Современные подходы к воспитанию скоростных способностей младших школьников

Как говорилось ранее, создание фундамента для физического развития, для укрепления здоровья, для формирования двигательных способностей – это основные задачи физической подготовки в младшем школьном возрасте. Как было сказано ранее, значительное внимание в младшем школьном возрасте уделяется воспитанию и развитию именно скоростных способностей.

Скоростные способности – это возможности человека, которые обеспечивают ему выполнение двигательных действий в минимальный промежуток времени.

Развитие скоростных способностей – это, в сущности, развитие способности быстро осуществлять движения. Скорость еще в древности вырабатывали бегом, резкими прыжками. Поэтому, в развитии скоростных способностей наиболее эффективны стартовые ускорения, бег на короткие отрезки с максимальной скоростью.

Скоростные способности по сравнению со всеми другими физическими качествами являются самым трудно тренируемым качеством человека. Максимально возможный прирост скорости в спринтерском беге в процессе многолетних занятий не превышает 15-18 %. Это обусловлено, прежде всего, тем, что их физиологической основой является малоподдающееся совершенствованию врожденное свойство центральной нервной системы – подвижность нервных процессов (смена возбуждения и торможения). [33]

Как уже упоминалось ранее, наиболее благоприятный период развития скоростных способностей приходится на 7-11 лет. До 15 лет темпы роста показателей физической подготовки заметно снижаются. Так происходит стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движения.[50]

Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей. Специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20%, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.[50]

Методисты выделяют следующие задачи развития скоростных способностей:

1. необходимо разносторонне развивать скоростные способности (быстроту реакции, частоту движения, скорости одиночного движения, быстроту целостного действия) одновременно с приобретением двигательных умений и качеств, которые осваивают дети за время обучения в школе;

2. максимально развивать скоростные способности при специализации детей в определенных видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действий играет существенную роль;

3. совершенствовать скоростные способности, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности. [50].

На современном этапе развития физической культуры и спорта существует несколько подходов к воспитанию скоростных способностей у младших школьников.

Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. выделяют следующие методики воспитания скоростных способностей:

1. вoспитание быстрoты прoстoй двигательнoй реакции

2. вoспитание слoжных двигательных реакций

3. вoспитание быстрoты движений[50]

По их мнению, основным методом при развитии быстроты реакции является повторное выполнение упражнения. Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях. Под воспитанием быстроты сложных двигательных реакций, они имеют ввиду моделирование на занятиях целостных двигательных ситуаций и систематическое участие в соревнованиях. Основные средства воспитания быстроты движений.

1. упражнения скоростного характера

2. упражнения общеподготовительного характера

3. упражнения специально подготовительного характера.

Естественно, при выполнении данной методики надо учитывать возрастные особенности учащихся:

4. учитель должен сделать акцент на совершенствование естественных двигательных действий таких, как бег, прыжки, ходьба, метание и так далее;

5. игровой материл должен занимать около половины общего времени урока;

6. упражнения на скорость следует выполнять кратковременно (6-7 секунд).

П. Н. Казаков выдвигает следующую методику развития скоростных способностей в начальной школе – развитие способностей преимущественно в игровой форме. Каждое упражнение должно выполняться в течение 10-15 секунд. По его мнению, важную роль в развитии скоростных способностей играют эстафеты. Помимо этого следует включать в структуру урока упражнения в беге на 10-15 метров. Для развития сложной двигательной реакции и частоты движений используются:

1. упражнения скоростные из различных стартовых положений,

2. упражнения с изменением направления бега,

3. упражнения по разнообразным зрительным сигналам[49].

Так же беговым упражнениям уделяет большое внимание В.П. Байков [5]. По его методике урок имеет следующую структуру:

1. минута – физические упражнения с предметами и спортивным инвентарем;

2. минута – медленный бег;

3. минута – физические упражнения с различными предметами;

4. минута – бег трусцой;

5. минута – физические упражнения с предметами, либо лазание по канату, либо подтягивания на перекладине;

6. минута – ходьба и бег;

7. минута – отдых, итоги.

Так же данные упражнения могут выполняться по методу «круговой тренировки». Ученик через каждую минуту после выполнения упражнения перемещается по кругу:

1. 10 минут – упражнения на гимнастических снарядах;

2. 2 минуты – медленный бег по кругу и бег с изменением направления

Остальные 30 минут урока идут в том же временном порядке.

Таким образом, скоростные способности у детей младшего школьного возраста в основном воспитываются при помощи легкоатлетических упражнений. В связи с тем, что легкоатлетические упражнения имеют оздоровительный характер, то при помощи легкоатлетических упражнений решаются так же задачи разностороннего физического развития ребенка.

Для развития скоростных способностей применяются основные методы развития скоростных способностей:

1. метод строго регламентированного упражнения;

2. игровой метод;

3. соревновательный метод.

Строго регламентированные упражнения подразделяются на два вида. Первый вид – метод повторного выполнения упражнений или действий с максимальной скоростью движения, а второй вид – метод повторного (вариативного) упражнения с изменением скорости выполнения упражнений по определенной программе в специальных условиях.

Метод вариативного упражнения выглядит таким образом – упражнение выполняется в течение нескольких секунд, при этом интенсивность его возрастает, достигая максимума, после чего скорость движения удерживается на максимуме, затем интенсивность снижается. Данное упражнение должно выполняться определенное количество раз.

Игровой метод подразумевает под собой выполнение упражнений в игровых условиях, в подвижных или спортивных играх, эстафетах и т.д. В связи с этим все упражнения осуществляются на высоком эмоциональном уровне. Еще один плюс игрового метода заключается в том, что все упражнения переносятся намного легче, чем упражнения, которые выполняются по строго регламентированному методу. При этом следует обратить внимание на то, чтобы все упражнения были выполнены без напряжений, а так же технически грамотно.

Достаточно часто в урочном или тренировочном процессе учителем используется соревновательный метод. Данный метод осуществляется при помощи эстафет, прикидок, мини-соревнований и тому подобное. Соревновательный метод дает наилучший результат по сравнению с игровым методом и методом строгого регламентирования. Так же именно споревновательный метод позволяет приобрести высокую спортивную форму.[50]

Помимо основных легкоатлетических методов есть еще и дополнительные методы развития скоростных способностей:

1. овладеть умением выполнять предельно быстрые движения позволяет применение при выполнении скоростных упражнений метода облегчённых внешних усилий;

2. метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и около предельной интенсивность. Количество повторений в одном занятии 3-6 повторений в 2-х сериях. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинается уже развитие выносливости, а не быстроты.

3. метод динамических усилий, который направлен на развитие способностей к проявлению большей силы в условиях быстрых движений (динамическая сила). При его применении используют отягощения (от 10 до 15 кг) в сочетании с упражнениями, которые по своей структуре - соответствуют основному спортивному навыку. Это позволяет одновременно совершенствовать спортивную технику и развивать необходимое для избранного вида спорта физическое качество. Иногда носит название метод сопряжённых воздействий.

4. метод ускорений характеризуется выполнением упражнения с нарастающей быстротой, доходящей до максимально возможной;

5. переменный метод характеризуется чередованием наращивания скорости, поддержания ее и замедления при выполнении упражнения.

6. уравнительный метод применятся при выполнении упражнения одновременно несколькими участниками, каждый из которых имеет преимущество перед другими, соответственно своим силам [50].

В.И. Лях выделил три основные группы упражнений, которые должны выполняться с предельной скоростью:

1. Упражнения, которые должны целенаправленно воздействовать на развитие быстроты реакции, скорости выполнения отдельных движений, улучшения частоты движений, улучшения стартовой скорости, скоростной выносливости, быстроты выполнения последовательных двигательных действий в целом.

2. Упражнения комплексного воздействия на все основные компоненты скоростных способностей.

3. Упражнения сопряженного воздействия на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость).[50]

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: