
1 Фес. 5:12. «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, вразумляющих вас,»
1 Фес. 5:13. «и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.»
1 Пет. 5:5. «Младшие, повинуйтесь пастырям.»
А мудрый Иисус, сын Сирахов, пишет следующее:
Сир. 7:31. «Всею душею твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его.»
Сир. 7:32. «Всею силою люби Творца твоего, и не оставляй служителей Его.»
Сир. 7:33. «Бойся Господа, и почитай священника, и давай ему часть, как заповедано тебе.»
Суд над пастырями принадлежит епископу:
1 Тим. 5:19. «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.»
ж) О вознаграждении церковнослужителей за труд:
Господь Иисус Христос повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования:
Лк. 10:7. «В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом Ср.: Мф. 10:10.»
И св. апостолы учили о праве благовестника содержаться от трудов благовествования:
Гал. 6:6. «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.»
1 Кор. 9:7. «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?»
1 Кор. 9:9. «Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего (Втор. 25:4). О волах ли печется Бог?»
1 Кор. 9:11. «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?»
1Кор.9:13. «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?»
1Кор.9:14. «Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.»
Ап. Павел сам хотя иногда и уклонялся от вознаграждения за проповеднические труды свои, но в других случаях хвалил тех, кто облегчал его житейские нужды:
Флп. 4:14. «Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.»
Флп. 4:15. «Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;»
Флп. 4:16. «вы и в Фессалоннку и раз и два присылали мне на нужду.»
з) Средства на содержание пастырей:
В Ветхом Завете:
Чис. 18:31. «Это вам плата за работы ваши в скинии собрания. Ср.: Исx. 22:29—30; 23:19; Лев. 27:24-26.»
Втор. 18:1-5. «Повеление о средствах на содержание.»
В Новом Завете:
Лк. 8:2-3. «Жены служили Христу имением своим.»
Ин. 12:6. «Апостолы носили при себе денежный ящик. Ср.: Ин. 13:29.»
Мф. 10:5-14. «Повеление: не берите с собой ничего... трудящийся достоин пропитания.»
Апостолы так и поступали:
1 Кор. 9:1-14. «Какой воин служит на своем содержании?... велико ли то, если пожнем у вас телесное?... Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.»
2 Кор. 11:8-9. «Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам. Ср.: 1 Кор. 9:18.»
Итак, принятие добровольного вознаграждения за труды совершения треб церковнослужителями вовсе не есть торговля благодатью, как суемудрствуют сектанты, а лишь законное пользование пропитанием за труды.
Осуждается в Писании корыстолюбие. Да, это великий грех. Но судья корыстолюбивому пастырю — епископ, которому сказано:
1 Тим. 5:19. «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.»
1 Тим. 5:20. «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.»
Эти слова сказаны не мирянину, а епископу Тимофею.
Мирянину же не только пастырей, но всякого ближнего своего Словом Божиим строго воспрещается осуждать:
Рим. 14:4. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Ср.: Мф. 5:1-5.»
и) О служении пастырей с покрытой головой:
Слово Божие различает простое покровение головы от венчания ее для славы и благолепия:
Исх. 29:6. «И возложи ему (Аарону) на голову кидар.»
Лев. 8:13. «И возложил на них (священников) кидары, как повелел Господь Моисею.»
Исх. 28:40. «И головные повязки сделай им (сынам Аароновым) для славы и благолепия.»
Откр. 4:4. «Двадцать четыре старца... имели на головах своих золотые венцы.»
Иез.44:18. «Увясла на головах (священников).»
к) О длинных волосах:
По примеру Иисуса Христа и по установлению Церкви, священнослужители носят длинные волосы:
Откр. 1:14. «Глава Его (Господа) и волосы белы, как белая волна...»
Деян. 22:8-11. «Я Иисус Назорей... А Назореи, как посвященные Богу, носили длинные волосы. Ср.: Чис. 6:5.»
л) Одежды священнические:
Сам Господь, великий Первосвященник, носил длинную одежду:
Откр.1:13. «Подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир (длинная одежда Иудейских первосвященников и царей).»
Ин. 19:23. «Иисус Христос носил хитон — длинную одежду. Ср.: Исх. 28:4.»
2Тим.4:13. «Ап. Павел употреблял священную одежду фелонь.»