Повышение квалификации молодых учителей

В университете

 

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском новых технологий обучения и воспитания. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов.

Изменился социальный заказ общества по отношению к образованию: необходимо формирование личности, способной к творческому, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели. Уже недостаточно владеть багажом из суммы знаний, умений и навыков. Обществу необходим человек, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально-значимым достижениям. Именно поэтому личностная направленность образования сегодня является одной из основных тенденций развития образовательных учреждений, а на первый план образования выступает задача реализации принципа активности в обучении: создание условий для выявления и развития способностей учеников, развитие учебно-познавательной активности и творческой самостоятельности.

Школа, которая нужна современной России, должна предоставлять ученикам высококачественную, универсальную грамотность, она должна предоставлять ученикам на всех уровнях и во всех возрастных группах стимул учиться и прививать им дисциплину для продолжения обучения и самообразования.

Школа не формально должна стать открытой системой, доступной как для подготовленных детей, так и для тех, кто по какой-либо причине не получил качественного обучения и воспитания.

Ведущей целью непрерывного образования в новых экономических условиях России является подготовка личности, конкурентоспособной на рынке труда, обладающей такими личностными и профессиональными качествами, которые обеспечивают возможность успешно решать задачи во всех видах деятельности (от профессиональных до личностно-бытовых) и отвечать за их решение. В этой связи основная педагогическая задача на всех этапах непрерывного образования - поиск и реализация оптимальных путей развития личности, способной к самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально-активной социальной, трудовой жизни.

Без анализа технологий непрерывного образования, изучения новых путей развития педагогов не могут быть глубоко осмыслены вопросы развития форм и методов обучения и воспитания, пути совершенствования профессионального образования и повышения квалификации специалистов педагогического профиля.

Стратегия современного педагогического образования состоит в профессионально-личностном развитии и саморазвитии учителя. Образ современного педагога, представленный в целях педагогического образования, выступает как модель педагога, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач.

Природа современной профессиональной деятельности учителя требует нового педагогического мышления, ценностными установками которого являются приоритет индивидуальности мышления над единомыслием, образовательных интересов личности ученика над стандартной учебной программой, стремлением к саморазвитию ученика над унифицированным усвоением, «передачей» знаний.

Необходимо отметить, что педагог на всех этапах развития и становления выступает вначале, как субъект учебной деятельности в профессиональном учебном заведении, которая организуется как:

1)деятельность, предоставляющая свободу выбора методов решения учебно-познавательных задач на различных уровнях творческой активности;

2)совместная продуктивная деятельность преподавателя и будущего педагога, взаимообогащающая их;

3) деятельность, в которой формируется рефлексия, стимулируется осознание и выработка ее целей;

4) становление индивидуального стиля деятельности, основанного на осознании своей уникальности, самоценности и установке на самоизменение, саморазвитие;

5) творческая деятельность, ориентированная на выработку каждым студентом осознанных планов, прогнозов и сценариев своей профессиональной жизнедеятельности в будущем.

В педагогической литературе существуют различные технологии развития педагогов:

1. Технология личностно-профессионального развития

Целью технологии личностно-профессионального развития педагога — является развитие «сущностных сил» личности, становление его творческой активности и самостоятельности, проявление стремления к самосовершенствованию и саморазвитию, путем приобщения к художественно-творческой деятельности, рефлексии и к поиску смысла своей деятельности.

Содержательными компонентами технологии являются — аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий, которые находятся в определенном соответствии с компонентами творческой личности педагога.

Технология позволяет осмыслить значение и особенности разных видов воспитания и обучения: программы, цели, содержание, методы. Педагоги вынуждены актуализировать свои теоретические знания и профессионально-практические умения, полученные на практиках и практикумах, из курсов психологии, специальной психологии, дефектологии, педагогики, коррекционной педагогики и т.д. Таким образом, деятельность педагога по приобретению профессиональных, предметных знаний становится личностно значимой.

2. Интернет-поддержка профессионального развития педагогов.

Одной из главных проблем современной системы образования становится вовлечение преподавателей в новую методологию открытого образования, связанную с формированием информационного общества, расширением информационных потоков, применением информационных технологий во всех сферах деятельности человека. На всех этапах образовательного процесса: проектирование образовательных программ, организация и осуществление учебного процесса, анализ образовательных эффектов – в новой образовательной системе требуются определенные качества и профессиональные знания педагогов. Применение информационных технологий приводит к необходимости наличия у преподавателей иного качества знаний по сравнению с традиционной образовательной системой, требует дополнительной подготовки кадров, которая должна включать не только знакомство с информационными технологиями, применяемыми в учебном процессе, но и с методикой и методологией дистанционного обучения, с технологией разработки и создания учебно-методических материалов и др.

Концепция профессионального развития педагогов и их методической поддержки с помощью Интернет-технологий основана на разработке модели специалистов, работающих в современной образовательной информационной среде. Квалификационные характеристики этих специалистов должны учитываться при разработке учебно-методического обеспечения программ подготовки специалистов в области информационных ресурсов и систем, организации учебного процесса по программам повышения квалификации.

3. Профессиональное развитие педагога в процессе научно-методической деятельности.

Методическая деятельность педагога - это деятельность по обучению, развитию, воспитанию учащихся, осуществляемая посредством применения разнообразных форм, методов, средств, технологий учебно-воспитательного процесса. Эта деятельность становится научной, если она носит исследовательский характер и направлена на приращение (создание новых) методических знаний и умений.

Одной из составляющих профессионального развития учителя выступает понятие творческого потенциала личности, которое характеризуется несколькими признаками:

1) способностью педагога конструировать образовательный процесс таким образом, чтобы он влиял на развитие творческой личности ученика, а деятельность учащихся организовывать в соответствии с их склонностями, стараясь максимально раскрыть их личностные качества;

2) способностью развивать гибкость, нестандартность мышления школьников; стремлением приобщать учеников к самостоятельному поиску путей решения различных проблем;

3) умением организовывать педагогическое исследование, эксперимент, обобщать и предъявлять результаты своей деятельности.

4. Технология непрерывного развития компетентности педагога.

Проблемы совершенствования профессиональной деятельности педагогических кадров требуют обновления и развития региональной системы повышения квалификации и переподготовки работников образования. Одной из задач государственной политики в области дополнительного профессионального образования педагогов является формирование эффективной системы постдипломного (послевузовского) образования, способной развивать и удовлетворять познавательные потребности педагогов всех специальностей на протяжении их профессиональной деятельности. Повышение квалификации – это углубление, систематизация, обновление профессиональных знаний, развитие практических умений в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач.

Проблема расширения использования современных образовательных технологий особенно актуальна для повышения квалификации, где сроки обучения предельно сжаты, требования обучающихся высоки, объем учебной информации велик, а возможности воспринять и усвоить ее далеко не всегда обеспечивают достаточный уровень эффективности образовательного процесса. Модульная технология выступает как один из системообразующих факторов образовательного процесса и деятельности, обеспечивая их целостность, личностную и социально-экономическую полезно. Одним из принципов технологичного построения содержания обучения является принцип модульности, а модульное обучение – необходимое звено в технологии дистанционного обучения. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Состав модуля включает в себя: целевой план действий; банк информации; методическое руководство по достижению дидактических целей.

В концепции российского образования на период до 2010 года одним из приоритетных направлений обозначено создание условий для повышения качества общего образования. Для реализации этого направления ставится задача обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов.

Требования к учителю – это система профессиональных качеств, которые определяют успешность и эффективность его деятельности. К профессиональным качествам учителя относятся: владение предметом преподавания, методикой преподавания, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, педагогическая техника, владение технологиями общения, научная увлеченность, любовь к своему труду.

Обновляются профессиональные требования к педагогам, а именно переносится акцент с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции педагога в осуществлении профессиональной деятельности.

Сегодня созданы предпосылки для развития профессионализма педагога, к ним можно отнести:

1) разработанность идей и механизмов непрерывного образования, ориентированного на развитие профессионализма, на постоянное удовлетворение запросов педагога, создание условий для проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы, позволяющей ему выбрать оптимальные сроки для реализации образовательных подпрограмм, содержания и форм обучения;

2) создание единого открытого образовательного пространства, находясь в котором педагог может выбирать собственный путь развития, определять содержание, формы, варианты становления своего профессионализма;

3) концепция личностно ориентированного подхода, учитывающего образовательные запросы и потребности педагога, индивидуальный уровень его профессионализма;

4) учет мотивов профессионального развития педагога, который позволяет предлагать соответствующее содержание, корректировать его, определять степень заинтересованности в собственном профессиональном развитии и по необходимости подключать механизмы стимулирования.

Сегодня в содержание и формы квалификационных испытаний работников образования вносятся изменения. Меняется и форма аттестации, теперь планируется ее проведение в форме презентации портфолио педагога.

Развитие профессионализма педагога происходит через сочетание опыта его работы и дальнейшего образования. Повышение квалификации педагогов это процесс их профессионального совершенствования, развития творческого потенциала, необходимого для решения проблем современной школы. Процесс профессионального совершенствования педагога имеет личностную направленность, так как реализуется через процесс самосовершенствования и рефлексии, и становится более эффективным, когда происходит в комфортной образовательной среде. Для педагогов школ Ленинградской области характерны следующие направления профессионального продвижения: регулярное повышение квалификации, подготовка и участие в процедуре аттестации, участие в конкурсе педагогических достижений, участие в семинарах, конференциях, посещение консультаций у методистов и другие.

В ходе исследований и выявления своеобразной типологии педагогических коллективов школ Ленинградской области можно вычленить различные группы педагогов по способности мотивации к саморазвитию, и, как следствие, к профессиональному продвижению и развитию.

Можно выделить группу педагогов, профессиональное продвижение и развитие которой возможно по горизонтали (учитель-руководитель методического объединения): через участие в конкурсах разного уровня, через различные курсы повышения квалификации, участие в районных семинарах, олимпиадах и самообразование.

Вторая группа – это учителя, способные к продвижению по вертикали. Её можно рассматривать, как резерв администрации. Педагоги этой группы имеют высокий творческий потенциал, являются лидерами в коллективе, способны повести за собой коллег, постоянно занимаются собственным саморазвитием и самообразованием.

Третья группа – это учителя, уверенные в своих знаниях, не принимающих новых веяний в науке, считающие новые методики «вредными». Их необходимо привлекать к участию в школьных открытых мероприятиях и во внеклассной работе. Такой охват педагогов позволяет администрации проследить за уровнем профессионального продвижения и повышения квалификации каждого члена педагогического коллектива.

Особого внимания со стороны администрации, педагогического коллектива требует начинающий учитель. Как бы ни были важны для молодого учителя в профессиональном и человеческом плане проблемы адаптации, ему важно помнить, что специфическим объектом его труда являются ученики.

Из-за отсутствия профессиональных навыков начинающие учителя прибегают к негативным формам общения с учащимися: общению-устрашению, общению-заигрыванию. Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми и коллегами - процесс сложный, тесно связанный с формированием творческой, педагогической индивидуальности в целом. И первую помощь в этом оказывают коллеги, опытные учителя. Начинающий педагог в своей деятельности стремится ориентироваться на опытных учителей, нередко подражает, копирует их.

Посещая занятия молодого учителя, беседуя с ним, администрация учебного заведения должна определить первоочередные задачи и составить программы адаптации и профессионального развития молодого коллеги. При анализе его педагогической деятельности всегда необходимо отмечать положительные изменения в профессиональной деятельности, в общении с учениками, стараться все крупицы нового, интересного, полезного в деятельности молодого специалиста, донести до всего коллектива - это моральное стимулирование. Но наряду с этим говорить при анализе и об ошибочных, неправильных действиях, пробуждая у него критическое отношение к себе. Ведь не секрет, что в начале деятельности у молодых педагогов бывает завышенная самооценка, они не видят своих ошибок, не в состоянии адекватно оценить себя.

В связи с тем, что с качественным преобразованием деятельности молодого учителя меняется его положение в коллективе, администрации необходимо подчеркивать роль и значение всего коллектива, особенно опытных учителей в профессиональном становлении молодого специалиста. С другой стороны, прислушиваться к мнениям, советам, критическим замечаниям молодых учителей, что может стать важным условием формирования нравственного, творческого климата в педагогическом коллективе.

Практика работы администрации образовательных учреждений с молодыми учителями показывает и убеждает в том, что поддержку творческих начинаний учителя обязательно нужно сочетать с требовательностью и вдумчивым анализом его ошибок, что позволяет избежать как чрезмерного захваливания, так и критики. Это связано с тем, что учитель в первом случае может перестать критически, оценивать свои действия и теряет профессионализм, а во втором случае резко снижает профессиональный тонус. Учитывая сложность адаптационного периода в профессиональной деятельности начинающего педагога, при организации работы с ним на основе его готовности к педагогической деятельности, администрация школы и коллеги помогают молодым специалиста, прежде всего:

- определить приоритетные направления, цели и содержание его самообразовательной работы по совершенствованию профессиональных знаний и умений;

- выявить и оценить вместе с учителем возникающие трудности, причины их проявления, определить меры по преодолению и устранению этих трудностей;

- найти наиболее оптимальные действия, в различных педагогических ситуациях при решении нестандартных педагогических задач;

- включиться в систему взаимоотношений с коллегами, учащимися, родителями;

- обеспечить условия для роста и раскрытия его потенциальных возможностей.

Для повышения квалификации молодых учителей в Ленинградском государственном университете имени А.С. Пушкина была разработана программа «Школа молодого учителя»

Объективными факторами разработки программы «Школы молодого учителя» явились:

1) большое количество молодых учителей, работающих в Ленинградской области;

2) молодые учителя, имея те же функциональные обязанности, что и опытные коллеги, подчиняясь единым профессиональным требованиям и этическим нормам, имеют недостаточные профессиональные знания и опыт;

3) молодые учителя слабо ориентируются в новой для них профессиональной среде, часто показывает более низкие результаты деятельности;

4) молодые учителя испытывают неудовлетворенность и дискомфорт из-за несоответствия собственных ожиданий и притязаний, затрачиваемых усилий и результата педагогического труда.

Образовательные учреждения пытаются вести работу с молодыми учителями, делая это с разной степенью глубины и осознанности; стремятся помогать их вхождению в профессиональную деятельность и педагогический коллектив. Однако чаще всего эта помощь ограничивается методическими и нормативно-правовыми рамками деятельности.

Поэтому молодые учителя требуют выделения в особую профессионально-социальную группу в системе повышения квалификации и в системе непрерывного образования в целом.

Исходя из этих объективных условий, была разработана программа повышения квалификации для молодых учителей Школа Молодого Учителя (ШМУ) – по теме «Психолого-педагогические основы работы учителя».

Цель ШМУ: создание условий для объединения молодых учителей Ленинградской области в целях повышения их профессионального уровня, помощи в профессиональной адаптации, общения с ведущими учеными и известными учителями, знакомства с опытом работы авторских и экспериментальных школ, укрепления взаимных творческих связей.

По окончании обучения слушателям вручается свидетельство государственного образца о повышении квалификации, которое способствует дальнейшему прохождению аттестации и повышению разряда молодого учителя.

Устроители ШМУ:

- Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина;

- Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области;

- Управление образованием Тосненского района Ленинградской области;

Директор ШМУ – В.М. Макарский, начальник отдела образования Тосненского района Ленинградской области, выпускник ШМУ-85.

Общее научно-методическое руководство осуществлялось ректором университета и проректорами по заочному обучению и повышению квалификации и по учебной работе.

Место проведения ШМУ: школа-интернат в поселке Новолисино Тосненского района Ленинградской области.

Программа Школы Молодого Учителя была рассчитана на 144 учебных часа, из которых 120 часов аудиторных занятий (40 часов – лекционных, 80 часов – практических занятий с делением каждой группы на 2-3 подгруппы) и 24 часа – самостоятельная работа слушателей и написание итоговой аттестационной работы.

Создание творческой атмосферы, динамичность работы, формирование коллектива молодых учителей легче осуществлять в условиях погружения в проблему, что реализовалось при выездном характере организации деятельности школы.

Организация деятельности Школы Молодого Учителя строилась на основе блочно-модульной системы, поэтому занятия проходили в течение трех выездных сессий, по четыре дня каждая:

1. «Психолого-педагогическое мастерство учителя»;

2. «Дидактические принципы и приемы работы»;

3. «Туристско-краеведческая и экологическая работа с учащимися».

Каждый день отражал один из аспектов заявленной темы.

Все слушатели ШМУ делились на 2-3 подгруппы по принципу максимального разброса делегаций школ и районов по разным группам. Этот принцип полностью оправдывал себя по трем основным причинам:

во-первых, предоставлялась возможность новых знакомств и неформального общения;

во-вторых, позволял обмениваться с коллегами опытом, проблемами и способами их разрешения;

в-третьих, обеспечивал динамичный старт и соответствующий характер работы групп и Школы в целом, создавая тем самым условия для самореализации, раскрытия творческого потенциала каждого слушателя в новых условиях.

В течение четырех дней планомерно сменяли друг друга лекции, практикумы, тренинги, мастер-классы, деловые игры и творческие дела. Новый учебный день начинался для слушателей в 8.00 (творческим подъемом и зарядкой) и заканчивался в 22.00 и имел четыре получасовых перерыва на завтрак, обед, брейк-чай и ужин.

К проведению занятий привлекались лучшие ученые и преподаватели, причем не только педагоги и психологи нашего университета, но и врачи, режиссеры, актеры, представители администраций муниципальных образований и органов образования, учителя-практики.

Организация жизнедеятельности коллектива ШМУ имела еще одну организационную форму – ЧТП (чередование традиционных поручений). Этих поручений было четыре: сюрприз, пресса, исследователи, методисты. Выполняя каждый день новое поручение, каждая группа по очереди проводила творческий подъем и зарядку, открывала день сюрпризом – выступлением о предыдущем дне; выпускала стенную газету; собирала весь интересный и полезный материал дня и оформляла общую методическую копилку; проводила устные и письменные опросы слушателей, анализируя полезность и интересность информации, эмоциональное состояние людей, их отношение к происходящему и т.д.

По итогам работы в Школе Молодого Учителя каждый слушатель выполнял выпускную квалификационную работу на тему «Перспективы профессионального и личностного роста».

Учебные планывыездных сессий Школы Молодого Учителя были различны, но в целом включали в себя следующие темы:

1. Высшее образование: проблемы и перспективы.

2. Современный учитель.

3. Молодой учитель: вхождение в профессию.

4. Ступени профессионального мастерства.

5. Имидж и культура общения учителя.

6. Современные проблемы воспитания молодежи.

7. Проблемы полового воспитания детей.

8. Школа как целостная система.

9. Взаимодействие семьи и школы.

10. Педагог и родители.

11. Психология взаимодействия.

12. Технологии диалогового взаимодействия.

13.Организация деятельности ученического коллектива.

14.Режиссура школьного мероприятия.

15.Практикум общения.

16.Практикум актерских умений педагога.

И, конечно, каждый день заканчивался творческим делом. В первый день это был вечер знакомства с представлением новых групп, во второй - замечательный костер с романтическим ужином, в третий - общий прощальный ужин при Свече Знаний и кинофестиваль «Полет Шмеля» по итогам Школы.

Очень большое значение имели встречи и общение с руководством ЛГУ и ШМУ. В анкетах слушателей есть замечательные ответы:

- Почувствовала гордость за свою профессию, ее перспективность

- «Я не хуже других и многое могу»

- Идти вперед и постоянно работать над собой

- Убедилась в правильности своего выбора для получения высшего образования

- Я рада, что являюсь студенткой ЛГУ.

В процессе проведения четвертой Школы Молодого Учителя было проведено шкалирование с целью анализа результата роста профессиональных знаний и умений слушателей. В шкалу самооценки были заложены следующие параметры:

1. умение общаться с преподавателем;

2. умение говорить;

3. умение слушать собеседника;

4. умение видеть результат;

5. умение вычленять значимую для себя информацию;

6. умение учиться на примере других;

7. умение создавать отношения;

8. умение работать в группе;

9. педагогические знания;

10. психологические знания;

11. изменился ли в вашем сознании образ ребенка или школьника;

12. пополнили ли Вы свой багаж:

- интеллектуальный;

- духовный;

- эмоциональный;

- профессиональный.

Слушателям было предложено оценить степень сформированности параметров до и после обучения в ШМУ. Анализ ответов показал следующие результаты:

 

Таблица 6

Сравнение достижений обучающихся в ШМУ

 

  До (средний балл) После (средний балл) Приращение (сред. балл)
Умение общаться с преподавателем 5,7 7,5 1,8
Умение говорить 5,9 6,8 0,9
Умение слушать собеседника 7,1 8,2 1,1
Умение видеть результат 5,4 7,4  
Умение вычленять значимую для себя информацию   6,6   7,9   1,3
Умение учиться на примере других 6,1 8,1  
Умение создавать отношения 6,5 8,1 1,6
Умение работать в группе 9,1 10,3 1,2
Педагогические знания 5,7 7,8 2,1
Психологические знания 5,6 7,9 2,3
Изменился ли в Вашем сознании образ ребенка или школьника 6,4 7,5 1,1
Пополнили ли Вы свой багаж: А. интеллектуальный   6,1   7,9   1,8
Б. духовный 6,1 8,1  
В. эмоциональный 6,1 8,6 2,5
Г. профессиональный 5,5 8,5  

 

Таким образом, наибольшая динамика ростапроизошла в пополнении профессионального (+3 балла), эмоционального (+- 2,5 балла), духовного (+- 2 балла) багажа, психологических и педагогических знаний (+- 2,3; 2,1 балла); в умении учиться на примере других (+- 2 балла) и умении видеть результат (+- 2 балла).

На основании рекомендательного письма председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области учителям, прошедшим обучение в ШМУ, присваивался 12 разряд ETC.

В ответах на вопросы итоговой анкеты ШМУ слушатели отмечали, прежде всего, программу Школы в целом, ее разносторонность, насыщенность и динамичность; высокий уровень профессорско-преподавательского состава и взаимопонимание и доверие между слушателями и членами оргкомитета, теплый прием и доброжелательную атмосферу.

В плане своего профессионального и личностного роста вычленяли следующие аспекты:

- обогащение новыми знаниями;

- развитие творчества;

- осознание проблем;

- • повышение мотивации работы в школе;

- освоение новых образовательных и воспитательных методов и приемов;

- получение большого количества конкретных методических советов;

- обмен опытом с коллегами из других районов и школ;

- развитие умения общаться и взаимодействовать с людьми;

- возможность открытия самого себя;

- понимание психологических особенностей детей;

- умение правильно и свободно общаться с детьми;

- понимание роли социальных факторов в развитии личности;

- умение строить отношения и работу с родителями

- совершенствование приемов ведения урока;

- владение своим голосом;

- умение анализировать и оценивать ситуацию;

- овладение умениями организации внеурочной деятельности;

- более глубокое понимание классного коллектива;

- организационные формы в подготовке любых дел;

- формы организации досуга - и детей, и взрослых;

- появление уверенности в себе, раскованности;

- осуществление индивидуального подхода к ученику;

- решение проблем дисциплины на уроке;

- совершенствование своего актерского мастерства;

На подведении итогов за круглым столом участники единодушно отмечали, что Школа Молодого Учителя дала им очень много для самоощущения значимости профессии Учителя, для уверенности в своих силах, для общего повышения профессионального роста, для сплочения коллектива учителей области.

Всего было проведено семь Школ Молодого Учителя, обучение в которых прошли 242 человека из 15 районов Ленинградской области.

Наблюдалась динамика профессионального роста слушателей ШМУ:были аттестованы на II квалификационную категорию 82 чел., на I категорию – 15 чел.; 3 чел. переведены на должность зам. директора школы по ВР; Карпова Вероника Викторовна (Тосненский р-н) была участницей Всероссийского совещания молодых учителей и воспитателей (Москва, 2002 г.); 3 чел. приняли участие в районных турах конкурса «Учитель года», а выпускник IV ШМУ Щербаков Дмитрий Владимирович (Ломоносовский р-н) стал победителем областного конкурса «Учитель года – 2003».

Кроме того, молодые педагоги Ленинградской области имели возможность продолжить обучение на постдипломной ступени непрерывного образования, получая второе высшее образование по специальности «Менеджмент организации» на кафедре непрерывного образования ЛГУ им. А.С. Пушкина. В период с 2001 по 2005 гг. 37 выпускников ШМУ успешно закончили обучение на кафедре теории и методики непрерывного образования и получили второе высшее образование по специальности «Менеджмент организации».

С 2005-2006 учебного года был разработан новый проект – «Школа педагогического мастерства», который успешно реализуется и в настоящее время.

Целью проведения Школы педагогического мастерства является осуществление эффективной профессиональной педагогической деятельности.

Задачи:

- формирование профессиональной компетентности как условия наиболее полной реализации возможностей личности учителя;

- осмысление сознательности в выборе педагогической профессиональной карьеры;

- саморазвитие и самообразование как условия профессионализма и карьерного роста;

- умение работать с разнородной информацией и качественно решать задачи диагностического и эвристического характера;

- совершенствование разносторонней профессиональной подготовки;

- совмещение исполнительских и управленческих функций.

Основные виды деятельности, связанные с реализацией ведущей образовательной функции учителя:

- уверенное выполнение своих педагогических обязанностей;

- умение быстро адаптироваться при изменениях ситуации в классе;

- овладение приемами обучения и воспитания детей без каких-либо отклонений и группы риска;

- умение строить межличностные отношения с учащимися, коллегами и администрацией;

- самообразование и саморазвитие личности;

- совершенствование профессионального мастерства.

Организация работы: Школа Педагогического Мастерства – это форма повышения квалификации учителей - ее участников по теме «Учитель в системе непрерывного образования» в объеме 144 часов. После завершения трех сессий слушателям вручается свидетельство государственного образца о повышении квалификации, которое также способствует дальнейшему прохождению аттестации и повышению разряда учителя.

Занятия проходят на протяжении трех сессий: во время осенних каникул, во время весенних каникул и в июне – палаточная сессия.

Тема осенней сессии Школы Педагогического Мастерства: «Формирование педагогической профессиональной компетентности учителя в системе непрерывного образования»

Тема весенней сессии Школы Педагогического Мастерства: «Овладение обще гуманистическими ценностями воспитания»

Тема летней сессии Школы Педагогического Мастерства: «Менеджмент в воспитании»

Учебный планШколы включают в себя следующие темы:

1. Постдипломное обучение в системе непрерывного образования
2. Профессиональное образование: проблемы, перспективы человеческих ресурсов в системе непрерывного образования
3. Проектирование и освоение профессиональной образовательной среды
4. Педагогическая культура как самостоятельный феномен профессиональной и общей культуры учителя
5. Овладение учителями педагогической культуры
6. Общение учителя и учащихся как способ овладения педагогической культурой
7. Развитие педагогической рефлексии и любознательности как фактор непрерывного профессионального развития
8. Включение учителя в исследовательскую деятельность в системе непрерывного образования
9. Культурно-творческая направленность деятельности учителя и учащихся
10. Инновации, инноватика, новшество в педагогической деятельности
11. Совершенствование профессиональной компетентности и мастерства
12. Технология постановки целей и задач образовательного процесса
13. Технология профессионального взаимодействия субъектов образовательного процесса
14. Технологии монологического изложения информации
15. Технологии диалогового взаимодействия
16. Новые информационные технологии
17. Технологии модульного обучения
18. Построение воспитания в целостном процессе обучения
19. Профессионализм как функция культуры и нравственности
20. Формирование патриотизма как основы государственной целостности
21. Воспитание нравственности как условие социальной зрелости
22. Воспитание толерантности как компонента культуры межнациональных отношений
23. Инновационные формы воспитательной деятельности
24. Семья как основа нравственного воспитания
25. Взаимодействие учителя с семьей
26. Диагностика воспитательного процесса
27. Современные подходы в воспитании
28. Организация сборов отрядов, «огоньков»
29. Игра и технология ее освоения
30. Анализ эффективности воспитательного процесса
31. Технология стимулирования деятельности воспитанников

 

В настоящее время четыре выпускника Школы педагогического мастерства закончили обучение по специальности «Менеджмент организации» на кафедре дополнительного профессионального образования ЛГУ им. А.С. Пушкина.

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования и нового закона об образовании необходим новый подход к системе повышения квалификации молодых учителей. Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение.

Ведущие принципы ФГОС – принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир - портрет выпускника соответствующей ступени. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта считается ведущим и системообразующим. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, а после их конкретизации и операционализации – в планируемые результаты.

Требования к условиям реализации ООП представлены пятью компонентами: информационно-методическим, материально-техническим, финансово-экономическим, кадровым и психолого-педагогическим обеспечением.

В рамках реализации нашего подхода к обучению молодых учителей произошло дальнейшее обновление содержания данного проекта и новое название программы Школы педагогического мастерства – «Учитель в системе непрерывного образования в условиях введения ФГОС».

Цель программы – формирование теоретических представлений о сущности ФГОС и задачах образовательного учреждения при организации работы по внедрению ФГОС в практику образовательного учреждения.

Рассматривается изучение проблемы ФГОС не только как повышение квалификации педагогических работников, но и как основа для проведения самоанализа профессиональной компетенции педагогов в условиях стремительно изменяющихся запросов и потребностей государства и общества к работе образовательного учреждения.

Программа построена по модульному принципу, где каждый модуль представляет содержательно завершенный блок информации, включающий в себя информационный теоретический блок, отражающий тему программы, практические задания для аудиторного и самостоятельного решения.

Слушателям предоставляется возможность обсуждения по проблематике содержательных блоков, выполнение определенных заданий в ходе проведения круглого стола по каждой теме. По результатам дискуссии формируются планы мероприятий по подготовке и организации внедрения ФГОС в практику образовательного учреждения.

Принципами отбора содержания программы является:

- принцип научности, предполагающий отбор для изучения обоснованных педагогических теорий, технологий, фактов, явлений;

- принцип актуальности, предусматривающий ознакомление слушателей с современными подходами, тенденциями в образовании в условиях внедрения ФГОС;

- принцип практикоориентированности, определяющий отбор для изучения педагогических технологий с учетом их значимости в условиях внедрения ФГОС и эффективности использования при организации педагогического процесса в ОУ.

Освоивший программу молодой учитель сможет:

- провести самоанализ собственной профессиональной компетенции и готовности образовательного учреждения к работе по ФГОС второго поколения;

- разработать план мероприятий по подготовке введения ФГОС;

- оценить собственные профессиональные возможности и возможности образовательного учреждения для реализации вариативной части ФГОС «Внеурочная деятельность».

Учебный план Школы педагогического мастерства по новой программе - «Учитель в системе непрерывного образования в условиях введения ФГОС» включает в себя следующие модули и темы:

1 модуль – «Общие сведения о ФГОС второго поколения»:

1.1. Зарубежный опыт в реализации стандартов и образование в РФ

1.2. Особенности ФГОС второго поколения

1.3. Сущность трехуровневой системы требований ФГОС

1.4. Универсальные учебные действия. Программа формирования УУД

1.5. Комплексный мониторинг результатов внедрения ФГОС.

2 модуль – «Основные подходы в преподавании различных дисциплин с учетом ФГОС»:

2.1. Основные подходы к преподаванию естественнонаучных дисциплин с учетом ФГОС;

2.2. Основные подходы к преподаванию гуманитарных дисциплин с учетом ФГОС;

2.3. Физическое воспитание учащихся и преподавание ОБЖ в условиях внедрения ФГОС.

3 модуль – «Новые требования ФГОС к организации внеурочной деятельности»:

3.1.Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» – основа успешной социализации учащихся;

3.2. Формирование представлений о здоровом образе жизни у учащихся;

3.3. Программа духовно-нравственного воспитания в школе;

3.4. ФГОС и система дополнительного образования.

В ходе реализации данной программы была разработана диагностическая карта «Критерии готовности педагога к введению ФГОС», определяющая готовность педагогов к введению ФГОС на основе их самооценки (наиболее ярко отражает уровень когнитивной и мотивационной готовности молодых педагогов), которую заполняли молодые учителя до начала курсов и после их окончания.


Таблица 7

Диагностическая карта
«Критерии готовности педагога к введению ФГОС»

Уважаемые педагоги, просим Вас заполнить диагностическую карту. Отметьте критерии готовности к введению ФГОС по шкале от 0 до 5 баллов, которые вам соответствуют

 

Критерии Самоценка до курсов ПК Самооценка после курсов ПК
Когнитивный аспект
Знание роли и значения введения ФГОС в современной школе    
Знание основных документов, связанных с введением ФГОС    
Знание особенностей технологии деятельностного подхода в образовании    
Знание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС    
Мотивационный аспект
Понимание значения ФГОС для современного образования    
Активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС    
Активность участия в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС    
Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем    
Настойчивость в преодолении затруднений    
Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения квалификации    
Личностный аспект
Умение выстраивать субъект-субъектные отношения    
Демократический стиль общения с обучающимися    
Индивидуальный подход к обучающимся    
Толерантность    
Технологический аспект
Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем:
• элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера;    
• элементов развивающего характера;    
• проблемы (противоречий);    
• возможности организовать учебное исследование;    
• вариативности    
Умение работать над формированием компонентов учебной деятельности:
• целеполагания;    
• контроля и оценки;    
• учебного интереса;    
• содержательной рефлексии    
Умение организовать учебное исследование    
Умение организовать проектную деятельность обучающихся    
Умение предоставлять самостоятельность обучающимся    
Умение использовать разные формы организации деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная)    
Умение работать с ошибками учеников    
Умение предоставлять выбор обучающимся (уровня задания, формы работы, критериев оценки и т. д.)    
Умение включать обучающихся в учебный диалог    
         

 

Результаты диагностики готовности молодых учителей к введению ФГОС до проведения курсов повышения квалификации выявили:

- низкий уровень когнитивной готовности педагогов (45%) по причине их поверхностного знакомства с новыми нормативными документами;

- низкий уровень мотивации педагогов к введению ФГОС (56%) по причине незнания новых стратегий педагогической деятельности;

- средний уровень технологической готовности к введению ФГОС (69%) по причине их непродолжительного стажа работы;

- средний уровень умения работать над формированием компонентов учебной деятельности с учетом новых образовательных требований (70%);

- высокий уровень личностной готовности молодых учителей к введению ФГОС (79%), связанный с их демократическим стилем общения.

После прохождения обучения в Школе педагогического мастерства существенно повысилась готовность молодых учителей к введению ФГОС:

- существенно повысился уровень когнитивной готовности педагогов (85%) – высокий уровень, повышение на 40%;

- повысился уровень мотивации педагогов к введению ФГОС (77%) – уровень выше среднего, повышение на 21%;

- повысился уровень технологической готовности к введению ФГОС (83%) – высокий уровень, повышение на 14%;

- произошло повышение умения работать над формированием компонентов учебной деятельности с учетом новых образовательных требований (87%) – высокий уровень, повышение на 17%;

- повысился уровень личностной готовности молодых учителей к введению ФГОС (91%) – очень высокий, повышение на 12%.

Введение стандарта второго поколения способно во многом изменить школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Если молодые учителя будут готовы к этой очень серьезной и ответственной работе, то ее конечный результат, принесет радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: