Особенности этапов «маржинальной революции»

В экономической литературе выделяют два этапа «маржинальной революции».

Первый – охватывает 70–80-е годы XIX в. и связывается с трудами К. Менгера и его учеников, а также У. Джевонса и Л. Вальраса.

На этом этапе в центре внимания маржиналистов была про­блема меновой ценности благ – пропорции их обмена. Она решалась с помощью теории предельной полезности, которая объ­ясняла ценность благ сочетанием полезности их дополнительной единицы с фактором редкости.

Подход маржиналистов к теории ценности был противоположен подходу классической школы. Классики выводили ценность (стои­мость) из издержек производства, т.е. определяли ее «со стороны предложения». Маржиналисты шли «со стороны спроса», придавая основ­ное значение субъективным оценкам блага потребителями. Поэтому первый этап маржинализма принято называть «субъективным направлением» политической экономии.

Второй этап «маржинальной революции» приходится на 90-е годы XIX в., когда маржиналисты стали разрабатывать теории произ­водства (фирмы), распределения дохода, благосостояния и т.д. и отказались от субъективизма и психологизма. Наибольший вклад в развитие новых маржинальных идей внесли А. Маршалл, Дж.Б. Кларк и В. Парето. Они и их последователи стали рассматриваться в качестве преемников классической политической экономии и называться неоклассиками.

Решающее значение в распространении маржиналистских идей имела «эко­номность» теории, применяющей одинаковые прин­ципы исследования и аналитический инструментарий к лю­бым хозяйственным явлениям и проблемам. Универсальность метода и инстру­ментов анализа, формирование единого языка экономической теории – предельного анализа, возможность ее формализации сыгра­ли огромную роль в прогрессе и профессионализации экономической науки и привели к образованию мирового научного сообщества экономистов, созданию национальных экономических ассоциаций и профес­сиональных журналов в Англии, США и других странах. Однако в результате уровень анализа стал более абстрактным, радикально упростился образ человека (как рационального максимизатора) и образ мира (как равновесного состояния).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: