1.Расставьте ударение в словах: договор, зубчатый, вероисповедание, свекла, газопровод, обеспечение, оптовый.
2. Определите слово по его лексическому значению: а) основанный на беспрекословном подчинении власти, авторитете б) разрушение, порча, осквернение памятников культуры в) религиозные предписания о нормах поведения г) состояние полного покоя, отрешенности от жизни.
3. Объясните значение слов: аутсайдер, инновация, менталитет
4. Спишите, расставляя нужные буквы: апе…яция, в…рдикт, гум…низм, д…летант, д…якон, интелл…гент.
5. Образуйте, где возможно, сравнительную степень прилагательных: длинный -длиннее, вчерашний, далекий, плохой, глубокий
6. С данными аббревиатурами составьте предложения: ООН, ФСБ
7. Что не относится к академическому красноречию: а) научный доклад б) научно-популярная лекция в) отчетный доклад на съезде г) обзорная лекция
8. Поставьте данные слова в форму множественного числа: а) выбор б) допуск в) доктор
9. От данных географических названий образуйте слова для обозначения жителей: Анапа, Великий Новгород, Калуга, Самара
10. С данными паронимами составьте предложения: главный-заглавный
11. Классическая риторика включает следующие этапы: инвенция, диспозиция, элокуция, мемориа, акцио. Дайте краткое толкование каждого этапа.
12. Выдающиеся ораторы Древней Греции…
13. К функциональным стилям языка относятся…
14. Укажите ошибки в сочетании слов: а) незаконные бандформирования б) эта фирма более значительнее в) надбавку начислили около пятьсот тридцати рублей
15. Дайте толкование следующих фразеологических оборотов: а) толочь воду в ступе б) потом и кровью в) строить воздушные замки г) кровь стынет
16. К данным словам и сочетаниям слов подберите фразеологические обороты
а) тесно б) очень далеко в) мимо г) близко
17. Прочитайте заголовки газетных статей, представляющие трансформацию известных языковых афоризмов. Назовите первоначальный вариант.
1. Валюта строить и жить помогает. 2. Большому рублю - большое плавание. 3. Илья не играет в хоккей. 4. Смело, товарищи, в лапу. 5. О бедном солдате замолвите слово. 6. Гадание на зеленой гуще. 7. Ближе к «телу».8. Вот тебе, бабушка, и Павлов день. 9. Великая Россия, а жить негде.10. У демократов собственная гордость.
18. Найдите русские или укоренившиеся в русском языке эквиваленты для иностранных слов: пролонгация, аутсайдер, катаклизм, конформизм, ностальгия, рейтинг, ресурсы.
19. Прочитайте предложения. Найдите в них ошибки.
1. Командировочный прибыл в указанное время. 2. Задание выполнено согласно распоряжения директора. 3. Заявление Юрия Цымбал не было подписано. 4. Изменение графика отпусков работников отдела нежелательное. 5. Директор завода отметил о важности поставленной проблемы.
20. Найдите и исправьте ошибки, допущенные автором заявления.
Декану юридического факультета Стяжкиной
М.С. от Ивановой Ирины
Заявление.
Очень прошу Вас предоставить мне академический отпуск на 6 месяцев, т.к. сейчас у меня сложные семейные обстоятельства.
Подпись Число
21. Кому принадлежат слова: «Пришел, увидел, победил».
22. В понятие «невербальные средства общения» входят: а) мимика, жесты, поза б) только мимика в) только поза г) только жесты
23. Определите, какое средство выразительности использовано для создания рекламного слогана: Маленькие компьютеры для больших людей. А) гипербола б) эпитет в)градация г) антитеза
24. Каким словарем вы не воспользуетесь при выборе варианта:
Почтенный – почтительный Фл(о)бер – Фл(а)бер Космонавт – астронавт Изодрался - изодрался | .1 словарем синонимов 2. словарем паронимов 3. орфоэпическим словарем 4. этимологическим словарем |
25. Прокомментируйте следующее высказывание.
Заслуги отца на сына не распространяются. (М. Сервантес)
*26.Интеллектуальная игра «Реклама»
Цель игры: собрать в фокусе знания по теме «Риторика» (рекламное название блока – «Что такое риторика и зачем она нужна человеку»), познакомить с жанром рекламы.
Подготовительный этап.
- Информация преподавателя об особенностях жанра рекламы.
- Анализ образцов различного типа реклам по критериям:
- максимум информации и целенаправленности при минимуме слов;
- доказательность и доходчивость;
- краткость, лаконичность;
- зрелищность, оригинальность и неповторимость в деталях;
Образцы реклам для анализа.
Задание: каждая группа (4-5 человек) готовит рекламу «Риторика», «Красноречие», определив цель рекламы, ее адресата, вид рекламы.
Каждая группа по очереди демонстрирует свою рекламу, остальные анализируют ее по вышеназванным критериям.
Вопросы для самоконтроля
· Что изучает риторика?
· Почему этот предмет занимал особое место в образовании в Древней Греции, Древнем Риме, Древней Руси?
· Почему этот предмет вводится в учебные планы многих учебных заведений и изучается в цивилизованных странах?
· Что такое общение как социальная потребность человека?
· Вспомните ситуации из вашего жизненного опыта, когда продуманное и верно найденное речевое поведение помогло вам решить какой-то важный вопрос или достойно выйти из сложной ситуации?
*27.Конкурс ораторов.
Цель упражнения: научиться произносить публичные речи.
Подготовительный этап.
- Ознакомить выступающих с критериями хорошей речи.
- Сформулировать темы своих выступлений (актуальность, доступность, полемичность).
- Продумать форму подачи материала.
- Выбрать экспертную группу.
- Критерии оценивания конкурса ораторов.
Глубина основной мысли:
1.1. основная мысль носит концептуальный характер и отличается новизной и оригинальностью – 10 баллов.
1.2. основная мысль носит концептуальный характер, но не отличается новизной и оригинальностью – 8 баллов.
1.3. основная мысль общеизвестна, стереотипна, но в ней есть интересные повороты – 3 балла.
1.4. основная мысль стереотипна, общеизвестна – 1 балл.
Личностный аспект:
2.1. выступающий ярко «выкладывает» свои духовные ценности -5 баллов
2.2. выступающий четко заявляет о своей позиции – 5 баллов.
2.3. выступающий демонстрирует адресность своего высказывания -5 баллов.
Пафосность высказывания:
3.1. наличие ярких, нестандартных поэтический образов – метафор, сравнений и т. д. - 1 балл за каждый.
3.2. наличие фигур – синтаксических конструкций – градаций, обращений, риторических вопросов, инверсий и др. – 1 балл за каждую.
3.3. техника речи – сила голоса, темп, тембр - 2 балла.
3. 4 наличие сильного эмоционального начала и сильного логического конца- 2 балла.
*28.«Интервью»
Цель игры – помочь студентам актуализировать понятие «позиция».
Один из участников игры садится в центр круга и объявляет, какую социальную роль он для себя выбрал (родитель, режиссер, губернатор и т.д.) Остальные студенты задают ему 5 вопросов в рамках его социальной роли. Затем его сменяет следующий. Ему также задают 5 вопросов, но с обязательной сменой социальной роли.
*29. Проблемная ситуация:
«Вертушка»
Цель упражнения – показать на собственном примере и примере студентов трудности слушания как вида речевой деятельности.
Игровой этап. Преподаватель просит пятерых студентов выйти из аудитории, а сам без всякой установки на слушание читает текст: «Молодой специалист Юрий решил поменять место работы. Ему казалось, что он способен выполнять более сложные задания, нежели те, что ему поручали. Окружающие говорили, что там он сможет получить квартиру и купить машину».
По цепочке приглашаются ученики, вышедшие из класса, и преподаватель предлагает сначала кому - либо из присутствующих, а потом по очереди входящим передать услышанную информацию, учитывая. Что каждый новый входящий с этой информацией не знаком.