А) Возможность св. изображений

Происхождение св. икон восходит ко временам Ветхого Завета, но возможность полного употребления их явилась только в Новом Завете, что видно из следующих доводов. В течение ветхозаветной жизни лишь немногие св. люди были удостоены видеть Господа лицом к лицу:

Исх. 33:20. «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.»

Исх. 33:21. «И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале;»

Исх. 33:22. «когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду;»

Исх. 33:23. «и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо (тебе).»

И только под конец ветхозаветного периода некоторые пророки, на которых как бы упал отблеск от первых лучей восходящего солнца — Господа Христа (см. Ин. 1:18), удостоились лицезреть Господа:

Ис. 6:5. «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами... и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.»

Дан. 7:13. «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.»

Дан. 7:14. «И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.»

При таком положении дела изображения Господа в Ветхом Завете истинными не могли быть, и потому при построении ветхозаветной скинии и храма они не были допущены (Втор. 4:12, 15). Но св. ангелов ветхозаветные люди много видели, например:

Быт. 16:7. «И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру.»

Быт. 16:8. «И сказал (ей Ангел Господень): Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары. Госпожи моей.»

Быт. 19:1. «И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли.»

Следовательно, изображения св. ангелов могли быть истинными, и потому дано было Господом прямое повеление употреблять иконы св. ангелов:

Исх. 25:18. «И сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки.»

Исх. 26:1. «Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою.»

Иконы ангелов действительно были в широком употреблении в ветхозаветном храме:

3 Цар. 6:23. «И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей.»

3 Цар. 6:35. «И вырезал на них херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе.»

2 Пар. 3:7. «И вырезал на стенах херувимов.»

2 Пар. 3:10. «И сделал он во Святом Святых двух херувимов резной работы и покрыл их золотом.»

2 Пар. 3:14. «И сделал завесу... и изобразил на ней херувимов.»

Изображений св. мужей и св. жен в Ветхом Завете не было и не могло быть, потому что люди тогда не были искуплены и оправданы, а были «все под грехом», т. е. первородным:

Рим. 3:9. «Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом.»

Рим. 3:25. «Которого (Христа) Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде.»

Так как оправдание и искупление принесено на землю Господом Иисусом Христом (Гал. 3:13; 4:4—5), то в Новом Завете люди удостоились лицезрения всех трех Лиц Пресвятой Троицы -

Бога Отца:

Ин. 14:9. «Инсус сказал ему (Филиппу): столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?»

Бога Сына:

Ин. 1:14. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.»

Ин. 1:18. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.»

Бога Духа Святого:

Лк. 3:22. «И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»

Из приведенного выше видно, что люди Нового Завета удостоились возможного для человека лицезрения Божества, что подтверждается:

1 Тим. 3:9. «В Нем обитает вся полнота Божества телесно.»

Кол. 2:16. «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.»

После искупительной жертвы Господа Христа и благочестивые люди получили полное оправдание и освящение:

1 Кор. 6:11. «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.»

Посему-то в Новом Завете явилась полная возможность делать истинные изображения истинного Бога и Господа нашего и окружающих Его сонмами св. ангелов и св.человеков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: