Профессиональная поддержка педагога на всех этапах личностно-профессионального развития является ключевым условием обеспечения качества образования. Профессиональная поддержка педагога будет эффективной, если:
- осуществляется непрерывно;
- носит акмеологический характер и запускает механизмы самосовершенствования;
- дифференцирована в зависимости от этапа личностно-профессионального развития и специфики ОУ;
- основана на концептуальном и процессуальном единстве и преемственности региональных и институциональных программ, включающих помощь педагогу в развитии как индивиду, личности и профессионалу;
- особое внимание будет уделено работе с молодым педагогом через систему обязательной поствузовской стажировки на базе лучших ОУ района, города.
Молодой педагог, как субъект акмеологической профессиональной поддержки должен не только пассивно или более-менее активно получать помощь от более опытных коллег, но и сам являться заказчиком этого процесса, т.е. определять те проблемы, которые мешают профессиональной деятельности, формулировать запрос на получение профессиональной помощи, моделировать стратегию и тактику своего личностно-профессионального развития.
Полноценную акмеологическую поддержку молодому педагогу может оказать только профессионально зрелый специалист, имеющий опыт успеха в педагогической деятельности, высокие результаты, новшества, авторитет и не потерявший интерес к работе. Отбор таких педагогов и подготовка их к выполнению роли наставника – задача районных отделов образования и педагогических ВУЗов.
Получая акмеологическую профессиональную поддержку, педагог не только развивается сам, но и приобретает «с рук на руки» технологии мотивации и личностно-профессионального развития, которые он может применить в адаптированном виде в своей педагогической деятельности.
Районная система акмеологической поддержки молодых педагогов помимо программ работы с педагогами должна включать и программы подготовки наставников и сеть стажировочных площадок на базе лучших ОУ по ключевым позициям инновационного развития всех ступеней образования. Совокупность районных стажировочных площадок должна позволить молодому педагогу получить помощь как в личностном, так и в профессиональном развитии. Изучение ключевых проблем молодых педагогов определило главные направления акмеологической поддержки: мотивация к личностно-профессиональному самосовершенствованию, формирование готовности к самоорганизации в профессии, готовности к эффективному педагогическому взаимодействию и помощь в организации методической работы.
ГЛАВА III. Молодой педагог как субъект
Повышения квалификации