Тема 12. Основы ораторского мастерства

1.Расставьте ударение в словах: договор, зубчатый, вероисповедание, свекла, газопровод, обеспечение, оптовый.

 

2. Определите слово по его лексическому значению: а) основанный на беспрекословном подчинении власти, авторитете б) разрушение, порча, осквернение памятников культуры в) религиозные предписания о нормах поведения г) состояние полного покоя, отрешенности от жизни.

 

3. Объясните значение слов: аутсайдер, инновация, менталитет

 

4. Спишите, расставляя нужные буквы: апе…яция, в…рдикт, гум…низм, д…летант, д…якон, интелл…гент.

 

5. Образуйте, где возможно, сравнительную степень прилагательных: длинный -длиннее, вчерашний, далекий, плохой, глубокий

 

6. С данными аббревиатурами составьте предложения: ООН, ФСБ

 

7. Что не относится к академическому красноречию: а) научный доклад б) научно-популярная лекция в) отчетный доклад на съезде г) обзорная лекция

 

8. Поставьте данные слова в форму множественного числа: а) выбор б) допуск в) доктор

 

9. От данных географических названий образуйте слова для обозначения жителей: Анапа, Великий Новгород, Калуга, Самара

10. С данными паронимами составьте предложения: главный-заглавный

 

11. Классическая риторика включает следующие этапы: инвенция, диспозиция, элокуция, мемориа, акцио. Дайте краткое толкование каждого этапа.

 

12. Выдающиеся ораторы Древней Греции…

 

13. К функциональным стилям языка относятся…

 

14. Укажите ошибки в сочетании слов: а) незаконные бандформирования б) эта фирма более значительнее в) надбавку начислили около пятьсот тридцати рублей

 

15. Дайте толкование следующих фразеологических оборотов: а) толочь воду в ступе б) потом и кровью в) строить воздушные замки г) кровь стынет

 

16. К данным словам и сочетаниям слов подберите фразеологические обороты

а) тесно б) очень далеко в) мимо г) близко

 

17. Прочитайте заголовки газетных статей, представляющие трансформацию известных языковых афоризмов. Назовите первоначальный вариант.

1. Валюта строить и жить помогает. 2. Большому рублю - большое плавание. 3. Илья не играет в хоккей. 4. Смело, товарищи, в лапу. 5. О бедном солдате замолвите слово. 6. Гадание на зеленой гуще. 7. Ближе к «телу».8. Вот тебе, бабушка, и Павлов день. 9. Великая Россия, а жить негде.10. У демократов собственная гордость.

 

18. Найдите русские или укоренившиеся в русском языке эквиваленты для иностранных слов: пролонгация, аутсайдер, катаклизм, конформизм, ностальгия, рейтинг, ресурсы.

 

19. Прочитайте предложения. Найдите в них ошибки.

1. Командировочный прибыл в указанное время. 2. Задание выполнено согласно распоряжения директора. 3. Заявление Юрия Цымбал не было подписано. 4. Изменение графика отпусков работников отдела нежелательное. 5. Директор завода отметил о важности поставленной проблемы.

 

20. Найдите и исправьте ошибки, допущенные автором заявления.

Декану юридического факультета Стяжкиной

М.С. от Ивановой Ирины

Заявление.

Очень прошу Вас предоставить мне академический отпуск на 6 месяцев, т.к. сейчас у меня сложные семейные обстоятельства.

Подпись Число

 

21. Кому принадлежат слова: «Пришел, увидел, победил».

 

22. В понятие «невербальные средства общения» входят: а) мимика, жесты, поза б) только мимика в) только поза г) только жесты

 

23. Определите, какое средство выразительности использовано для создания рекламного слогана: Маленькие компьютеры для больших людей. А) гипербола б) эпитет в)градация г) антитеза

 

24. Каким словарем вы не воспользуетесь при выборе варианта:

Почтенный – почтительный Фл(о)бер – Фл(а)бер Космонавт – астронавт Изодрался - изодрался .1 словарем синонимов 2. словарем паронимов 3. орфоэпическим словарем 4. этимологическим словарем  

25. Прокомментируйте следующее высказывание.

Заслуги отца на сына не распространяются. (М. Сервантес)

 

*26.Интеллектуальная игра «Реклама»

Цель игры: собрать в фокусе знания по теме «Риторика» (рекламное название блока – «Что такое риторика и зачем она нужна человеку»), познакомить с жанром рекламы.

Подготовительный этап.

  1. Информация преподавателя об особенностях жанра рекламы.
  2. Анализ образцов различного типа реклам по критериям:

- максимум информации и целенаправленности при минимуме слов;

- доказательность и доходчивость;

- краткость, лаконичность;

- зрелищность, оригинальность и неповторимость в деталях;

Образцы реклам для анализа.

Задание: каждая группа (4-5 человек) готовит рекламу «Риторика», «Красноречие», определив цель рекламы, ее адресата, вид рекламы.

 

Каждая группа по очереди демонстрирует свою рекламу, остальные анализируют ее по вышеназванным критериям.

Вопросы для самоконтроля

· Что изучает риторика?

· Почему этот предмет занимал особое место в образовании в Древней Греции, Древнем Риме, Древней Руси?

· Почему этот предмет вводится в учебные планы многих учебных заведений и изучается в цивилизованных странах?

· Что такое общение как социальная потребность человека?

· Вспомните ситуации из вашего жизненного опыта, когда продуманное и верно найденное речевое поведение помогло вам решить какой-то важный вопрос или достойно выйти из сложной ситуации?

*27.Конкурс ораторов.

Цель упражнения: научиться произносить публичные речи.

Подготовительный этап.

  1. Ознакомить выступающих с критериями хорошей речи.
  2. Сформулировать темы своих выступлений (актуальность, доступность, полемичность).
  3. Продумать форму подачи материала.
  4. Выбрать экспертную группу.
  5. Критерии оценивания конкурса ораторов.

 

Глубина основной мысли:

1.1. основная мысль носит концептуальный характер и отличается новизной и оригинальностью – 10 баллов.

1.2. основная мысль носит концептуальный характер, но не отличается новизной и оригинальностью – 8 баллов.

1.3. основная мысль общеизвестна, стереотипна, но в ней есть интересные повороты – 3 балла.

1.4. основная мысль стереотипна, общеизвестна – 1 балл.

 

Личностный аспект:

2.1. выступающий ярко «выкладывает» свои духовные ценности -5 баллов

2.2. выступающий четко заявляет о своей позиции – 5 баллов.

2.3. выступающий демонстрирует адресность своего высказывания -5 баллов.

 

Пафосность высказывания:

3.1. наличие ярких, нестандартных поэтический образов – метафор, сравнений и т. д. - 1 балл за каждый.

3.2. наличие фигур – синтаксических конструкций – градаций, обращений, риторических вопросов, инверсий и др. – 1 балл за каждую.

3.3. техника речи – сила голоса, темп, тембр - 2 балла.

3. 4 наличие сильного эмоционального начала и сильного логического конца- 2 балла.

 

*28.«Интервью»

Цель игры – помочь студентам актуализировать понятие «позиция».

Один из участников игры садится в центр круга и объявляет, какую социальную роль он для себя выбрал (родитель, режиссер, губернатор и т.д.) Остальные студенты задают ему 5 вопросов в рамках его социальной роли. Затем его сменяет следующий. Ему также задают 5 вопросов, но с обязательной сменой социальной роли.

 

*29. Проблемная ситуация:

«Вертушка»

Цель упражнения – показать на собственном примере и примере студентов трудности слушания как вида речевой деятельности.

Игровой этап. Преподаватель просит пятерых студентов выйти из аудитории, а сам без всякой установки на слушание читает текст: «Молодой специалист Юрий решил поменять место работы. Ему казалось, что он способен выполнять более сложные задания, нежели те, что ему поручали. Окружающие говорили, что там он сможет получить квартиру и купить машину».

По цепочке приглашаются ученики, вышедшие из класса, и преподаватель предлагает сначала кому - либо из присутствующих, а потом по очереди входящим передать услышанную информацию, учитывая. Что каждый новый входящий с этой информацией не знаком.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: