О направленности физического воспитания детей младшего школьного возраста на современном этапе

 

Значение физической культуры в младших классах – это, в основном, укрепление здоровья, формирование и развитие различных двигательных способностей. По мнению ученых, физическое развитие младшего школьного возраста – это главный критерий здоровья детей. Основная забота о физическом воспитании школьников ложится именно на школу.

Физическое воспитание в школе соответствует требованиям государственных стандартов по физической культуре и спорту. На данный момент в Российской Федерации действуют Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. [44]

Основные задачи физического воспитания детей младшего школьного возраста по ФГОСам второго поколения таковы:

1. Укрепить здоровье,

2. содействовать гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению,

3. сформировать первоначальные умения саморегуляции средствами физического воспитания,

4. сформировать установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.[44]

Государственные стандарты помимо задач прописывают и требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. По физической культуре в начальной школе ФГОСы второго поколения выявляют следующие требования к результатам освоения основной программы.

1. формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

2. овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

3. формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). [44]

Основные средства физического воспитания, помимо Государственных стандартов, прописаны еще в программах по физическому воспитанию образовательных учреждений. Любые физические упражнения должны использоваться учителем с учетом положений, которые отражаются в общих принципах системы физического воспитания в Российской Федерации.

Итак, существует три основных принципа физического воспитания:

1. принцип всестороннего развития личности подразумевает применение таких средств, которые наиболее эффективно влияют на всестороннее физическое развитие;

2. принцип связи физического воспитания с трудовой практикой предусматривает использование в физическом воспитании детей школьного возраста таких средств, которые наиболее эффективно подготавливают их к дальнейшей трудовой деятельности;

3. принцип оздоровительной направленности ориентирует на применение средств, которые обладают наибольшей оздоровительной, гигиенической и профилактической полезностью.[30,44]

Основная сфера обучения физической культуре в начальной школе – двигательная деятельность школьника. В процессе овладения этой деятельностью ребенок укрепляет здоровье, совершенствует свои физические качества, осваивает определённые двигательные действия, активно развивает мышление, творчество и самостоятельность. Но, к большому сожалению, программы современного периода не ориентированы на целенаправленное развитие двигательных навыков.

Следствием данного факта стало снижение уровня развития различных физических способностей у детей младшего школьного возраста. Согласно исследованиям, 35-55% учащихся начальных классов имеют уровень физического развития ниже среднего и низкий. [1]

Таким образом, без занятий физической культурой невозможно полноценное развитие детей младшего школьного возраста. К тому же, нехватка двигательной активности приводит к ухудшению здоровья ребенка, ослаблению его защитной силы. Параллельно этому ухудшаются показатели развития скоростно-силовых способностей у детей начальных классов.

В связи с тем, что младший школьный возраст – это сенситивный, самый благоприятный период развития различных способностей у ребенка, то основная цель физического воспитания в начальной школе – обучение учащихся основам двигательной деятельности. Многие методисты выделяют основную задачу физического воспитания в этом возрасте – «расширение границ двигательной активности школьников путем направленного воспитания основных физических качеств и физических способностей». [1]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: