Как говорилось ранее, создание фундамента для физического развития, для укрепления здоровья, для формирования двигательных способностей – это основные задачи физической подготовки в младшем школьном возрасте. Как было сказано ранее, значительное внимание в младшем школьном возрасте уделяется воспитанию и развитию именно скоростных способностей.
Скоростные способности – это возможности человека, которые обеспечивают ему выполнение двигательных действий в минимальный промежуток времени.
Развитие скоростных способностей – это, в сущности, развитие способности быстро осуществлять движения. Скорость еще в древности вырабатывали бегом, резкими прыжками. Поэтому, в развитии скоростных способностей наиболее эффективны стартовые ускорения, бег на короткие отрезки с максимальной скоростью.
Скоростные способности по сравнению со всеми другими физическими качествами являются самым трудно тренируемым качеством человека. Максимально возможный прирост скорости в спринтерском беге в процессе многолетних занятий не превышает 15-18 %. Это обусловлено, прежде всего, тем, что их физиологической основой является малоподдающееся совершенствованию врожденное свойство центральной нервной системы – подвижность нервных процессов (смена возбуждения и торможения). [33]
|
|
Как уже упоминалось ранее, наиболее благоприятный период развития скоростных способностей приходится на 7-11 лет. До 15 лет темпы роста показателей физической подготовки заметно снижаются. Так происходит стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движения.[50]
Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей. Специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20%, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.[50]
Методисты выделяют следующие задачи развития скоростных способностей:
1. необходимо разносторонне развивать скоростные способности (быстроту реакции, частоту движения, скорости одиночного движения, быстроту целостного действия) одновременно с приобретением двигательных умений и качеств, которые осваивают дети за время обучения в школе;
2. максимально развивать скоростные способности при специализации детей в определенных видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действий играет существенную роль;
3. совершенствовать скоростные способности, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности. [50].
На современном этапе развития физической культуры и спорта существует несколько подходов к воспитанию скоростных способностей у младших школьников.
|
|
Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. выделяют следующие методики воспитания скоростных способностей:
1. вoспитание быстрoты прoстoй двигательнoй реакции
2. вoспитание слoжных двигательных реакций
3. вoспитание быстрoты движений[50]
По их мнению, основным методом при развитии быстроты реакции является повторное выполнение упражнения. Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях. Под воспитанием быстроты сложных двигательных реакций, они имеют ввиду моделирование на занятиях целостных двигательных ситуаций и систематическое участие в соревнованиях. Основные средства воспитания быстроты движений.
1. упражнения скоростного характера
2. упражнения общеподготовительного характера
3. упражнения специально подготовительного характера.
Естественно, при выполнении данной методики надо учитывать возрастные особенности учащихся:
4. учитель должен сделать акцент на совершенствование естественных двигательных действий таких, как бег, прыжки, ходьба, метание и так далее;
5. игровой материл должен занимать около половины общего времени урока;
6. упражнения на скорость следует выполнять кратковременно (6-7 секунд).
П. Н. Казаков выдвигает следующую методику развития скоростных способностей в начальной школе – развитие способностей преимущественно в игровой форме. Каждое упражнение должно выполняться в течение 10-15 секунд. По его мнению, важную роль в развитии скоростных способностей играют эстафеты. Помимо этого следует включать в структуру урока упражнения в беге на 10-15 метров. Для развития сложной двигательной реакции и частоты движений используются:
1. упражнения скоростные из различных стартовых положений,
2. упражнения с изменением направления бега,
3. упражнения по разнообразным зрительным сигналам[49].
Так же беговым упражнениям уделяет большое внимание В.П. Байков [5]. По его методике урок имеет следующую структуру:
1. минута – физические упражнения с предметами и спортивным инвентарем;
2. минута – медленный бег;
3. минута – физические упражнения с различными предметами;
4. минута – бег трусцой;
5. минута – физические упражнения с предметами, либо лазание по канату, либо подтягивания на перекладине;
6. минута – ходьба и бег;
7. минута – отдых, итоги.
Так же данные упражнения могут выполняться по методу «круговой тренировки». Ученик через каждую минуту после выполнения упражнения перемещается по кругу:
1. 10 минут – упражнения на гимнастических снарядах;
2. 2 минуты – медленный бег по кругу и бег с изменением направления
Остальные 30 минут урока идут в том же временном порядке.
Таким образом, скоростные способности у детей младшего школьного возраста в основном воспитываются при помощи легкоатлетических упражнений. В связи с тем, что легкоатлетические упражнения имеют оздоровительный характер, то при помощи легкоатлетических упражнений решаются так же задачи разностороннего физического развития ребенка.
Для развития скоростных способностей применяются основные методы развития скоростных способностей:
1. метод строго регламентированного упражнения;
2. игровой метод;
3. соревновательный метод.
Строго регламентированные упражнения подразделяются на два вида. Первый вид – метод повторного выполнения упражнений или действий с максимальной скоростью движения, а второй вид – метод повторного (вариативного) упражнения с изменением скорости выполнения упражнений по определенной программе в специальных условиях.
Метод вариативного упражнения выглядит таким образом – упражнение выполняется в течение нескольких секунд, при этом интенсивность его возрастает, достигая максимума, после чего скорость движения удерживается на максимуме, затем интенсивность снижается. Данное упражнение должно выполняться определенное количество раз.
|
|
Игровой метод подразумевает под собой выполнение упражнений в игровых условиях, в подвижных или спортивных играх, эстафетах и т.д. В связи с этим все упражнения осуществляются на высоком эмоциональном уровне. Еще один плюс игрового метода заключается в том, что все упражнения переносятся намного легче, чем упражнения, которые выполняются по строго регламентированному методу. При этом следует обратить внимание на то, чтобы все упражнения были выполнены без напряжений, а так же технически грамотно.
Достаточно часто в урочном или тренировочном процессе учителем используется соревновательный метод. Данный метод осуществляется при помощи эстафет, прикидок, мини-соревнований и тому подобное. Соревновательный метод дает наилучший результат по сравнению с игровым методом и методом строгого регламентирования. Так же именно споревновательный метод позволяет приобрести высокую спортивную форму.[50]
Помимо основных легкоатлетических методов есть еще и дополнительные методы развития скоростных способностей:
1. овладеть умением выполнять предельно быстрые движения позволяет применение при выполнении скоростных упражнений метода облегчённых внешних усилий;
2. метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и около предельной интенсивность. Количество повторений в одном занятии 3-6 повторений в 2-х сериях. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинается уже развитие выносливости, а не быстроты.
3. метод динамических усилий, который направлен на развитие способностей к проявлению большей силы в условиях быстрых движений (динамическая сила). При его применении используют отягощения (от 10 до 15 кг) в сочетании с упражнениями, которые по своей структуре - соответствуют основному спортивному навыку. Это позволяет одновременно совершенствовать спортивную технику и развивать необходимое для избранного вида спорта физическое качество. Иногда носит название метод сопряжённых воздействий.
|
|
4. метод ускорений характеризуется выполнением упражнения с нарастающей быстротой, доходящей до максимально возможной;
5. переменный метод характеризуется чередованием наращивания скорости, поддержания ее и замедления при выполнении упражнения.
6. уравнительный метод применятся при выполнении упражнения одновременно несколькими участниками, каждый из которых имеет преимущество перед другими, соответственно своим силам [50].
В.И. Лях выделил три основные группы упражнений, которые должны выполняться с предельной скоростью:
1. Упражнения, которые должны целенаправленно воздействовать на развитие быстроты реакции, скорости выполнения отдельных движений, улучшения частоты движений, улучшения стартовой скорости, скоростной выносливости, быстроты выполнения последовательных двигательных действий в целом.
2. Упражнения комплексного воздействия на все основные компоненты скоростных способностей.
3. Упражнения сопряженного воздействия на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость).[50]