1. | Устная и письменная формы речи. Диалог и монолог, их языковое своеобразие. | |
2. | Понятие литературной нормы. | |
3. | Фонетические нормы. Орфографические правила на фонетической основе. | |
4. | Акцентологические нормы. | |
5. | Орфоэпические нормы. | |
6. | Лексические нормы. Синонимы, антонимы, омонимы. | |
7. | Паронимы. Стилистические синонимы. | |
8. | Словарные пометы. | |
9. | Морфологические нормы в системе глаголов. | |
10. | Морфологические нормы в системе существительных. | |
11. | Морфологические нормы в системе прилагательных и наречий. | |
12. | Морфологические нормы в системе числительных. | |
13. | Орфографические правила на морфемной основе. | |
14. | Синтаксические нормы. Согласование. Управление. | |
15. | Изменение норм литературного языка. | |
16. | Литературная норма и стили речи. | |
17. | Заключительная конференция. |
Устная и письменная формы речи. Диалог и монолог, их языковое своеобразие.
Работа с материалами § 1 «Функции языка», § 2 «Язык, речь и слово», § 3 «Термины язык, речь и слово», с. 70-73 «Устная и письменная формы речи». Задания 116, 117.
Темы для рассуждения на лингвистическую тему:
«Языковые признаки разговорного стиля речи»
«Что такое просторечие?»
«Возможно ли употребление разговорных элементов речи при ответе у доски?»
Одна из тем может быть выполнена в письменной форме.
2. Понятие литературной нормы.
Работа с материалами учебника «Русский литературный язык и его нормы», с. 73.
Анализ басни по выбору. Анализ одного из рассказов В. Шукшина, например, «Раскас».
Анализ определений литературной нормы:
«Языковая норма – совокупность «правильных» для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов из числа сосуществующих» (С.И. Ожегов).
«…Закрепившиеся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые (речевые) варианты» (Д.Э. Розенталь).
Почему речь идёт о вариантах использования языковых (речевых) элементов?
Прокомментируйте частое употребление слов и словосочетаний: чёрное кофе, ихние дети, полезная шампунь, одеть пальто. Пользуйтесь толковыми словарями.
Языковая лаборатория. Учащиеся обсуждают ненормативные, с их точки зрения, употребления слов, составляют их списки, работают с толковыми и другими словарями.
Фонетические нормы.
Орфографические правила на фонетической основе.
Лингвистические наблюдения и их анализ. Задания 272, 273, 274.
Охарактеризуйте основные диалектные особенности произношения слов в вашей местности. Приведите примеры фонетической литературной нормы.
Какие орфографические правила образованы по фонетическому принципу? (Правописание О/Ё после шипящих, правописание И/Ы после Ц, правописание приставок на З/С, правописание Ы на месте И после приставок на твёрдую согласную). Повторение правил, подбор примеров.
Составление, запись и анализ словарных диктантов.
Дополнительные задания: 264-271.