Предложения, переходные между простыми и сложными, сложными союзными и бессоюзными

Трудные случаи типологии предложений. Предложения, содержащие однородные сказуемые разных типов. Предложения со сравнительными оборотами. Предложения, включающие подчинительный союз и одно сказуемое. Сложные предложения с частицами в связующей функции. Предложения, совмещающие признаки сочинения и подчинения.

Период как средство экспрессивного синтаксиса.

Понятие о периоде как экспрессивном синтаксическом средстве. разные структуры периода: многокомпонентное сложноподчинённое предложение с однородными препозитивными придаточными, простое предложение, осложнённое рядами однородных членов. Анализ лирики А.С. Пушкина, Н. Рубцова и т.д.

 

Синтаксический разбор многокомпонентного сложного предложения с разными типами связи.

Трудности анализа многокомпонентного сложного предложения с разными типами связи. Понятие о смысловой части МСП и о ведущей связи в нём. Закономерности вычленения ведущей связи в многокомпонентном сложном предложении с разными типами связи. Многокомпонентное сложное предложение с разными типами связи как художественное средство в лирических и прозаических произведениях. «Онегинская строфа» как МСП.

 

Предложения с несобственно-прямой речью.

Понятие о несобственно-прямой речи как об одном из основных средств выражения многоплановости, многоголосия повествования в художественном тексте. Несобственно-прямая речь как средство самохарактеристики персонажа. Выделение авторской речи и речи персонажа в речевом потоке. Анализ отрывков из романа Л.И. Толстого «Война и МИР», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Принципы русской пунктуации.

Структурный и семантический принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания и систематизирование основных пунктуационных правил. Систематизация знаков препинания в простом предложении. Систематизация знаков препинания в сложном предложении.

Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания при цитатах. Варианты пунктуации.

 

Авторские знаки.

Авторские знаки как один из способов актуализации, акцентирования смысловых фрагментов предложения. Авторские знаки как признак индивидуального стиля (лирика М.Цветаевой, Б. Окуджавы, А. Вознесенского, И. Бродского и др.). авторские знаки препинания в прозаических произведениях.

 

Литература.

1. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. – М.: Просвещение, 1979.

2. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2009.

3. Бабайцева В.В. Русский язык. Односоставные предложенпия в тексте. Элективный курс. – М.: Дрофа, 2008.

4. Беднарская Л.Д. Русский язык. Трудные вопросы изучения синтаксиса. – М.: Дрофа, 2009.

5. Фёдоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. – М.: Просвещение, 1972.


[1] См.: Беднарская Л.Д. Примерное планирование по учебному комплексу В.В. Бабайцевой для классов и школ с углублённым изучением русского языка. 1Х класс // Русская словесность. – 2003. – № 6, 7, 8; 2004. – № 1.

[2] См. другие сценарии уроков в кн.: Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Сальникова О.А. Методические рекомендации к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы». – М.: Дрофа, 2007.

[3] Ломоносов М.В. Полн. Собр. Соч., т. УП, с. 588.

[4] Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов. – СПб, 1999, с. 22.

[5] Ломоносов М.В. Полн. собр. соч: В 10 т.т. – Т. УП. – М.Л., 1952.

[6] Вестник образования: Сборник приказов и инструкций Министерства образования. – 2004. –

№ 12. С. 18 и сл.

[7] См., например: Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. – М.: Просвещение, 1979.

[8] Фёдоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. – М.: Просвещение, 1972.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: