Дополнительные материалы. Элементы народной стихии, отразившиеся в изучаемых литературных произведениях разных эпох (А.С

Элементы народной стихии, отразившиеся в изучаемых литературных произведениях разных эпох (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Г. Успенский, А. Кольцов, И. Никитин, И.А. Бунин).

Использование элементов проектной технологии и научно-исследовательской работы. Подбор и анализ цитат, фрагментов художественных произведений. Данная тема может быть использована и во внеклассных мероприятиях.

«Некрасов по преимуществу становится истинным поэтом в тех случаях, когда он излагает народные темы народным говором («В дороге», «Влас», «Зелёный шум», «Коробейники», «Крестьянские дети», «Кому на Руси жить хорошо» и т.д.).

«Усердно изучая язык крестьянства, язык народной поэзии и придавая ему громадное общечеловеческое значение, Л.Н. Толстой не раз высказывал свой взгляд на отношение русской литературы и русского литературного языка к фольклору. В письме к Н.Н. Страхову от 3 марта 1872 г. Он писал: «Заметили ли вы в наше время в мире русской поэзии связь между двумя явлениями, находящимися между собой в обратном отношении: упадок поэтического творчества всякого рода – музыки, живописи, поэзии и стремление к изучению русской народной песни всякого рода – музыки, живописи, поэзии?»

М. Горький оценивал фольклор как высшую и наиболее полноценную форму художественного творчества: «В простоте слова самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги» (Материалы и исследования, т. 1. Л.: Изд. АН, 1934, с. 114). Сам Горький в совершенстве владел стилями устного народного творчества.»

Ф. Энгельс: русский язык – «один из самых сильных и самых богатых живых языков» мира (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. – Т. ХУ. – с. 239). «Какой красивый русский язык: все преимущества немецкого без его ужасной грубости» (Сочинения. – Т. ХХУП. – С. 362).

П.И. Чайковский писал: «Русский язык, как справедливо заметил Тургенев…– есть нечто бесконечно богатое, сильное и великое». «Пушкин силою гениального таланта очень часто врывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки Это не пустая фраза. Независимо от сущности того, что он излагает в форме стиха, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка» (Переписка с Н.Ф. фон Мекк. – Т.1. – М., 1934. – С. 26).

В другом письме П.И. Чайковский пишет: «…Стихотворная форма, к которой прибегают поэты для выражения любви, уже есть узурпация сферы, принадлежащей безраздельно музыке. Слова, уложенные в форму стиха, уже перестают быть просто словами: они омузыкалились (неологизм или окказионализм?) Лучшим доказательством того, что стихи, пытающиеся выразить любовь, суть уже более музыка, чем слова, служит то, что очень часто подобные стихотворения (укажу вам на Фета, которого очень люблю) будучи внимательно прочтены как слова, а не как музыка, не имеют почти никакого смысла. Между тем смысл в них не только есть, но в них есть глубокая мысль, только не литературная, а чисто музыкальная» (Там же, с. 205).

Задания

1. Подберите материалы для небольших докладов.

2. Сопоставьте строфы из романа «Евгений Онегин» (Глава восьмая, строфы УП-1Х) с музыкальной фразой из одноимённой оперы. Как соответствует мелодика строфы музыкальной мелодии?

3.Докажите последнее положение письма П.И. Чайковского, проанализировав стихотворение А.А. Фета по выбору.

 

 

2. Общественные деятели и деятели культуры о русском языке.

Анализ текста

«Патриотическое одушевление русской литературы Х1Х века ярче всего выразилось во всё углубляющейся народности её языка, в её бережном отношении к тем самостоятельным началам национального словесно-художественного творчества, которые обозначились в предшествующей культуре русского слова.

В течение Х1Х века русский литературный язык сближался с потоками живой народной речи по разным направлениям, в разных своих стилях».

Значение народной речи как основного источника обновления литературного языка, как неиссякаемого родника национальной оригинальности и самобытности так определено Г.И. Успенским: «Оригинальность и самобытность народной речи… делает эту речь и это народное слово совершенно свободным, не знающим никаких стемнений, особливо, если дело идёт «промежду себя», это преимущество народного разговора, важное само по себе, приобретает особую важность и интерес ввиду того огромного материала, взятого непосредственно из жизни, который имеет в своём бесконтрольном распоряжении эта свободная народная мысль, выражающаяся в свободном слове».

Необходимо напомнить, что и научный русский стиль создавался в тесном взаимодействии не только со старославянским языком, но и с живой народной речью, её говорами. В этом отношении очень показательна роль натуралистов, специалистов по естествознанию, в создании первого толкового словаря русского языка – «Словаря Академии Российской» (1789-1794), в котором проявился интерес русских учёных ХУШ века к народной – ботанической, зоологической, медицинской, промысловой и технической номенклатуре. Академики Лепёхин, Озерецковский, Иноходцев опирались в создании научных терминологий на народные слова.

И позднее плоды мировой научной мысли, результаты общечеловеческого опыта самостоятельно переводились на язык русского народного опыта, облекаясь в плоть и кровь русского литературного языка, срастаясь с творческими достижениями самой русской мысли и деформируясь под их влиянием». (В.В. Виноградов, с. 96-98).

Любопытно, что сборники пословиц и поговорок, идущие от ХУП века, отражают ещё до сих пор не выветрившийся, не вышедший из употребления фонд народной фразеологии. Это является доказательством того, что связь между системами общерусского языка на разных ступенях его развития, самая крепкая и жизненная, создаётся с помощью элементов и форм народной речи, народной поэзии. Словесное творчество народа служит непоколебимым и не подверженным разрушению фундаментом русского литературного языка». (В.В. Виноградов, с.101).

Язык народной поэзии был источником и опорой развития древнерусского языка. Он же стал основным цементирующим элементом в системе русского национального языка. Связь русской языковой культуры ХУШ века с фольклором общепризнана… эта близость к стихии народной речи отразилась и в метком, остром реалистическом слове Фонвизина, и в неорганизованной никаким учёными канонами речи Державина со всеми её «неправильностями» с точки зрения школьной грамматики литературного языка дворянства, и даже в свободных рифмах его поэзии…

В «Петербургских записках» (1836) Гоголь так писал о живой народной русской песне и её значении в русском быту: «Покажите мне народ, у которого бы больше было песен. Наша Украина звенит песнями. По Волге, от верховьев до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек».

С эпохи Пушкина язык народной поэзии становится семантическим центром разных стилей литературной речи.

Фольклор для Гоголя – «сокровище духа и характера народа», основа русского национального языка. Недаром гоголевский стиль с его тяготением к живой народной речи, к крестьянскому языку, к областным диалектам, к разнообразным жаргонам городского просторечия, носивший на себе яркую печать демократизма, стал наряду со стилем Пушкина знаменем новой русской реалистической школы Х1Х века» (с.105).

Задания

1. Определите тему, тип речи и стиль текста.

2. Укажите, сколько в тексте смысловых частей. Докажите. Проанализируйте структуру каждой смысловой части по плану:

· Предложение, начинающее смысловую часть.

· Как оно связано с последним предложением предшествующей смысловой части?

· С помощью каких средств, прежде всего ключевых слов, развивается микротема в смысловой части?

· Каким предложением заканчивается смысловая часть? Возможны ли варианты?

· Определите ключевое предложение. В какой мере оно обосновано и раскрыто в пределах смысловой части?

· Оцените логичность и полноту выражения микротемы в смысловой части.

· Как последнее предложение смысловой части связано с первым предложением последующей смысловой части? Возможны ли варианты?

· Совпадает ли смысловая часть с абзацем? Охарактеризуйте случаи несовпадения.

3. Составьте сложный план.

4. К каждой смысловой части составьте по два вопроса. Предложите ответить на них товарищу.

5. Укажите черты научного стиля.

5. На вопрос по выбору ответьте письменно, используя языковые средства научного стиля.

 

3. Особенности развития русского литературного языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: