Русский язык в славянском мире

Часа

Пояснительная записка

В современном разделённом мире как никогда остро стоит проблема духовного и государственного объединения славянских народов: русского, украинского, белорусского, русских – с западнославянскими, южнославянскими народами. Многовековые связи, национальные, языковые, культурные, литературные традиции, оказались почти разрушенными. Многое приходится сейчас восстанавливать заново, переосмысливать на новом историческом этапе, в изменившемся мире. В этих условиях ценны свидетельства многовековых дружественных связей между славянскими народами, показывающие, насколько тесно они переплетались на протяжении веков. В славянском мире всегда жила идея единства, по-разному заявляющая о себе в разные эпохи.

Элективный курс может получить развитие со стороны углублённого изучения русско-славянских языковых связей, закономерностей развития языков в их взаимовлиянии. Возможны элементы сравнительного сопоставления фонетических, лексических, морфологических языковых параллелей.

В основе элективного курса лежит книга: В.В. Виноградов. Великий русский язык (М., 1945), не переиздававшаяся до сих пор.

 

Примерное распределение часов

№/№ Содержание занятий часы
1. О народной стихии русского языка.  
2. Общественные деятели и деятели культуры о русском языке  
3. Особенности развития русского литературного языка. Изложение с предварительным анализом текста.  
4. Отношение к русскому языку в Средние века.  
5. Великие деятели ХУШ века о русском языке. М.В. Ломоносов о русском языке.  
6. Развитие русского языка в Пушкинскую эпоху.  
7. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и другие русские критики о русском языке.  
8. И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов о русском языке.  
9. Поэты о русском языке.  
10. Русский язык и славянские языки.  
11. О близости восточнославянских языков.  
12. Писатели-классики ХХ века о русском языке.  
13. Учёные-лингвисты о русском языке.  
14. О заимствованиях в русском языке.  
15. Русский язык – наследник древнегреческого и латинского языков.  
16. О языке художественной литературы.  
17. Заключительная конференция.  

 

 

1. О народной стихии русского языка.

Работа с текстами.

К.Д. Ушинский: «В языке своём народ в продолжение многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчезающей сокровищницей народного языка; так что каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразились в слове природа страны и история народа» (Избранные педагогические сочинения. – М., 1939. – Т.. П. – С. 12).

Для А.С. Пушкина народность языка определяется всем содержанием национальной русской культуры в её историческом развитии. А.С. Пушкин учил, что народность языка нельзя путать с «простонародностью».

Н.В. Гоголь: «Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами своего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами» (Статья о Пушкине).

И.С. Тургенев: «Народ, у которого такой язык, – народ великий».

И.И. Срезневский, русский лингвист: «Чем более жизненной силы в языке, тем более жизненной силы образованности может быть и в обществе или народе, которому он принадлежит» (Об изучении народного языка вообще, и особенно в детском возрасте. – СПб, 1899. – С. 11).

Н.А. Добролюбов: «Народная мудрость высказывается обыкновенно афористически».

Задания

1. Подготовьтесь к беседе об авторах высказываний, о содержании цитат.

2. Подберите другие цитаты к теме урока, иллюстрации к цитатам из художественных произведений.

3. Запишите выбранные цитаты под диктовку, предварительно подготовившись к ней. Произведите орфографический и пунктуационный комментарий.

4. Подготовьте рассуждения на лингвистическую тему. Они могут проводиться как в устной, так и в письменной форме.

5. Индивидуальная работа: учащимся могут быть предложены эссе на темы цитат по выбору.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: