Тема 10. Дошкольная дидактика. Особенности обучения детей дошкольного возраста (2ч.)

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте понятие «обучение».

2.Назовите фамилии исследователей проблемы обучения детей дошкольного возраста. Раскройте их основные идеи.

3. Раскройте вклад А.П.Усовой в развитие проблемы обучения детей дошкольного возраста.

4.Практическое задание: прочитать монографию А.П. Усовой «Обучение в детском саду». – М.: Просвещение, 1982. Ответить на вопросы:

- Как А.П. Усова обосновывает необходимость обучения детей в детском саду?

- Что осваивает ребенок в ходе обучения?

- Как обучение связано с другими видами деятельности (игра, труд)?

- В чем состоит своеобразие учебной деятельности ребенка дошкольного возраста?

- Какими учебными умениями овладевает ребенок в ходе обучения?

- В чем состоит явление «необучаемость»?

- В чем состоит роль образца и речи воспитателя на занятии и подражательной деятельности ребенка? Является ли подражательная деятельность тормозом детского творчества? Почему?

- Сделайте вывод о значении исследования А.П. Усовой для современной дидактики детского сада.

Рекомендуемая литература:

1.Дошкольная педагогика /Авторы-составители О.В.Солнцева, Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт. – СПб, 2005. – 125с.

2.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 2-е изд., перераб. и доп.; Гриф МО. - М.: Academia, 2000. - 415 с.

3.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика:[CD] / С. А. Козлова. - М., 2004.

4.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 6-е изд., испр.; Гриф МО. - М.: Академия, 2006. - 415 с.

5.Крулехт, М.В. Проблема целостного развития ребёнка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности / М.В. Крулехт. – СПб., 1995.

Тема 11. Дошкольная дидактика. З анятие как одна из форм обучения детей дошкольного возраста(1ч.)

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте понятие «занятие».

2.Назовите фамилии исследователей по проблеме организации занятий детей дошкольного возраста. Раскройте их основные идеи.

3. Раскройте традиционную и современную методику организации и проведения занятий как одной из форм обучения детей дошкольного возраста. Сделайте сравнительный анализ.

4.Практическое задание: проанализировать конспекты занятий с детьми разных возрастных групп. Вопросы для анализа конспектов занятий:

- Имеют ли задачи обучения развивающий характер? Каковы ожидаемые результаты их решения?

- Сколько частей в конспекте занятия, каковы их цели? Является ли структура занятия оптимальной?

- Какие методы приемы используются для реализации программного содержания?

- Соответствуют ли методы и приемы программному содержанию занятия и возрастным возможностям детей?

- Обеспечивают ли методы и приемы освоение ребенком позиции субъекта познавательной деятельности на занятии, самостоятельность и творчество дошкольников?

- На какой уровень освоения учебной деятельности дошкольниками ориентировано занятие?

- Обеспечивается ли индивидуальная направленность обучения на занятии?

Рекомендуемая литература:

1. Дошкольная педагогика /Авторы-составители О.В.Солнцева, Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт. – СПб, 2005. – 125с.

2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 6-е изд., испр.; Гриф МО. - М.: Академия, 2006. - 415 с.

3. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н.Поддъякова. – М., 1980. – С.28-54.

Тема 12.

Дошкольная дидактика. Методы обучения детей дошкольного возраста. (1ч.)

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятию «метод» и «приём» обучения.

2. Классификация методов обучения дошкольников.

3. Наглядные методы обучения.

4. Практическое задание. Интерпретируйте смысл педагогической ситуации. Выделите, какие методы использовал воспитатель?

Педагогическая ситуация

«Тепе – Недотепе, который решил заняться благоустройством участка возле своего нового дома, дети средней группы решили помочь. Рассмотрев макет участка и те растения, которые он приготовил для посадки, дети разделились на три группы: одна захотела посадить то, что растет на клумбах; другая – на огороде; третья – те растения, которые помогают летом спрятаться от жары. Когда работа была закончена, каждая группа детей объяснила Тепе, по какому признаку были посажены растения.

Дети заспорили, высказывая свое мнение по поводу того, растут ли мак и подсолнух на клумбах, а камыши на берегу. После обсуждения пришли к правильным выводам».

Литература:

1. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. – М.- 2000. – С.225-243.

2. Васильева, А.П.Совершенствование обучения в детском саду.- Минск, -1980.- С.41-60.

3. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. 2110 «Педагогика и психология (дошкольная)» / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.- М.- Просвещение.- 1983. -Ч.2.- С. 58-81.

4. Михайленко, Н.Я., Короткова,Н.А. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению //Дошкольное восп. – 1992. - №5-6. - С.17-27.

5. Усова, А.П. Процесс обучения на занятиях //Обучение в детском саду /Под ред. А. В. Запорожца. – М.- 1981. - С. 93-148.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: