Морфологические нормы в системе существительных и местоимений

Работа с материалами §§ 27, 36, 37.

Задания 130, 131. Склонение фамилий (с. 81).

Склонение фамилий известных учащимся людей, введение фамилий в микротексты. Задания 351, 354, 358, 361.

Образуйте формы мн. ч. от существительных:

офицер, волос, китель, фактор, штурман, трактор, директор, профессор, паспорт, ордер, колокол.

Проверьте правильность форм по словарю.

Как правильно сказать: У рыбей нет зубей – У рыб нет зуб – или У рыбов нет зубов? Объясните, на чём основана шутка?

Образуйте формы род. п. мн. ч. от существительных: армянин, грузин, якут, англичанин, партизан, солдат, чулок, носок, апельсин, килограмм, помидор. Проверьте себя по словарю. Подберите собственные примеры. Как меняется норма в данном случае?

Подберите существительные, программирующие ошибки в родовой принадлежности: мозоль, шампунь, тюль… Чем обусловлены эти ошибки?

Напишите рассуждение на тему: «Станет ли нормой форма притяжательного местоимения ихний»?

 

Морфологические нормы в системе прилагательных и наречий.

Работа с заданиями 140, 147; 358, 359, 360, 369, 370; 283, 284, 285; 287-289.

Сформулируйте нормы употребления прилагательных и наречий.

 

Морфологические нормы в системе числительных.

Работа с заданиями 141, 142, 143; 371, 372, 373, 374, 378, 379.

Что такое функциональные омонимы. Задания 376.

Повторение и систематизация знаний о морфологических нормах.

 

Орфографические правила на морфемной основе.

Повторение, систематизация и обобщение орфографических правил, основанных на морфемном принципе. § 54.

Задания 558-606 (по выбору учителя).

 

Синтаксические нормы. Согласование. Управление.

Работа с § 28.

Задания 145, 146, 147, 148, 149, 377, 380, 382.

Составьте предложение со словосочетанием ряд выступающих. Какой вывод можно сделать? (Все варианты согласования не соответствуют грамматическим нормам.) Подберите свои примеры.

Подберите примеры типичных ошибок в управлении: заплатите за проезд, об этом указала газета, это свидетельство о том, что… и т.д.

Напишите сочинение-эссе «Неужели канцелярит неистребим?»

Можно использовать статьи и книги К.И. Чуковского с предварительным их обсуждением.

 

Изменение норм литературного языка.

Работа с материалами с. 85-87 учебника «Изменение норм литературного языка».

Лабораторная работа – выполнение задания 150.

Подбор, анализ и редактирование неудачных материалов, выбранных из СМИ.

Минидоклады на тему «Из истории употребления слов».

 

Литературная норма и стили речи.

Задание 144. Подготовка к конференции.

Модели урока-конференции представлены в книге: Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Сальникова О.А. Методические рекомендации к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы». – М.: Дрофа, 2007. – С. 115-119.

 

Заключительная конференция.

Темы докладов, включающие собственные наблюдения учащихся, могут соответствовать темам занятий, могут включать и другие темы.

 

Литература

1. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 классы. М., 2006.

2. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Сальникова О.А. Методические рекомендации к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы». – М.: Дрофа, 2007.

3. Баранов М.Т. Правописание и культура речи: Сб. программ русского языка. М., 1999.

4. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (спецкурс для 10-11 классов). М., 1997.

5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации: Книга для учителя. М., 1987.

6. Мучник Б.С. Культура письменной речи: формирование стилистического мышления. М., 1994.

7. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980.

8. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. М., 2004.

Элективный курс

ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ

Часов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: